В Национальном музее в Кракове (MNK) проходит масштабная выставка "Львовянки" ("Lwowianki" / "Women of Lviv"), которая открылась 12 сентября 2025 года и продлится до 1 марта 2026 года.
Экспозицию анонсировали на страницах MNK.
На выставке состоялось первое публичное представление фильмовой коллекции Софии Яблонской в диалоге с произведениями других авторов.
Читайте также: "Я проблема здесь..?": в пространстве М17 состоялось открытие выставки "женщин, которые есть".
Афиша выставки "Львовянки" с фото Софии Яблонской, "Автопортрет", Бали, 1934 год
Куратор экспозиции — львовский художник и исследователь Андрей Бояров — собрал в ней работы около 20 женщин, связанных с межвоенным Львовом, среди которых: Маргит Райх-Сельская, Луна Дрекслер, Стефания Туркевич, Ярослава Музыка, Ванда Даймонд, Ольга Блюс-Левицкая Елена Кульчицкая, Йоланта, Мария Водзицкая и другие.
Ванда Диаманд, "Портрет Маргит Сельской", которая родом из Коломыи, конец 1920-х годов
Выставка объединяет произведения польских, украинских и еврейских художниц межвоенного периода, а также работу современных художниц Ольги Марусин и Оли Гайдаш. Она демонстрирует общую культурную среду Львова, одновременно показывая разнообразие индивидуальных творческих подходов.
Входная группа выставки "Львовянки" в MNK
Маргит Сельская "Мы не хотим войны", 1930-е
Отдельная часть экспозиции посвящена Софии Яблонской — писательнице, фотографке и режиссеру, известной в 1930-х годах в Западной Украине.
Здесь впервые публично представлена ее фильмовая коллекция: 40-минутная лента, смонтированная Андреем Бояровым из отсканированных пленок художницы, хранящихся в Центре городской истории во Львове.
Киноколлекция Софии Яблонской на экспозиции "Львовянки"
В фильме соединены кадры из путешествий Яблонской по Дальнему Востоку, островам Океании, Французской Полинезии и частным домашним архивам, открывая малоизвестную визуальную сторону ее наследия.
София Яблонская, фото - "Автопортрет", 1934, Бали
Как отмечает куратор, выбор работ осуществлен с осознанием отсутствия целостной и согласованной истории львовского искусства, особенно между мировыми войнами.
После Второй мировой войны, принесшей катастрофические потери, Холокост, массовые переселения и смену государственных границ, сформировались три отдельные версии локальной истории искусства — польская, еврейская и украинская.
Слева - Эрна Розенштейн "Рассвет (Портрет отца)", справа - "Полночь (Портрет матери)", 1979
"Львовянки" стремятся показать львовскую художественную среду как сообщество, в котором разные художественные голоса создавали единое культурное пространство.
Координатор выставки — Эвелина Зайонц. Реализовать экспозицию удалось благодаря Sofia Yablonska Foundation и Центру городской истории во Львове.
Ранее мы рассказывали, что 4 сентября, в день убийства Василия Стуса в лагере Пермь-36 в 1985 году, в дюссельдорфском Доме Геркарта Гауптмана открылась выставка "Стус", организованная Институтом Пилецкого в Берлине.