RU  UA

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Промышленность

Земельная реформа в Украине: шпагат между МВФ и Радой

Реформа земли может не получить одобрения нардепов

Реформа земли может не получить одобрения нардепов Фото: УНИАН

Украина в рамках выполнения условий меморандума о сотрудничестве с МВФ обязалась провести земельную реформу. Правительство в ближайшее время внесет соответствующий законопроект в Верховную Раду, однако нардепы могут отказать документу в поддержке.

Украина в рамках выполнения условий меморандума о сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ) должна провести земельную реформу, в результате которой земля сельскохозяйственного назначения сможет свободно продаваться.

В соответствии с меморандумом, перевод которого на украинский язык разместил на своем сайте Минфин, закон об обороте земли должен быть принят до конца мая. "Утверждение Верховной Радой закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения ожидается до конца мая 2017 года, что позволит действующему мораторию на продажу земель сельскохозяйственного назначения утратить силу с конца 2017 года, таким образом разрешая продажу земли, находящейся в государственной и частности собственности, сразу после этого", - говорится в документе.

На самом деле, в меморандуме о сути земельной реформы не говорится вообще ничего. В документе отмечается, что для разработки соответствующего законопроекта создана рабочая группа, в которую вошли представители различных министерств и ведомств, а также привлечены эксперты Всемирного банка.

При этом МВФ не преминул напомнить, что Украина обещала провести земельную реформу еще в прошлом году, и этот так называемый "структурный маяк" отбрасывает тень на украинское руководство еще с конца сентября 2016 года.

Меморандум раздора

Мораторий на продажу земли в Украине был введен в 2002 году, и с тех пор он ежегодно продлевается. Последний раз это произошло в декабре 2016 года - Верховная Рада продлила мораторий до конца 2017 года. Президент Петр Порошенко подписал принятый парламентом закон, несмотря на то, что ранее выступал за отмену моратория.

По поводу рынка земли в украинском политикуме нет единого мнения. В конце марта лидер Аграрной партии Виталий Скоцик анонсировал сбор подписей против отмены моратория и поспешной продажи земли.

"Украина совершенно не готова к запуску рынка земли – в условиях незавершенной земельной реформы на этом рынке будут править бал олигархи и спекулянты. У простых фермеров денег на покупку земли нет. Поэтому мы собрали лучших экспертов, чтобы разработать полный пакет земельного законодательства для завершения реформы в интересах всего украинского народа, а не кучки "избранных". На данном же этапе очень важно остановить дикую и поспешную распродажу земли. В этом я прошу объединить усилия всех, кому не безразлично будущее нашей страны", - заявил Скоцик в комментарии "Апострофу".

По его словам, аграрии планируют собрать не менее 3 млн подписей и передать их в высшие властные инстанции. Акция уже стартовала флешмобом в социальных сетях под лозунгом "Не дадим украсть землю!". Власть игнорирует позицию украинского народа в земельном вопросе, тем самым игнорируя Конституцию, отметил Скоцик. Он пояснил, что угроза настигла с двух сторон: с одной стороны, есть обещания украинской власти перед МВФ, с другой - есть риск того, что Конституционный суд (КС) страны примет решение об отмене моратория уже в ближайшие месяцы.

Такая вероятность действительно существует. В феврале 55 народных депутатов направили в КС представление о конституционности моратория на продажу земли. "Конституционный суд может снять мораторий, и мы получим наиболее экономически свободный рынок среди всех возможных вариантов. Это может произойти через полгода, согласно регламенту Конституционного суда", - сказал инициатор обращения, нардеп из фракции "Блок Петра Порошенко" (БПП) Алексей Мушак.

Мушак является соавтором законопроекта об обороте земель сельхозназначения, поданного в Раду в декабре 2016 года. Документ сейчас находится на рассмотрении в профильном комитете парламента.

Упомянутый законопроект предусматривает запуск рынка земли уже с 1 июля 2017 года, то есть депутаты даже не собираются ждать решения Конституционного суда (справедливости ради нужно отметить, что законопроект был подан до обращения нардепов в КС).

В соответствии с законопроектом, с 1 июля текущего года свободно смогут продаваться и покупаться земли, находящиеся в государственной и коммунальной собственности. Что касается частной собственности, то, согласно документу, соответствующая земля станет полноценным товаром только с 1 июля 2018 года. До 2020 года право на куплю-продажу земли будут иметь лишь физические лица, после этого к процессу планируют подключить бизнес. Максимальная площадь земельной собственности не сможет превышать 500 га. Авторы законопроекта считают также возможной продажу земли иностранцам, правда, только с 2030 года.

Премьер-министр Владимир Гройсман год назад причислял себя к противникам отмены моратория. Сейчас риторика главы правительства несколько изменилась – по крайней мере, он уже не оспаривает возможность введения рынка земли. 10 апреля премьер подтвердил подготовку Кабмином своего варианта законопроекта об обороте земли. "Позиция правительства состоит в том, что этот оборот можно запустить на первом этапе только между физическими лицами, которые являются украинцами, и в рамках ограничений не более 200 га для одного лица", - сказал он. На какой период времени рассчитан "первый этап" и что предусматривается на последующих этапах, Гройсман не сказал. Впрочем, если Украина на этот раз решила все же выполнить требования МВФ, скоро обо всем этом станет известно – сроки, что называется, поджимают.

Мифы и реальность

Принципы Европейского Союза, в который так стремится Украина, безусловно, предусматривают наличие свободного оборота сельскохозяйственных земель. Однако далеко не все европейские страны - прежде всего, это касается государств бывшего социалистического блока – ввели у себя абсолютно свободный рынок земли. Так, в странах Балтии граждане стран, не входящих в ЕС, не могут купить землю, а в ряде балканских государств, которые пока еще не вошли в состав Евросоюза, запрет распространен на всех иностранцев.

Дальше всех пошла Польша, в которой находящаяся у власти консервативная партия "Право и справедливость" запретила продажу земли иностранным гражданам и ограничила площадь земельных владений до 300 га.

Формальный запрет на покупку земли иностранцами можно обойти. Делается это, как правило, через местное юридическое лицо. В России свободный рынок земли был введен в 2002 году – аккурат в год установления моратория в Украине. Иностранные граждане не имеют права покупать землю в РФ, но, как отмечает аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько в "Forbes-Украина", они обходят этот запрет по указанной выше схеме. Тем не менее иностранцы не скупили по дешевке российскую землю, которая на самом деле в большинстве своем остается в руках физлиц и государства.

По словам эксперта, функционирование рынка земли напрямую зависит от общего инвестиционного климата в стране. Если условия для бизнеса остаются непрозрачными, вторичная продажа земли будет затруднена и под нее банки будут неохотно выдавать кредиты. В связи с этим также не обязательно должны вырасти цены на земельные участки, хотя опыт восточноевропейских стран говорит об обратном, но там, в отличие от Украины, наблюдался колоссальный рост, сопровождаемый не менее внушительными инвестициями.

Между МВФ и Радой

Озвученные правительством нормы не вызывают восторга у аграриев. Как отметил в комментарии "Апострофу" глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дыкун, эффективная молочная ферма в сегодняшних украинских реалиях – это, как минимум, 800-1000 голов, при этом на одну голову приходится 1 га земли, то есть для всего стада - 1000 га.

"Запуск такого формата рынка земли будет выгоден только коммерсантам, а не аграриям. Исходя из этого риски очевидны. Во-первых, серые схемы покупки земли, так как для того, чтобы не лишиться бизнеса, люди будут покупать землю на подставные лица. Во-вторых, сокращение молочного стада и производства молока. Аграрию дешевле будет избавиться от такого хлопотного и рискованного дела, как животноводство, окупаемость которого 10 лет, гораздо выгоднее производить зерно и продавать его на экспорт", - сказал он.

Впрочем, пока непонятно, каким на выходе будет проект земельной реформы. Более того, не исключено, что их будет несколько – упомянутый выше законопроект Мушака и Ко не отозван, а правительство вряд ли захочет объединять свои наработки с чужими. В любом случае законопроекту будет необходимо одобрение Рады, а с этим далеко не все ясно. Принятие закона об обороте земли подразумевает отмену моратория, однако стоить вспомнить, что за его продление последний раз проголосовали 297 депутатов, то есть почти конституционное большинство.

Если в законопроекте сохранятся озвученные Гройсманом нормы, он может получить поддержку широких народных масс, а значит, и тех нардепов, которые неустанно апеллируют к народной воле, поскольку такая реформа снимает опасения, что "крупный иностранный капитал скупит украинскую землю", считает руководитель департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

С другой стороны, по словам эксперта, предложенная реформа не учитывает интересы крупных агрохолдингов. "Для таких компаний, как "Кернел", обрабатывающих более 100 тыс. га, такая реформа создаст дополнительные трудности. Вполне естественно, им хочется получить землю в собственность, официально получить кредиты под покупку земли (и эти кредиты им обойдутся намного дешевле, чем мелким хозяйствам) и управлять уже своей землей, как это делают агрохолдинги в других странах. Получается, что в этом варианте реформы им это сделать будет очень сложно – для покупки земли им придется прибегать к разным непрозрачным или рисковым схемам. Прибегая к ним, они могут потерять свою репутацию прозрачных компаний, что может ухудшить их возможности в привлечении капитала. С другой стороны, они могут опасаться, что частные лица или менее прозрачные "инвесторы" будут скупать землю, обрабатываемую агрохолдингами, и потом сдавать ее в аренду на менее выгодных для холдингов условиях", - сказал Паращий.

Вместе с тем, считает он, такие опасения выглядят надуманными, и крупные бизнесмены найдут пути для минимизации подобных рисков, хотя "в любом случае это им может обойтись недешево" (так как они будут вынуждены скупать землю через третьих лиц, либо через более высокие арендные платежи новым, более крупным собственникам земельных участков). В связи с этим агрохолдинги могут через своих лоббистов в Раде заблокировать принятие земельной реформы, не исключил Паращий.

Неоднозначное отношение к земельной реформе в ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ). По словам эксперта УКАБ по земельным вопросам Романа Граба, сегодня эта тема излишне политизирована, и "значительная часть депутатов не хочет потерять голоса людей, проголосовав за свободный рынок земель сельхозназначения". С другой стороны, отметил он, если документ будет содержать озвученные премьер-министром положения "об ограничении доступа к рынку иностранцев и юридических лиц с лимитированием площади в собственности до 200 га, вполне возможно, что такой законопроект будет хорошо принят парламентом".

"Однако, если в Украине заработает именно модель закрытого, консервативного рынка земли, это не принесет ожидаемой экономической пользы стране и, безусловно, приведет к сдерживанию цены на землю и появлению теневых схем покупки сельскохозяйственной земли. Ожидаемые инвестиции в закрытый рынок также вряд ли придут", - резюмировал Граб.

Читайте также

"Объединенную горно-химическую компанию" приватизировали: окажется ли украинский титан в российских ракетах

Несмотря на жесткий мониторинг, украинский титан после приватизации Объединенной горно-химической компании может попасть в Россию

Новая война между США и Китаем: кто завладеет нефтью XXI века

Между США и Китаем обостряется борьба за лидерство в сфере производства микрочипов, что чревато потрясениями для всего мира

На США надежд мало: чем украинское оружие может быть полезно Европе

Украина и ЕС будут сотрудничать в сфере ОПК из-за военной угрозы со стороны России