Правительство зарегистрировало проект закона, которым предлагает полностью пересмотреть регулирование сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Для этого будет введена ответственность за отсутствие коммерческого учета ресурсов в жилом фонде, с потребителей-неплательщиков должна будет взиматься пеня за каждый день просрочки, а жильцы должны будут выбрать управляющую компанию для предоставления им услуг. Эксперты одобряют инициативу, однако называют документ «сырым». По их мнению, принятие проекта в таком виде создаст почву для махинаций со стороны жилищных управителей, но комплекс проблем ЖКХ не решит.
Услуг меньше ‒ качества больше
Верховная рада обнародовала на официальном сайте правительственный проект закона № 4563а «О жилищно-коммунальных услугах». Нормы документа, в случае его принятия, вступят в силу с 1 января 2015 года и заменят уже действующий с 2004 года закон с идентичным названием. Проектом «предлагается полностью пересмотреть правоотношения между всеми участниками жилищно-коммунальной отрасли, что позволит урегулировать взаимоотношения между ними», отмечается в пояснительной записке. В частности, документом упраздняется понятие «балансодержатель имущественного комплекса». Вместо него будет использоваться термин «совладелец многоквартирного дома». Определения исполнителей услуг выписаны в соответствии с действующим резонансным законом №1198-VII, согласно которому ими являются предприятия теплоэнергетики, водоканалы, а также субъекты газо- и энергоснабжения. В остальном новый документ повторяет закон от 2004 года с той лишь разницей, что в нем появилась новая норма, предписывающая определенный уровень качества услуг ЖКХ. Он будет устанавливаться Кабинетом министров на основании стандартов, разработанных профильными центральными органами власти.
Кроме того, правительство упростило перечень услуг ЖКХ. Коммунальными по-прежнему остаются услуги по централизованному теплоснабжению (отопление, горячая вода), водоснабжению (холодная вода и водоотведение), газо- и энергоснабжению, обращение с твердыми бытовыми отходами (вывоз и утилизация мусора). Жилищные услуги обобщены в единое понятие «управление многоквартирным домом». Сейчас в Украине многоквартирный жилищный фонд насчитывает порядка 240 тыс. домов, из которых жильцы напрямую управляют лишь в 17 тыс. через создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В действующем законодательстве выделено 18 видов жилищных услуг, которые закреплены типовым договором между их поставщиком и потребителем, и формируют так называемую квартирную плату. К ним относятся обслуживание и содержание придомовых территорий, подъездов, внутренних домовых сетей, дератизация и дезинсекция нежилых помещений, текущие и капитальные ремонты крыш, фасадов зданий.
Пеней по долгам
Резонансной инициативой в новом документе является введение пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ в размере 0,1 от общей суммы долга за каждый день просрочки. Население должно будет заплатить по выставленным управителем и исполнителями счетам не позднее 20 числа каждого календарного месяца. Напомним, парламентарии уже неоднократно пытались ввести финансовые санкции в отношении должников. В частности, закон, которым был отменен мораторий на взыскание пени с неплательщиков, был принят в 2010 году и должен был вступить в силу с 1 января 2011 года, однако размер штрафа был определен лишь год спустя. Впрочем, тогда же Верховная рада предусмотрела отсрочку его вступления в силу, в результате чего до сих пор пеня с должников не взималась. По последним данным Госстата, в июне население сократило суммарную задолженность на 2,5% по сравнению с маем ‒ до 11,2 млрд грн.
Следует отметить, что отдельная глава в новом законопроекте посвящена договорным отношением между коммунальными предприятиями и потребителями. Ее нормы направлены на исполнение закона №1198-VII, которым типовые договора с исполнителями услуг (до сих пор ими являлись ЖЭКи, а сейчас предприятия) предлагается уравнять с индивидуальными договорами с каждым потребителем. Помимо того, совладельцы многоквартирного дома будут обязаны выбрать управляющую компанию, с которой необходимо будет заключить договор об оказании жилищных услуг.
Все учтено
Ключевой в документе является статья, предусматривающая обязательный коммерческий учет ресурсов и энергии для категорий небытовых потребителей (юридических лиц и физических лиц-предпринимателей). Речь идет о подомовых узлах учета, размещенных на входе в дом. Статьей 16 законопроекта предусмотрено, что невыполнение юридическими лицами норм о коммерческом учете «станет основанием для ограничения им уровня водоснабжения до экологической брони», а физлиц-предпринимателей будут и вовсе отключать от систем централизованного водо- и теплоснабжения.
По данным Минрегиона, в прошлом году многоквартирный фонд был оснащен подомовыми приборами учета холодной воды на 50% и горячей ‒ на 40%. В случае отсутствия общедомового счетчика «на входе» в дом, для бытовых абонентов показатели потребления будут учитываться как и сейчас ‒ по факту инженерного ввода согласно нормам, установленных Кабмином. Показания общих счетчиков будут распределяться между всеми жильцами дома. При этом документом предусмотрено, что устанавливать общедомовые счетчики будут предприятия-исполнители услуг (цена узлов коммерческого учета будет включена в стоимость услуг) за счет средств совладельцев многоквартирных домов или за счет других источников, не противоречащих законодательству. Однако законопроект не упоминает об индивидуальных квартирных счетчиках. В основном в домах многоквартирного фонда такие приборы учета фиксируют потребление горячей и холодной воды.
Отрицательные стимулы
В Комитете ВР по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики одобряют нормы документа и считают, что он будет стимулировать жильцов к созданию ОСМД. «Помимо того, что документ улучшит правоотношения между жильцами и коммунальными предприятиями, он будет стимулировать население объединяться в негосударственные организации с целью самостоятельного управления своими домами»,‒ сообщил А' заместитель главы профильного Комитета Владимир Сальдо (депутатская группа «Экономическое развитие»). Народный депутат также уверен, что введение пени позволит улучшить платежную дисциплину населения. «Согласно данным Госстата, население рассчитывается за ЖКХ в целом на 97-98%. При этом, основные неплательщики ‒ это как раз не малоимущие категории граждан, поскольку они оформляют субсидии, а те, которые могут, но принципиально не хотят платить за предоставленные услуги. Пеня станет для них дополнительным аргументом, чтобы вовремя оплатить услуги»,‒ уверен господин Сальдо.
Впрочем, с этим не согласны представители ОСМД. «Документ нуждается в существенной доработке. Например, непонятно, что делать с квартирными счетчиками, которые являются собственностью жильцов»,‒ отметила Людмила Шанц, член Нацсовета по развитию ОСМД при Кабмине, глава правления ОО «Объединение жилищно-строительных кооперативов, совладельцев многоквартирных домов ''Виктория”» (Запорожье). По ее словам, многие нормы законопроекта направлены на исполнения положений спорного закона №1198-VII. «Таким образом, это не дает возможности объединениям жильцов самостоятельно становится управителями. Несколько домов могли создать ассоциацию ОСМД, а в рамках нее и управляющую компанию, которая бы обслуживала находящиеся рядом дома, а полученную от услуг прибыль направляла бы на нужды жилфонда»,‒ сообщает госпожа Шанц. Она также подчеркнула, что в Украине нет развитого рынка жилищных управителей. «Профессиональных управителей очень мало. Есть риск того, что в городах будет создано две-три компании, которые “разделят” между собой сферы влияния и будут формировать экономически необоснованные цены на услуги»,‒ опасается она. Впрочем, в Комитете ВР А' уточнили, что подобные случаи регулируются антимонопольным законодательством и органами местного самоуправления.
Не одобряют проект закона и юристы. «Без формализации имущественных прав жильцов на каждый квадратный метр дома, без введения четких и прозрачных алгоритмов регистрации объединений совладельцев любая инициатива будет провальной»,‒ уверена юрист, глава общественного объединения «Эффективный собственник» Татьяна Монтян. По ее словам, легитимность нормы о введении пени при наличии долга за услуги ЖКХ также остается под вопросом. «В Гражданском кодексе уже прописаны нормы, позволяющие в судебном порядке взыскать задолженность с неплательщика. Кроме того, при введении пени кто-то должен де-юре зафиксировать факт надлежащего предоставления услуг при неуплате за них. А этот механизм в документе не прописан»,‒ отметила она.