RU  UA

вторник, 21 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Инфраструктура

25 лет без лифта: как государство забыло об особенных детях

Проблемой лифта занялись уже высшие чины

Проблемой лифта занялись уже высшие чины Фото: Ярослава Тюпка / Апостроф

В Украинском медицинском центре реабилитации детей с поражениями нервной системы Минздрава возникла странная и абсурдная ситуация: уже много лет дети, которым трудно или невозможно самостоятельно передвигаться, не могут подняться на второй этаж здания лифтом. А все потому, что чиновники почти 25 лет не могут найти крайних и запустить лифт. Минздрав, которому принадлежит центр, занял в этом вопросе позицию отстраненного наблюдателя, а попытки запустить лифт усилиями заокеанских меценатов также не увенчались успехом. Когда же заработает лифт для детей с особенными потребностями - выяснял "Апостроф".

По лестнице на коляске

В апреле на фейсбук-странице сообщества "Царь-пандус" появился пост, который наделал много шума: в Украинском центре реабилитации детей с поражениями нервной системы Минздрава нет лифта. Родители носят малышей на руках.

"Мне написали сообщение и попросили осветить эту проблему, - рассказывает "Апострофу" координатор сообщества "Царь-пандус" Олег Ривтин. - Раньше я об этом не знал. Когда узнал, был в шоке. Еще больше был шокирован, когда сделал пост в паблике. На него отреагировала не одна мать. Все рассказывали истории о том, как посещали центр и как несли детей по лестнице на колясках".

Как лечебное учреждение, центр имеет хорошую репутацию - сюда привозят пациентов со всей Украины. Здесь лечатся дети с ДЦП, с поражением головного и спинного мозга. Родители хвалят и специалистов, и условия лечения. Но есть "маленький" неприятный нюанс - отсутствие лифта.

"Посещаем центр фактически с рождения, - рассказывает "Апострофу" Валерия, мама 15-летней девочки с ДЦП. - Дочь не ходит, передвигается в кресле-коляске. В апреле этого года у нас должен был быть плановый курс реабилитации. Но я была вынуждена отказаться, потому что в центре не работает лифт. Ребенок уже немаленький, коляска тоже большая. Дело не в том, что тяжело физически - мы мамы, всегда находим силы, чтобы носить своих детей - но это очень опасно. Ты несешь перед собой 80-килограммовую коляску, не дай Бог оступился - и произойдет беда".

Валерия говорит, что раньше терпела, потому что ребенок был маленьким. Надеялась, что ситуация разрешится за короткое время. Но года идут, взрослеет ребенок - и носить его становится все труднее, все опаснее.

Центр работает без лифта уже 25 лет Фото: Ярослава Тюпка / Апостроф

Директор Владимир Мартынюк соглашается, что отсутствие лифта - нонсенс. Выражает, так сказать, беспокойство: "Я все понимаю".

В то же время он заверил, что все предусмотрел, чтобы родителям не приходилось подниматься с маленькими пациентами на второй этаж.

"У нас для них почти все процедуры проходят на первом этаже", - заявил Владимир Мартыненко "Апострофу".

Но Валерия, мать ребенка, говорит, что это не так.

"На первом этаже реабилитации нет. Неврологи, логопеды находятся на втором этаже. В центре одновременно могут проходить курс (реабилитации) около ста детей. Все специалисты физически не могут находиться на первом этаже. Если для моего ребенка сделают исключение - это значит, я лишу этой возможности другого ребенка, а это меня не очень устраивает", - призналась мама ребенка.

А лифт и ныне там

В этом году центру исполняется уже 25 лет. Возможно, к этой памятной дате запустят лифт, который много лет пылится на складе.

"Когда подписывалось соглашение между Германией и Украиной по созданию этого центра, тогда Германия и закупила этот лифт, который до сих пор стоит на складе", - рассказывает Владимир Мартынюк.

Директор подчеркнул, что за все это время он обращался и в Минздрав, которому подчинен центр, и в КГГА. Но возникла "юридическая коллизия" с финансированием проекта.

"Юридически этот вопрос не мог быть решен по той причине, что государство арендует это помещение. Оно находится в коммунальной собственности города. Поэтому получилось, что государство не могло профинансировать, потому что это коммунальная собственность, а КГГА не могла, потому что мы принадлежим Минздраву и от них получаем деньги", - объясняет Мартынюк.

Специалисты считают, что проблема неработающего лифта в центре - это приговор медицинской системе Фото: Ярослава Тюпка / Апостроф

Экс-сотрудник Минздрава, а ныне председатель правления Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый считает, что проблема лишь в том, что во власти никому нет дела до нужд детей с особенными потребностями.

"Если бы это было нужно власти - это было бы давно решено. А поскольку это не приоритет - то и лифта нет годами. Конечно, можно найти очень много причин, почему не сделали лифт в такой больнице. Этот вопрос стоит каких-то 100 тысяч гривен. И вопрос лишь в том, кто выделит эти деньги. Проблемы детей, нуждающихся в реабилитации - не являются приоритетом украинской власти", - заявил "Апострофу" Константин Надутый.

Пока во власти безрезультатно искали "крайних", которые бы профинансировали установку лифта для детей, нашелся и спонсор - ремонтно-строительное командование ВМС США. Они обратились к фирме-подрядчику ООО "БУДБМ" для ремонта и запуска лифта. В 2018 году фирма-подрядчик проинформировала Мартынюка о победе в тендере и попросила разрешение на проведение первоочередных работ. В то время архитектор должен подготовить проектную документацию для Департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киева.

"Задержка в том, что, к большому сожалению, руководитель фирмы умер и в итоге не были поданы в КГГА разрешительные документы. Мы работаем над этим: обращались и в КГГА, и в посольство, чтобы ускорить работы в фирме-подрядчике, чтобы найти нового руководителя и в конце концов подготовить документы", - отметил директор, добавив, что центр как юридическое лицо к договорам не имеет никакого отношения.

"Они были подписаны главным врачом детской городской клинической больницы. Но справедливо, что я принимаю на себя обвинения. Я все понимаю", - кивает директор.

Однако родители уже не верят, что их дети смогут подняться на второй этаж центра на лифте.

"Пока мы не подняли шум, не задействовали СМИ, никто ничего не делал, - говорит "Апострофу" мама девочки с ДЦП Валерия. - Власть перебрасывает ответственность друг на друга. Говорят, что знают проблему. Но никто ничего не делает".

Зато директор заявил, что в настоящее время документы поданы, и все зависит от Департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля КГГА. Мол, они должны дать зеленый свет для старта необходимых работ.

Ляшко и лифт

Между тем, вопрос взяла под свой контроль Уполномоченный ВРУ по правам человека Людмила Денисова. Она обратилась с ним в Минздрав. Созвали совещание - на нем были представители больницы, Минздрава и фирмы-подрядчика - и приняли решение как можно быстрее запустить лифт.

"Этот вопрос продолжает находиться на контроле Уполномоченного. Соблюдение прав детей, в частности, детей с инвалидностью, и обеспечение их интересов является одним из приоритетных направлений", - отметила Людмила Денисова.

Однако Константин Надутый отметил, что когда министр или обмудсмен решает вопрос запуска лифта - это катастрофа.

"Необходимость вмешательства в такие вещи таких лиц как министры, омбудсмены - это свидетельство краха государственной политики, - отметил Константин Надутый. - Этот вопрос должен решаться автоматически, и министр не должен об этом думать. Если генерал будет думать не о стратегии, а о том, сухие ли патроны у солдат - такая армия обречена проиграть что-угодно".

Поэтому Константин Надутый не очень верит, что назначение нового министра здравоохранения сможет повлиять на вопрос запуска лифта в детской больнице.

"С Ляшко снова будет кордебалет. Он молодой и амбициозный, но опыта соответствующего уровня у него нет, прошлое у него специфическое, и сказать, что он справится на этой должности, я не могу", - добавил Надутый.

Директор центра утверждает, что лифт заработает в 3-4 квартале 2021 Фото: Ярослава Тюпка / Апостроф

Однако директор центра Владимир Мартынюк заверил, что лифт таки заработает в 3-4 квартале этого года. Но вопрос, сколько еще детей не получат столь необходимую им реабилитацию, до сих пор остается открытым.