Кабмин ввел госрегулирование цен на топливо. Это уже не первая попытка контролировать ценообразование на топливном рынке. Ранее это приводило к катастрофическому росту количества нелегальных АЗС. Сейчас 20-30% рынка горюче-смазочных материалов находятся в тени. Ежегодно от нелегальных АЗС бюджет несет убытки в четыре миллиарда гривен. С 2019 года, ради снижения цен на горючее, власть пошла на консенсус с легальными АЗС и согласилась убрать с рынка теневые заправки. Закрыли почти полторы тысячи станций. Впрочем, по мнению экспертов "Экономической правды", большинство из свыше 800 официально "закрытых" АЗС снова работают. Реально ли регулировать цены на топливо в Украине и можно ли побороть нелегальные заправки, в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал экономист Александр Охрименко.

- Как вам эта история с ограничениями цен на топливо?

- Это уже в истории Украины было и не один раз. Были и ограничения, но они не работают. Вы же сами понимаете, что любое ограничение вызывает проблемы с поставками. Но бизнес - это бизнес. Он не будет терять прибыль или работать в убыток. Тогда появляется или бодяжное топливо - было в истории Украины такое - или исчезает какая-то его часть.

В конце концов, все эти ограничения не работают. Если власть действительно так уж хочет регулировать, то пожалуйста. У нас есть госрезерв, покупайте дешевое горючее и потом продавайте его на рынке, регулируя цену. С точки зрения законодательства и теории, так и надо действовать.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

- Но когда человек видит, что бензин действительно дорогой, он хочет, чтобы он стал дешевле. С точки зрения пользователей топливом, которые не разбираются в этих механизмах, такие действия представляются правильным шагом?

- С точки зрения пиара - да. А с точки зрения реальной жизни это не работает. Я понимаю, что каждый хочет, чтобы бензин был дешевым. Но я обращаю ваше внимание на то, что у нас действительно очень большое количество водителей используют не бензин, а, например, газ для заправки автомобилей. Это у нас очень популярный вид горючего.

На сегодняшний момент много украинцев вообще не смотрят на бензин, а возмущаются, почему растет цена на газ. Здесь тоже очень интересная ситуация. Кто-то ругает бензин, кто-то ругает автомобильный газ. А в целом все ссорятся, все хотят бесплатно, все хотят дешево. Я не отрицаю, что все хотят дешево, но так не бывает.

- Есть утверждение, что предельный размер торговой надбавки сделает невозможной манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и создаст прозрачный механизм ценообразования. Это слова господина Петрашко. Возможен ли прозрачный механизм ценообразования, чтобы потребитель и покупатель были довольны, а рынок - сбалансированным?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

- Прозрачная система ценообразования - возможна. Давайте возьмем пример Исландии или Германии. Там цены выше, значительно выше. И немцы тоже недовольны, потому что высокие цены. Но система там прозрачная. У нас, к сожалению, время от времени специалисты говорят, что на рынке есть так называемое бодяжное нелегальное топливо. Да, оно существует. Но если вы вводите ограничения, бодяжного топлива становится еще больше.

У нас, к сожалению, прозрачного рынка нет и не будет. У нас эта система работает и удовлетворяет большинство населения Украины. Это традиции.

- Давайте вспомним о теневых АЗС. По вашему мнению, если будет такая регуляция цен, стоит ли ожидать расцвета нелегальных заправок?

- Да. Когда Юлия Тимошенко была премьером, она очень любила регулировать цены. Она отказалась от этого, потому что количество нелегальных АЗС настолько выросло, что не знали, что с ними и делать. Любой бизнесмен - даже легальный - видит: так нельзя, так нельзя, а вот так можно. Тем более "дать на лапу" проверяющему дешевле, чем оплатить все налоги. Эта ситуация существует и будет существовать.

- Как можно бороться с теневыми АЗС? С этим же надо что-то делать.

- Это невозможно. Не буду указывать пальцем, но даже в Киевской области видно, что есть теневые АЗС. Там проезжает полиция, депутаты. Все видят это. Но дал проверяющему "на лапу" и ступай себе подальше.

Эти АЗС фактически не платят налоги. По документам там, скорее всего, зарегистрировано какое-то ЧП, которое торгует маслом. Вы же понимаете, что откупиться значительно дешевле. Да и сами проверяющие говорят: если мы закроем эти АЗС, то как же мы будем жить, кто нам будет давать "на лапу"? Здесь система построена очень четко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Такие заправки обеспечивают существование прослойки проверяющих, а соответственно, обеспечивают и тех депутатов, которые тоже на этом кормятся. Те, кто продают, тоже довольны. К тому же, на нелегальных АЗС топливо значительно дешевле. Оно некачественное, но зато дешевое. И здесь уже работает психология людей.