Верховная Рада приняла закон, который принято называть "антиолигархическим", но который, на поверку, таким не является. "Апостроф" разбирался, какие "сюрпризы" украинцам приготовило родное государство к Новому году, кто в следующем году будет наполнять госбюджет, и почему ни Ринат Ахметов, ни Игорь Коломойский не станут платить из-за этого закона больше.
Налог с каждого пая
Верховная Рада приняла злополучный законопроект №5600 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений", который представители монобольшинства несколько месяцев продвигали в информационном пространстве, как "антиолигархический". Утверждалось, что этот законопроект позволит дополнительно привлечь в бюджет 50 миллиардов гривен за счет налогообложения олигархов.
Правда, когда специалисты и общество более подробно углубились в текст этого законопроекта, оказалось, что как для "антиолигархического" в нем слишком много внимания уделяется усилению налогового давления на мелких предпринимателей и физических лиц. Собственно, этому посвящена львиная часть новаций, предложенных законодателями.
Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Поэтому самое время познакомиться с основными налоговыми новинками, ожидающими украинцев после Нового года.
Так, в частности, законом вводится понятие минимального налогового обязательства для собственников земли. Оно касается граждан, владеющих землями сельскохозяйственного назначения вне населенных пунктов. Это обязательство составляет 5% от нормативной денежной оценки участка в год. А, если нормативная оценка для конкретной пашни не осуществлялась, то 5% от средней оценки по области.
"То есть если у вас есть участок площадью 2 гектара, а нормативная оценка 1 гектара по области составляет 30 тысяч гривен, то минимальное налоговое обязательство за год составит 3000 гривен," - рассказала в комментарии "Апострофу" эксперт по экономическим вопросам, народный депутат VIII созыва Татьяна Острикова.
Суть минимального налогового обязательства состоит в том, чтобы заставить всех собственников сельскохозяйственной земли платить налоги, независимо от того, обрабатывается эта земля, или нет.
"По отчетности около трети пахотной земли в Украине не обрабатывается. Ее владельцы не получают доходов и соответственно не уплачивают налоги, - говорит старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский. - Тем временем, спутниковые снимки показывают, что таких необработанных массивов земли в Украине нет. Подавляющее большинство этих участков обрабатывается фермерами, которые расплачиваются с собственниками наличными и продукцию продают также за наличные. Поэтому законодатели установили минимальный уровень налогов, который должен уплачиваться с каждого гектара".
Минимальное налоговое обязательство не является дополнительным налогом. Оно работает следующим образом. Предположим, это обязательство составляет 1500 гривен в год с гектара. Если хозяин или арендатор ведет на земле хозяйственную деятельность, платит налоги, и сумма этих налогов с гектара земли составляет, например, 3000 гривен, ничего дополнительно он платить не должен. Если же налоги в расчете на гектар составляют, например, 1200 гривен в год, ему придется доплатить еще 300 гривен, поскольку минимальное налоговое обязательство составляет 1500 гривен.
Если земля официально не возделывается, а владелец участка получает арендную плату наличными, то он должен будет из этих денег заплатить минимальное налоговое обязательство.
И, наконец, если вдруг земля действительно не обрабатывается и не приносит доходов, то ее владельцу придется либо изыскать средства на уплату обязательства, либо передать участок в аренду (при этом налоговые обязательства переходят к арендатору), либо продать его.
Если земля не обрабатывается, её владелец все равно обязан платить налог
Задолжал налоги – сиди дома
Законом также вводится налог на продажу сельскохозяйственной продукции, выращенной на сельскохозяйственных участках. Правда, только в том случае, если сумма выручки за год превышает 12 минимальных зарплат (с 1 декабря это равняется 78 тысячам гривен). Тогда с суммы превышения нужно будет уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 18%. То есть, если гражданину удалось за год выручить за плоды своего труда, например, 100 тысяч гривен, то ему придется заплатить НДФЛ с 22 тысяч гривен:
22000 х 0,18=3960 гривен.
Обычно возникает вопрос, как можно проконтролировать продажу ягод или овощей из своего сада? Ведь она осуществляется довольно стихийным способом. Это действительно очень медленная и тяжелая работа, поэтому законодатели решили переложить ее на самих селян.
"Налогоплательщик теперь обязан отразить сумму облагаемого налогом дохода за соответствующий отчетный год и подать годовую декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию) и самостоятельно уплатить налог с суммы такого "превышения", - пояснила Татьяна Острикова.
Желание "Слуг народа" повысить доходы госбюджета за счет селян, продающих яблоки и картофель у дороги, понятно, однако перспектив в администрировании такого налога эксперты не видят.
"Я думаю, такой налог не будет работать, - говорит Владимир Дубровский. - Селяне, продающие урожай с огорода, не будут подавать налоговые декларации хотя бы потому, что они не умеют этого делать и не ведут учет выручки. А направлять на это значительные усилия налоговой тоже невыгодно".
Еще одно новшество законодателей "порадует" директоров предприятий. Отныне в Налоговом кодексе содержится статья, согласно которой если предприятие имеет налоговый долг более 1 миллиона гривен и в течение 240 дней (около 8 месяцев) его не погасило, то налоговая может обратиться в суд с требованием запрета руководителю этого предприятия выезжать за границу.
"Во-первых, это прямое нарушение конституционной свободы передвижения, - считает Татьяна Острикова. - Во-вторых, - перевод ответственности с юридического лица на физическое лицо. Налоговый долг имеет большое количество государственных предприятий. Поэтому наличие этой нормы, где директор предприятия становится заложником налоговой, не будет способствовать привлечению качественных управленцев".
Новый закон также расширяет основания по запросам налоговой. Теперь она имеет право направлять запросы налогоплательщикам, когда в результате анализа налоговой информации обнаружены факты, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и иного законодательства. Это может привести к значительному увеличению затрат предприятий.
"Каждый, кто работает в бизнесе, знает, что в реальной жизни многочисленные запросы от налоговой по любым поводам требуют времени для подготовки документов, - говорит Татьяна Острикова. - И, если раньше можно было от налоговой отписаться, обосновав отсутствие законных оснований для запроса, то теперь такой возможности не будет, ведь теперь для запроса достаточно каких-нибудь сомнительных предположений налоговой".
Дорогая руда - высокая рента
А что же олигархи? Им закон все же уделяет некоторое внимание. Интересы собственников стратегических сырьевых предприятий затрагивает преимущественно одна статья. В ней говорится об установлении нового способа расчета рентной платы за пользование недрами при добыче железной руды.
Первоначально разработчики законопроекта декларировали значительное увеличение этой платы, что должно было досадить олигархам и перераспределить значительную часть их доходов в пользу государственного бюджета. Для этого ставку рентной платы предложено привязать не к себестоимости производства продукции (величины, которую рассчитывают сами производители, исходя из собственных затрат, что дает им значительное пространство для манипуляций), а к цене на международных рынках. Если конкретно, то после Нового года фактическая цена железной руды будет определяться индексом IODEX 62 % FE CFR China мирового информационного агентства Platts. Этот индекс фиксирует фактическую стоимость этих руд на крупнейшем рынке мира – китайском.
Именно от этой стоимости будет зависеть ставка рентной платы за железную руду:
- 3,5% от стоимости руды, если эта стоимость находится в пределах 100 долларов за тонну,
- 5% при цене от 100 до 200 долларов,
– 10%, при цене выше 200 долларов.
При расчете величины ренты первоначально предполагалось вычитать из цены, определенной агентством Platts, транспортные расходы: стоимость транспортировки от украинского до китайского порта, а также стоимость перевозки руды по Украине.
Однако уже во время окончательного голосования депутаты изменили эту норму, а потому фактическая стоимость руды будет равна индексу IODEX 62% Fе CFR China без каких-либо вычитаний. По оценкам специалистов, это увеличит размер рентной платы примерно на 10%.
Впрочем, даже при новом способе расчета ренты на добычу металлических руд бюджет, судя по всему, не получит значительных дополнительных средств, а олигарх Ринат Ахметов, являющийся де-факто монополистом в этой отрасли - соответственно - не понесет дополнительных затрат. Весной, когда проект закона только появился, цены на железную руду взлетели до небывалой высоты и в определенные моменты превышали 220 долларов за тонну. И при сохранении таких цен рента действительно выросла бы в несколько раз.
Однако чудес не бывает. Рынок нормализовался, и цены вернулись к обычным значениям. В настоящее время стоимость железной руды в мире колеблется в пределах 90-95 долларов за тонну. И, по прогнозам участников рынка, в ближайшие годы, если не случится чего-нибудь чрезвычайного, она не будет превышать 100 долларов. Следовательно, рента будет рассчитываться по ставке 3,5%.
При цене руды, например, 95 долларов за тонну, она составит около 3,33 доллара. Это не намного больше, чем нынешняя рента, составляющая около 3 долларов за тонну. Соответственно, какого-либо революционного эффекта для пополнения бюджета данная норма не произведет.
По словам бывшего министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, даже в таком виде рента, составляющего 3,5-5% от реальной стоимости руды, занижена. В мире она составляет в основном 5-7,5%.
А рента на добычу марганцевой руды (монополист по ее добыче - олигарх Игорь Коломойский) законом не пересматривалась вообще, так что дополнительных поступлений в бюджет от ее добычи ждать вообще не приходится.
Отсутствие значительных ожиданий по пополнению бюджета за счет ренты на руду демонстрирует и государственный бюджет на следующий год. Он был утвержден уже после принятия законопроекта №5600, и в его окончательном варианте рост доходов от рентной платы предусмотрен на уровне всего 240 миллионов гривен.
Да и расчеты власти на общий положительный для бюджета эффект от этого закона постоянно сокращаются.
"Весной, когда законопроект только появился, Министерство финансов планировало увеличение поступлений на 50 миллиардов гривен, – говорит Татьяна Острикова. – В недавно подписанном меморандуме с МВФ ожидаемый фискальный эффект оценен уже в 0,5% ВВП, а это – 27 миллиардов гривен. Но и это еще не предел. За день до принятия закона его авторы уже говорили о 15-20 миллиардах, которые этот законопроект принесет в бюджет".
И, поскольку по текущим расчетам вклад рентной платы за пользование ископаемыми в эту сумму будет довольно незначительным, скорее всего, остальные деньги придется заплатить мелким предпринимателям и рядовым гражданам.