Все правительственные предложения, которые легли в основу концепции реформирования налоговой системы, наконец-то нашли отображение в изменениях к Налоговому кодексу. Отмена ряда налогов и сборов будет отчасти компенсирована за счет введения новых или пересмотра ставок действующих. Так, например, нежилую недвижимость предложено облагать по ставке 2% от минимальной зарплаты за каждый квадратный метр. Под новый вид налога попадут все ‒ от собственников гаражей до владельцев отелей и офисов. Налогообложение земель сельхозназначения увеличится в десять раз.
В распоряжении А' оказался проект изменений в Налоговый кодекс, разработанный Министерством финансов. До того, как эти правки нашли свое отображение в законопроекте, о них рассказывал премьер-министр Арсений Яценюк в рамках концепции реформирования налоговой системы. Кроме того, частично о предложенных нормах можно было узнать из проекта изменений в Бюджетных кодекс, которые правительство предложило для усиления финансовой самостоятельности местных органов власти и даже передало на рассмотрение в парламент. Однако депутаты так и не смогли рассмотреть документ, поскольку не хватило голосов на включение его в повестку дня. Напомним, что предложенные правки предусматривают сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9. Часть налогов будет трансформирована. Кроме того, планируется реформирование режима налогообложения фиксированным сельхозналогом.
Обложат здания со всех сторон
Предложенные изменения в Налоговый кодекс носят конкретный характер ‒ расписаны ставки и правила взимания конкретного налога. Так, например, помимо налога на жилую недвижимость, который работает уже в течение года, правительство предложило ввести налогообложение нежилой недвижимости. Речь идет о гостиничных зданиях (помимо отелей, к ним относятся базы отдыха, пансионаты, рестораны), офисных, торговых помещениях (от универмагов, рынков до СТО). Кроме того, под налогообложение могут попасть гаражи, склады, промышленные объекты, а также бани и прачечные. Ставку предложили на уровне 2% от минимальной зарплаты/1 кв м (сейчас ‒ 24 грн). Уже несколько лет норму о налогообложении нежилого фонда предлагают ввести представители Ассоциации городов Украины (АГУ). Однако, как поясняет эксперт по бюджету ассоциации Александр Слобожан, первоначально предлагались более низкие ставки, чем в итоге были приняты в Минфине ‒ 1-1,5%. При этом в АГУ предлагали либо вообще не облагать налогом промышленные здания, либо ввести минимальный налог ‒ в пределах 0,05-0,1%, а саму ставку сделать дифференцированной, то есть с учетом территориального местонахождения, зонального расположения и физического износа здания.
Коммерческий директор компании «Будхаус групп» (управляет офисными центрами по всей Украине) Максим Гаврюшин уверен, что в предложенном виде налог работать не будет. Необходима дифференциация ставок в зависимости от типа недвижимости и географии ее расположения. «Нельзя сравнивать Киев и регионы. То, что сможет с легкостью заплатить Ocean Plaza, для торгового центра в Сумах будет убийственным»,‒ говорит он А'. Кроме того, плательщиком должен стать не собственник, а арендатор. Генеральный директор ТММ Николай Толмачев добавляет, что новые налоги только усложняют администрирование. Директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык уверен, что в условиях экономического спада и отсутствия условий инвестиционной привлекательности нецелесообразно вводить подобные налоги. «Это выглядит как идея взбесившегося налоговика. Осталось еще налог на тень ввести,‒ возмущен эксперт.‒ Например, захочет прийти инвестор, а ему сходу нужно будет заморозить 20% своих оборотных средств на НДС-счетах, заплатить налог на недвижимость, земельный налог». Кроме того, до сих пор отсутствует реестр недвижимости, по которому можно определять плательщика. В то же время Александр Слобожан напоминает, что в ликвидированных БТИ, которые работают как архивы, есть вся информация, вплоть до данных о самостроях, поэтому не должно быть проблем с идентификацией собственника.
Налоги закопаны в земле
Согласно законопроекту, увеличиваются ставки земельного налога. Если сейчас ставка налога на земельные участки, где проведена нормативная денежная оценка земель, составляет 1% (кроме пашни, где ставки 0,1%), то в случае с принятием предложенных норм, она может увеличиться втрое. Налогообложение сельхозземель предложено увеличить в 10 раз ‒ до 1%. Руководитель экспертно-аналитической группы по проблемам рынка земли Совета предпринимателей при Кабмине Виктор Кобылянский крайне отрицательно оценивает данные предложения, поскольку рынок земли и так достаточно динамичен ‒ нормативная денежная оценка участков пересматривается каждые 5-7 лет. Кроме того, проводится ежегодная индексация. Рост отчислений по земельному налогу происходит независимо от увеличения ставки. Пересмотр налоговых ставок в итоге ляжет на конечного потребителя ‒ сельхозпроизводитель просто заложит их в стоимость продукции, поясняет он. «Ответ на вопрос, вырастут или снизятся платежи сельхозпроизводителей и на сколько, мы дать не можем, поскольку формулировки в законопроекте не точны,‒ отмечает А' глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар.‒ Наиболее важные статьи можно трактовать несколькими способами. Ставка налога для всех участков, где проведена нормативная оценка ‒ 3%, но одновременно для сельхозземель она не должна превышать 1% от норматива в границах области, то есть будет работать правило “где меньше” или устанавливается отдельное правило для сельхозземель». Однако есть в законопроектеи положительные стороны, которые поддерживают аграрии, отмечает господин Макар. Земельный налог станет частью местных бюджетов, и эти платежи будут направлены на содержание местной инфраструктуры, которой они сами и пользуются.
Сам себе страховщик
В законопроекте содержится и норма, которая, по мнению президента Лиги страховых организаций Александра Залетова, станет«осиновым колом», убивающим рынок страхования жизни. Минфин предлагает переложить налоговую нагрузку по договорам долгосрочного страхования жизни с работодателя на застрахованных лиц. Если сейчас предприятие делает отчисления в страховые компании, и потом может включить эти расходы в статью затрат и уменьшить налогообложение налогом на прибыль, то в правительстве предложили переложить эти расходы на самого сотрудника. Господин Залетов отмечает, что если еще в 2008 году доля рынка корпоративного страхования в части накопительных программ составляла 40%, то сейчас всего 5% новых договоров практически не заключается, а идет оплата по заключенным еще до 2011 года. «Государство теряет институционального инвестора. Если сотруднику предложат выплатить ему 1000 грн или купить страховку, с которой еще и налог снимут, как с дохода, конечно, он выберет получить 1000 грн,‒ говорит эксперт.‒ То есть из страховщика делают изгоя, в то время как во всем мире развивают лайфовое страхование».
Следует отметить, что Минфин предложил экспертам и участникам рынка согласовать изменения в Налоговый кодекс, содержащиеся на более чем 400 страницах сравнительной таблицы, всего за один день. Не исключено, что правки будут вынесены на заседание правительства, которое состоится в среду. «Минфин присылает важный и объемный документ, просит дать свои замечания и предложения в течение нескольких часов. Выходит, что не только сам законопроект, но и аналитика к нему будет сырой и некачественной. Такой подход сложно назвать государственным»,‒ считает Владимир Макар. «Если бы правительство выяснило для себя, какова цель этих реформ, то был бы понятен конечный результат. Пока что он не ясен»,‒ добавляет Артем Рудык.