24 октября в России прошел VII съезд Союза театральных деятелей. Весьма рутинное мероприятие на этот раз отличилось ярким выступлением народного артиста РФ Константина Райкина, который предпочел говорить не о проблемах собственного театра, а высказаться против давления властей на искусство под предлогом цензуры и нравственности. Сын прославленного советского актера Аркадия Райкина призвал коллег сплотиться против любых запретов в области культуры и открыто высказаться, о чем многие предпочитают молчать, чем лишь содействуют возвращению "сталинских времен".
Речь руководителя театра "Сатирикон" вызвала ажиотаж в сети. Уже на следующий день коллеги Райкина стали выражать солидарные мнения о цензуре в искусстве, в то время как подоспевшие интернет-тролли прозвали актера "слугой двух господ", припомнив некогда открытую поддержку политики Путина.
В свою очередь, на выпад Райкина отозвались так называемые "обитали Кремля". Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков поспешил заверить народного артиста, что не стоит путать цензуру с государственными заказами на те или иные произведения. Цензура, по словам представителя Кремля, недопустима, и Путин якобы неоднократно соглашался с этим на личных встречах с театральной и кинематографической общественностью.
"Апостроф. Лайм" поинтересовался у украинских и российских деятелей культуры, насколько они разделяют точку зрения Константина Райкина и что могут сказать о цензуре в искусстве Украины и России.
Российский актер театра и кино Александр Феклистов полностью согласен с позицией Константина Райкина. По словам артиста нынешняя ситуация напоминает ему советскую идеологию, в рамках которой спектакли проходили в полуподвальных помещениях.
"В 83-м году мы выпустили спектакль "Эмигранты" по пьесе польского драматурга Мрожека, - вспоминает актер. - Мы не могли играть его открыто, потому что Славомир Мрожек был запрещен в Советском Союзе. Таковы были времена, такова была идеология. Потом время изменилось, мы продолжали играть этот спектакль под афишей, а прежде это было полуподвально. Нас не выпускали за границу, вызывали в КГБ".
Феклистов отмечает, что именно внутренняя цензура каждого человека является самым важным аспектом, все, что приходит извне, - выгодные для нынешней власти ограничения.
"Внутренняя цензура, естественно, есть у всех нас, для художника это самое главное. Все, что наносится и предлагается искусству, - это абсолютный вред и бред, который придуман идеологией нынешнего режима, только потому что мы должны поменьше думать о свободе, о смысле, о совести, это нынешним властям совершенно не нужно. Поэтому я абсолютно поддерживаю Константина Аркадьевича в этом его порыве, - добавляет он. - Вижу, как нагнетается ситуация вокруг. Вижу, как что-то запрещается, только оно не запрещается, а проплачивается. Поскольку право не работает у нас в стране пока, то мы можем лишь констатировать. Они могут запрещать, а мы говорить об этом".
Что же касается изменившейся позиции Райкина к нынешним властям, Александр Феклистов подчеркивает, что сегодня его коллега говорит об актуальных проблемах, которые и без того видны.
"Взгляды у людей меняются. То, что сказал Райкин, сейчас абсолютно актуально, это то, что сейчас висит в воздухе, мы все это ощущаем. Все остальное - это уже желтая пресса", - говорит он.
Всецело поддерживает позицию Константина Райкина и украинский режиссер Роман Балаян. Автор картины "Полеты во сне и наяву" отмечает, что в России сегодня все контролируется властью.
"Серебренников хорошо сказал, что все возвращается к убогому совку", - комментирует Балаян.
Народный артист, актер театра имени Леси Украинки Виктор Сарайкин знает о резонансе после выступления Райкина лишь понаслышке, но говорит о цензуре как о большой загвоздке для режиссеров, худруков и драматургов советского периода. А между тем отмечает, что установленные властями рамки всегда были стимулом донести зрителю то, о чем нельзя было говорить. Попытки оживить цензуру сегодня Сарайкин называет бессмысленными как минимум ввиду эпохи интернета.
"Очень сложно сегодня говорить о цензуре, имея интернет. Он всегда обойдет цензуру. Если сегодня заставить театр или кинематограф чему-то соответствовать, это покажут в сети и все увидят этот ужас, который творится, - говорит Сарайкин. - А что там у Райкина, я комментировать пока не имею права, еще не до конца ознакомился".
Артист задается вопросом, о какой цензуре можно говорить, если сегодня для эстрады уже считается неприличным петь в одежде. "Девочки в бикини" сегодня не только в сети, но и на телевидении. Что же касается попыток ограничивать давление властей на искусство, Сарайкин считает, что для этого попросту нет необходимых условий ни в Украине, ни в России.
"Как артист может бороться с властью? Должно быть какое-то сообщество, гильдия, союз театральный, который должен работать, а не собирать взносы. Мы можем только говорить об этом. Там кто-то один, там один. А было бы объединение, можно было бы сопротивляться", - подчеркивает он.
Украинский писатель Владимир Лис, автор популярного экранизированного романа "Столетие Якова", вспоминает, что всегда боролся против цензуры как деятель культуры и журналист.
"Всю свою жизнь как журналист и писатель с большим стажем я ненавижу два слова - это цензура и фальсификация. И в Украине, и в России люди должны иметь возможность свободно выражаться. Насколько мне известно, от нескольких знакомых российских писателей, дела с цензурой обстоят чуть ли ни хуже, чем при Советском Союзе, в журналистике так точно", - комментирует Лис.