Кабмин ввел госрегулирование цен на топливо. Это уже не первая попытка контролировать ценообразование на топливном рынке. Ранее это приводило к катастрофическому росту количества нелегальных АЗС. Сейчас 20-30% рынка горюче-смазочных материалов находятся в тени. Ежегодно от нелегальных АЗС бюджет несет убытки в четыре миллиарда гривен. С 2019 года, ради снижения цен на горючее, власть пошла на консенсус с легальными АЗС и согласилась убрать с рынка теневые заправки. Закрыли почти полторы тысячи станций. Впрочем, по мнению экспертов "Экономической правды", большинство из свыше 800 официально "закрытых" АЗС снова работают. Реально ли регулировать цены на топливо в Украине и можно ли побороть нелегальные заправки, в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал экономист Александр Охрименко.
- Как вам эта история с ограничениями цен на топливо?
- Это уже в истории Украины было и не один раз. Были и ограничения, но они не работают. Вы же сами понимаете, что любое ограничение вызывает проблемы с поставками. Но бизнес - это бизнес. Он не будет терять прибыль или работать в убыток. Тогда появляется или бодяжное топливо - было в истории Украины такое - или исчезает какая-то его часть.
В конце концов, все эти ограничения не работают. Если власть действительно так уж хочет регулировать, то пожалуйста. У нас есть госрезерв, покупайте дешевое горючее и потом продавайте его на рынке, регулируя цену. С точки зрения законодательства и теории, так и надо действовать.
- Но когда человек видит, что бензин действительно дорогой, он хочет, чтобы он стал дешевле. С точки зрения пользователей топливом, которые не разбираются в этих механизмах, такие действия представляются правильным шагом?
- С точки зрения пиара - да. А с точки зрения реальной жизни это не работает. Я понимаю, что каждый хочет, чтобы бензин был дешевым. Но я обращаю ваше внимание на то, что у нас действительно очень большое количество водителей используют не бензин, а, например, газ для заправки автомобилей. Это у нас очень популярный вид горючего.
На сегодняшний момент много украинцев вообще не смотрят на бензин, а возмущаются, почему растет цена на газ. Здесь тоже очень интересная ситуация. Кто-то ругает бензин, кто-то ругает автомобильный газ. А в целом все ссорятся, все хотят бесплатно, все хотят дешево. Я не отрицаю, что все хотят дешево, но так не бывает.
- Есть утверждение, что предельный размер торговой надбавки сделает невозможной манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и создаст прозрачный механизм ценообразования. Это слова господина Петрашко. Возможен ли прозрачный механизм ценообразования, чтобы потребитель и покупатель были довольны, а рынок - сбалансированным?
- Прозрачная система ценообразования - возможна. Давайте возьмем пример Исландии или Германии. Там цены выше, значительно выше. И немцы тоже недовольны, потому что высокие цены. Но система там прозрачная. У нас, к сожалению, время от времени специалисты говорят, что на рынке есть так называемое бодяжное нелегальное топливо. Да, оно существует. Но если вы вводите ограничения, бодяжного топлива становится еще больше.
У нас, к сожалению, прозрачного рынка нет и не будет. У нас эта система работает и удовлетворяет большинство населения Украины. Это традиции.
- Давайте вспомним о теневых АЗС. По вашему мнению, если будет такая регуляция цен, стоит ли ожидать расцвета нелегальных заправок?
- Да. Когда Юлия Тимошенко была премьером, она очень любила регулировать цены. Она отказалась от этого, потому что количество нелегальных АЗС настолько выросло, что не знали, что с ними и делать. Любой бизнесмен - даже легальный - видит: так нельзя, так нельзя, а вот так можно. Тем более "дать на лапу" проверяющему дешевле, чем оплатить все налоги. Эта ситуация существует и будет существовать.
- Как можно бороться с теневыми АЗС? С этим же надо что-то делать.
- Это невозможно. Не буду указывать пальцем, но даже в Киевской области видно, что есть теневые АЗС. Там проезжает полиция, депутаты. Все видят это. Но дал проверяющему "на лапу" и ступай себе подальше.
Эти АЗС фактически не платят налоги. По документам там, скорее всего, зарегистрировано какое-то ЧП, которое торгует маслом. Вы же понимаете, что откупиться значительно дешевле. Да и сами проверяющие говорят: если мы закроем эти АЗС, то как же мы будем жить, кто нам будет давать "на лапу"? Здесь система построена очень четко.
Такие заправки обеспечивают существование прослойки проверяющих, а соответственно, обеспечивают и тех депутатов, которые тоже на этом кормятся. Те, кто продают, тоже довольны. К тому же, на нелегальных АЗС топливо значительно дешевле. Оно некачественное, но зато дешевое. И здесь уже работает психология людей.