RU  UA

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Промышленность

​Из-за законодательного коллапса закупочные цены у фермеров на сою и рапс упадут на 17% - СМИ

СМИ рассказали о промедление по решению о возврате НДС

СМИ рассказали о промедление по решению о возврате НДС Фото: pixabay.com

Власть в Украине можно смело причислить к одному из стихийных бедствий – она вставляет палки в колеса аграриям похлеще природы. Взять хотя бы законопроект №7403-д, который был принят Верховной Радой еще 22 мая 2018 г., и 25 мая был направлен на подпись президенту. С тех пор прошло уже почти три месяца, а законопроект по сих пор не ветирован и не подписан – он просто висит в воздухе, пишет издание hubs.

Эта история началась еще в конце прошлого года, когда лоббисты переработчиков масличных культур через парламент протащили закон, отменяющий возмещение НДС абсолютно всем экспортерам сои и рапса. Закон назвали «соевыми правками», и он вызвал бурю возмущения на аграрном рынке, поскольку грозил существенно снизить цены на сою и рапс для производителей. Только после упорных усилий со стороны аграриев, которые вышли на массовые акции протеста под стены Верховной Рады и даже перекрывали трассы в 13 областях, а также после многократных попыток депутатов восстановить справедливость, удалось частично исправить ситуацию, приняв законопроект №7403-д.

Важно напомнить, что законопроект №7403-д был компромиссным решением – если изначально депутаты от аграрного комитета выступали за полную отмену «соевых правок» (законопроект №7403-2), то предложенный налоговым комитетом парламента законопроект №7403-д предполагает возврат возмещения НДС не всем экспортерам, а только тем компаниям, экспортирущим сою, которую сами же и произвели.

Однако после того, как законопроект 25 мая был направлен на подпись президенту, воцарилась продолжительная пауза. Конституция Украины четко указывает, что президент в течение 15 дней должен либо подписать закон и обнародовать его, либо же – вернуть в парламент со своими замечаниями для повторного рассмотрения. Если же закон в течение этого срока не ветирован, то он считается одобренным президентом и должен быть подписан и официально обнародован.

Еще 4 июля на встрече с бизнесом Петр Порошенко заявил, что ожидает экспертного анализа по законопроекту, и убежден, что закон будет подписан. Такая позиция президента сама по себе является нарушением Конституции, так как на этот момент президент уже утратил право вето и был обязан подписать и опубликовать закон независимо от того, какое экспертное заключение он получит. Однако этого сделано не было, и, по состоянию на 20 августа 2018 г., закон уже 72 дня находится в подвешенном состоянии, а гарант Конституции продолжает ее нарушать не имея для этого никаких правовых оснований.

«Cui prodest?» или же «Кому выгодно?», – говорили латиняне, советуя в непонятной ситуации искать заинтересованную сторону. Такая ситуация с законопроектом №7403-д выгодна лишь одной стороне – переработчикам масличных, пролоббировавших «соевые правки», которые, как сообщала «ДС», еще называют «правками Хомутынника» – по имени влиятельного депутата Валерия Хомутынника, одного из бенефициаров крупнейшего украинского переработчика масличных – компании «Кернел». Ведь уже с 1 сентября в силу вступают «соевые правки», НДС при экспорте сои возмещаться не будет, в результате, по прогнозам фигурантов рынка, закупочные цены на внутреннем рынке, формируемые экспортерами, упадут на 17%, что позволит переработчикам закупать дешевое сырье для своих заводов на вполне законных основаниях. От чего, безусловно, проиграют фермеры.

Однако подвешенность законопроекта №7403-д не может быть вечной – какое-то решение президент все же должен принять. И в последнее время из Администрации президента стала просачиваться информация о том, что Петр Порошенко намерен все-таки ветировать законопроект №7403-д. Как мы уже говорили, это также прямо нарушает Конституцию (сроки для законного ветирования уже прошли).

Формальной причиной президентского вето может стать то, что закон является дискриминационным и устанавливает разные правила игры на рынке: производителям сои, которые будут экспортировать ее самостоятельно, НДС возмещать будут; тем же кто не может обеспечить необходимый для экспорта объем и работающим по этой причине с трейдерами – нет, равно как и трейдерам. Такое решение вполне созвучно позиции представителей западного бизнеса – Европейская бизнес ассоциация уже призывала Петра Порошенко ветировать этот законопроект, как дискриминационный и нарушающий принципы свободной конкуренции.

Если все произойдет именно так, то президент будет выглядеть поборником справедливости – вернет законопроект в парламент и предложит ему установить равные правила игры для всех производителей сельхозпродукции. Однако каверза в том, что Верховная Рада уже однажды «завалила» такой законопроект, причем не меньше других в этом поучаствовала сама президентская фракция.

Соответственно, набрать 226 голосов за президентские замечания очевидно не удастся, как, собственно, и за преодоление вето. В результате, закон о восстановлении возмещения НДС аграриям при экспорте сои и рапса так и не вступит в силу никогда. Не этого ли и добивались лоббисты переработчиков?

Скорее всего, что Петр Порошенко, затянув до невозможности оглашение своего решения по законопроекту, стал на сторону крупного бизнеса. И теперь владельцы маслоэкстракционных заводов, которым президент своим бездействием дает возможность заработать несколько миллиардов гривен, могут считать себя ему обязанными.

Но не будем наивными. В АП это прекрасно понимают, но им могут понадобится голоса и поддержка «фракции Хомутынника». Не забываем, что очередные выборы президента в Украине запланированы на 31 марта 2019 года. Так что владельцы маслоэкстракционных заводов могут быть спокойны – уже было потерянная возможность заработать несколько миллиардов гривен за счет фермеров, вполне возможно будет реализована, пусть и ценой нарушения Конституции.

Тем временем промедление президента уже дорого обошлось производителям масличных культур, в первую очередь, мелким и средним фермерам. Ведь в условиях, когда неизвестно – будет ли подписан принятый Радой закон или же он будет ветирован – они не могут нормально планировать деятельность. Еще в средине июня фигуранты рынка жаловались, что не могут оформить форвардные контракты на экспорт масличных культур – «подвешенный» закон не позволяет спрогнозировать цены на продукцию. С того времени прошло уже два месяца, а ситуация для экспортеров так и не прояснилась. Хотя нет, она стала предельно ясной – бизнес в очередной раз понял, что если не уметь кулуарно договариваться с властью, то она и далее будет игнорировать закон или использовать его против тебя столько, сколько посчитает нужным.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

"Объединенную горно-химическую компанию" приватизировали: окажется ли украинский титан в российских ракетах

Несмотря на жесткий мониторинг, украинский титан после приватизации Объединенной горно-химической компании может попасть в Россию

Новая война между США и Китаем: кто завладеет нефтью XXI века

Между США и Китаем обостряется борьба за лидерство в сфере производства микрочипов, что чревато потрясениями для всего мира

На США надежд мало: чем украинское оружие может быть полезно Европе

Украина и ЕС будут сотрудничать в сфере ОПК из-за военной угрозы со стороны России