До 23 декабря премьер-министр Арсений Яценюк пообещал наконец внести в парламент проект бюджета на 2015 год, а также проекты налоговой и бюджетной реформ. Депутаты пока не имеют возможности провести полноценные заседания профильных комитетов для рассмотрения законопроектов, наработки предложений и принятия соответствующих решений, поскольку официально документы в Верховную раду не поступали. Профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики пока что работает только с презентацией основных направлений налоговой реформы. В то же время, члены комитета уверены в одном ‒ в предложенном Кабинетом министров виде, в частности, налоговые изменения поддержаны не будут. Ряд замечаний депутаты уже направили в Минфин.
Уже несколько заседаний подряд парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики собирается, чтобы поговорить о несуществующей налоговой реформе. Официально правительство не передавало в Верховную раду проект изменений в Налоговый кодекс. Депутаты вынуждены анализировать лишь рабочую версию документа, а таких вариантов в депутатских кругах, у бизнеса и журналистов уже несколько. Единственное, на что сподобился Кабмин,‒ прислать в профильный комитет презентацию налоговой реформы. В ней лишь в общих чертах прописано то, что правительство планирует реализовать в налоговой сфере уже с нового года. Это беспрецедентный факт: бизнес до сих пор не знает, по каким же новым правилам им придется работать с 1 января, а сами депутаты до конца не понимают, за что же им придется голосовать уже на следующей неделе. Премьер-министр Арсений Яценюк пообещал до 23 декабря передать весь пакет документов в Верховную раду. В правительстве надеются, что уже через три дня после регистрации законопроектов в парламенте они будут приняты. «Нам прислали в комитет проект картинок. Удивляют наши взаимоотношения с правительством»,‒ возмущен Александр Кирш («Народный фронт»).
Примечательно, что в такой ситуации представители Минфина не смогли найти время посетить заседание налогового комитета. А помимо депутатов, в комитет пришли эксперты и представители бизнеса, которым наверняка было о чем спросить у основного разработчика налоговой реформы. В таких условиях комитет смог создать лишь рабочие группы по разным направлениям реформирования. «Мы будем работать каждый день до следующей недели ‒ тогда мы ожидаем, что Кабмин подаст законопроект в Верховную раду. И будем смотреть, какие изменения могут быть реализованы, а какие общество совсем не готово принять»,‒ заявил глава комитета Роман Насиров («Блок Петра Порошенко»). Внефракционный депутат Дмитрий Святаш вообще считает, что до тех пор, пока нет документа, нечего обсуждать и тем более принимать такой масштабный документ за две недели до нового года. «Ко всем другим проблемам мы получим еще и социальное недовольство, поэтому правительству следует более уважительно относиться»,‒ говорит депутат. Больше всего нареканий от членов комитета звучало в отношении введения налога на недвижимость, введения дифференцированной ставки налога на доходы физлиц (НДФЛ; 15-25%, в зависимости от доходов) и непрямых методов оценки доходов граждан.
Напомним, что согласно предложению правительства, механизм взимания налога на недвижимость будет пересмотрен ‒ его планируют администрировать не с жилой, а с общей площади по ставке 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. м (сейчас 24,30 грн) вместо 1%. Кроме того, планируется отменить необлагаемый минимум жилой площади. «Это налог на “хрущовки”. За 50 кв. м придется заплатить более 1 тыс. грн. Нет таких денег у людей. Преступно вводить такую норму»,‒ возмущен Максим Курячий (БПП). По мнению Александра Долженкова («Оппозиционный блок»), расширение дифференциации НДФЛ не приведет к увеличению доходов бюджета, на что рассчитывает правительство. Те, кто был в тени, так там и останутся, а около 25 млрд грн из общего фонда оплаты труда ‒ это зарплаты до 10 МЗ, для которых ставка останется прежней. Кроме того, неоднозначно можно расценить и предложенное Кабмином реформирование единого налога. Господин Кирш отмечает, что после снижения ставки налога малый и средний бизнес будет фактически приравнен к офшору. Дело в том, что юрлица, имеющие хозяйственные взаимоотношения с единоналожниками, смогут отнести на валовые затраты лишь 30% своих расходов на приобретение товаров, работ и услуг у них. «Если такова расплата за снижение ставки, то не нужно этого снижения»,‒ говорит Александр Кирш. Напомним, что подобная норма уже действовала при правительстве Николая Азарова, однако она была отменена парламентом, так как крупный бизнес практически прекратил операции с предпринимателями.
Члены налогового комитета, по словам Романа Насирова, смогли подготовить 43 замечания и предложения для Минфина, которые уже направлены в министерство: «Я надеюсь, что их учтут». Согласно этому документу, депутаты категорически против расширения полномочий налоговых органов в плане проведения фактических проверок, а также сокращения сроков подачи информации на запрос налоговиков при проведении встречных сверок, внедрения порядка внесудебного списания средств со счетов плательщиков. Все это может привести к усилению фискального давления на бизнес, считают депутаты. Не поддерживается членами комитета и норма об обязательстве налогового агента, в данном случае ‒ продавца товара ‒ подавать расчет суммы реализованных физлицам товаров, стоимость которых превышает 25 тыс. грн. «Такая инициатива нарушает права граждан как потребителей на свободное осуществление розничных покупок»,‒ говорится в документе с замечаниями. Не приемлемы для депутатов и предложения по внедрению прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан; уменьшение ставок НДФЛ при получении дохода от игры на тотализаторе и от букмекерского пари; приравнивание пива к алкогольным напиткам; продление еще на два года действующего сегодня порядка возмещения НДС при поставках зерна и технических культур; сохранение льготного режима НДС на операции с отходами и ломом черных и цветных металлов. Существенной доработки, по мнению комитета, требуют процедуры подачи «нулевой» декларации и непрямых методов. Что касается введения 5-процентного налога с розничной торговли подакцизными товарами, то депутаты отмечают несоответствие этого предложения европейским нормам. При этом, можно ввести местный налог с продаж на определенные группы товаров, но не в составе акцизного налога.
Кроме того, все предложения по внедрению электронного администрирования НДС сейчас дорабатываются комитетом. А сам законопроект по отмене внедрения данного механизма с 1 января был рекомендован комитетом к принятию в первом чтении и в целом. Многие нормы, в частности, пересмотр рентных ставок, депутаты рекомендуют обсудить с отраслью. Как заявил журналистам господин Насиров по окончании заседания комитета, Налоговый кодекс не будет поддержан в предложенном правительством варианте. «Если работать день и ночь, то можно доработать. Может, это Минфин сделал такой ход, запустил версию в общество, а сам готовит совершенно реформаторский проект с учетом всех замечаний, которые подали мы и другие коллеги»,‒ резюмировал господин Насиров.