Почти 10 лет назад, в мае 2011 года, в Украине стартовал первый сезон вокального шоу "Голос країни" - украинской адаптации нидерландского телевизионного проекта The Voice. Уже в сентябре его победителем стал 24-летний участник из Харьковской области Иван Ганзера. Слабовидящий парень запомнился зрителю песней "Не плач, тато" и заботливым отцом, который всюду был для него опорой.
Следуя условиям контракта, Иван Ганзера стал молодым артистом крупного лейбла Universal Music, и довольно скоро выпустил первые альбомы. Казалось, успехам парня из маленького села можно позавидовать, но с каждым годом о нем говорили все меньше. Сегодня Ганзере 33, он женат и воспитывает дочь. Время от времени дает концерты, принимает участие в международных фестивалях, возвращается к военным на востоке Украины, где бывал уже более 300 раз, и даже пишет автобиографическую книгу. Спустя 10 лет theLime пообщался с первым победителем до сих пор популярного проекта и задал ему не менее обсуждаемый вопрос - куда исчезают участники шоу, которым обещают всемирную славу.
Иван Ганзера с супругой
- С момента вашей победы на "Голосі країни" прошло почти десять лет. Быстро пролетело время?
Очень много всего произошло в жизни за это время, но я вот как-то не ощущаю, что это целых десять лет. Звучит сильно, а время пролетело незаметно.
- О чем думаете сегодня, оглядываясь на эти годы?
Десять лет назад я шел на "Голос країни" с определенной целью - я хотел петь. Много петь. И чтобы мое пение помогло мне путешествовать, узнавать новых людей. Ведь по сути до проекта у меня была довольно грустная жизнь в селе. Дом-работа-дом. Смотришь телевизор, и всегда хотелось тянуться к чему-то лучшему. Я говорил себе, что это лучшее где-то точно не там, где я. И пусть мне нравилась моя работа, я стремился что-то поменять. Дома у меня была маленькая студия, я писал там какие-то аранжировки, учился, экспериментировал. Пробовался на разные телевизионные проекты, и вот с "Голосом" мне повезло.
- Вскоре после победы в одном из интервью вы сказали: "Хочу стать кем-то в нашем шоу-бизнесе". Насколько ваши представления об этой сфере отличались от реалий, с которыми вы столкнулись в последующие годы?
Ну, тогда я немного по-другому представлял себе шоу-бизнес. По телевизору мы видим все в несколько ином свете, и это стало понятно уже в первый год после "Голосу країни". Мне очень не нравятся многие вещи. Скажем, я не люблю понятия, что шоу-бизнес - это иллюзия, которую мы дарим людям. Вот приходит человек на концерт, смотрит два часа на артиста и видит картинку, которой на самом деле нет. Но людям это нужно, они хотят стремиться к лучшему. Помню, после проекта продюсеры говорили мне, мол, даже если тебе нечего есть, для зрителя ты должен быть тем, кем они никогда не станут. Пусть думают, что ты живешь в хрустальном доме и ходишь на золотой унитаз. И от этого мне не по себе.
После различных встреч и презентаций, куда ходят многие наши артисты, я понял, что 80% украинского шоу-бизнеса - это действительно большая иллюзия. Все артисты прекрасно говорят, у всех всегда "много работы", "много концертов", они всегда "очень заняты" и прекрасно выглядят, а после этих встреч возвращаются в съемные квартиры где-то на Харьковском массиве. Я же всегда был за правду, поэтому на концертах всегда рассказывал людям настоящую историю - о своих коллегах-артистах, о том, как все было на "Голосі країни", смешные какие-то истории. Я пытаюсь показать людям реальный украинский шоу-бизнес. Может, это неправильно, но мне так комфортно. Ведь сущность моя за эти годы не изменилась - я как был простым парнем из села, так им и остался.
Но я очень рад, что вот десять лет прошло, а я до сих пор при деле. Да, возможно, я не собираю стадионы, но ведь многие мои коллеги-победители разных проектов уже давно работают в супермаркетах, а я еще где-то выступаю, пою. Меня очень радует, что в Украине есть люди, которые хотят меня услышать. Сто человек, двести - не важно, где они живут, я приеду и подарю им свою песню, расскажу им историю своей жизни.
- Этот вопрос с годами остается актуальным, и вам я бы тоже хотел его задать - куда исчезают победители талант-шоу вроде "Голосу країни"? Одна из проблем, как мне кажется, заключается в том, что проект - это коридор в шоу-бизнесе, но не школа реалий, в которых молодые артисты оказываются потом. Или это не совсем так?
Да, хотя и школой он был тоже. Час эфира - это сказка, а в остальное время приходилось очень много работать, все это уже было не так и сказочно. Тренеры, к примеру, часто совсем не такие, какими они кажутся на экране. Тогда у нас был один тренер, который в начале проекта со своей командой не работал вовсе. Все готовил Константин Меладзе, а он приходил за час до эфира, садился в кресло и рассказывал, как тяжело они работали всю предыдущую неделю, какие они молодцы. Тогда я очень многое стал понимать.
Что потом происходит с победителями? Я тоже много анализировал это. Да и вы не первый, кто мне задает этот вопрос. В принципе, на него есть очень простой ответ, как мне кажется: все это связано с подходом к победителям, с контрактными обязательствами, и у нас есть много примеров, которые это подтверждают. Обратите внимание: четвертьфиналисты, полуфиналисты "Голосу країни" часто успешнее победителей. А это потому, что их ничего не ограничивает. У них уже есть имя, они выходят из проекта и их тут же находят. Мне, например, тоже поступало очень много предложений во время эфиров.
- От кого эти предложения поступают?
Это довольно известные продюсеры. Тогда они даже предлагали мне такие условия, чтобы я до финала не доходил. И мы много говорили о том, что лучше - дойти до финала или все же согласиться на подобные предложения.
- Тогда вам не у кого было спросить, не с чем было сравнивать.
Да. Тогда приходилось решать, ну и я так подумал, что стоит все же попробовать дойти до финала. Это уже во втором и третьем сезонах люди стали понимать, общаться и узнавать, что там и как. Когда ты только приходишь на "Голос", сразу подписываешь договор, что в случае победы ты также подпишешь контракт с конкретной компанией, которая будет тобой заниматься. Раньше это был Universal Music, а сейчас, я так понимаю, канал "1+1" занимается своими артистами сам, но по большому счету ничего не поменялось.
Конкретно в моем случае было так: была определенная сумма, которую передали Universal Music, которую там потом благополучно растянули, размыли и на том все закончилось. И ты при этом заложник. Ты подписал договор, и без лейбла не можешь ни записать песню, ни выступить где-либо - ты полностью зависишь от своего куратора, и все решается только через него. Весь первый год у меня практически не было работы. Гонорар был просто космическим, как мне тогда казалось. Но если вы так задираете планку, тогда должна быть проделана и соответствующая работа - какие-то клипы должны быть, песни в ротации. А получалось так, что за первые год-два с победителей высасывали все, что можно было - какие-то выступления, дорогие корпоративы, при этом сам участник ничего из этого не получал.
- То есть за вами закрепили конкретный гонорар, но весь доход шел лейблу?
Да. Зачастую артист там просто на зарплате. Ну а потом тебя отпускают и все. Популярность твоя уже прошла, тебя забыли и ты не знаешь, что делать дальше. А в это время другие участники, которых ничего не ограничивало, записывали песни, снимали клипы, кто-то находил людей, которые были заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, а не только в том, чтобы снять сливки на пике твоей славы. Так что все просто - контракты очень жесткие.
После шоу было много возможностей и предложений, но обязательства не позволяли мне подписать договор с кем-либо еще кроме Universal. Мне дали его примеры, и мы долго изучали их с юристами перед тем, как подписать. Они посмотрели и сказали, что это ужасно. Все было прописано так, что я должен, но мне ничего не должны - все якобы на усмотрение компании. К примеру, они давали сертификат на съемки клипа или на запись альбома, но произойти это могло когда угодно - через год, через два, а могло и не произойти.
Юристы тогда указали мне на некоторые моменты и посоветовали их подправить, чтобы все было не так страшно, но компания не пошла ни на какие уступки.
- Вы таки пытались изменить какие-то условия контракта?
Да, но мне сказали, что это очень большая работа. Что многие моменты нужно согласовывать, так как это нидерландский формат телешоу и все такое.
- То есть артиста они продвигали по контракту в Украине уже после шоу, но изменить условия контракта не соглашались, ссылаясь на нидерландский формат проекта?
Да. Просто тогда они могли мне это рассказать. В общем, мы поговорили и договорились, что соберемся снова через год, и если меня что-то не будет устраивать, мы пожмем друг другу руки и разорвем контракт. Прошел год, мы собрались и я сказал, что меня не устраивало все то, что происходило все это время. Сказал, что мне не нужны ни клип, ни альбом, я просто просил, чтобы меня отпустили.
- Не было ни альбома, ни клипа?
Нет. Ничего не было. Песни якобы записывались, но это были каверы на песни с "Голосу країни" и мне удалось тогда еще две свои песни просунуть, чтобы на них сделали какие-то аранжировки. Еще я искал варианты приобретения песен других авторов, но все это не нашло понимания. В основном писали каверы, и стоило все это бешеных денег. Я так понимаю, делалось это как всегда: писали пять тысяч, стоило это одну тысячу, а разницу делили между собой. Ну и в итоге меня не отпустили. Оставшиеся годы контракта я просто мучился.
- Три года в целом, кажется?
Пять. Они удивлялись, говорили мне, мол, ты ж артист Universal Music. Но то, что я находился под лейблом, ничего мне не давало. Да, у меня была ежемесячная зарплата, мне хватало ее, чтобы жить и снимать квартиру, но я не видел никакого развития. А время ведь шло, что-то нужно было делать, как-то развиваться. В общем, они выслушали все это, обиделись и уехали в Москву. Исчезли, перестали отвечать на мои письма.
- Даже так?
Да. Я понял, что контролировать меня особо никто не будет, но все равно по договору получалось так, что все песни, которые я напишу и запишу - они все принадлежат компании. Поэтому все, что я записал после нашей ссоры, я регистрировал уже после того, как закончился контракт. Хотя мы и не ссорились особо. Для них мое решение просто было очень неожиданным. Но, кстати, вот десять лет прошло, и с наступлением карантина мы связались, пообщались, мне вернули права на мои песни из альбомов и даже выплатили небольшую сумму авторских. Я так понимаю, сыграл роль и тот момент, что от них ушел прежний глава продюсерского центра. Ну и, наверное, чтобы у меня не было претензий к новому руководству, они закрыли этот вопрос. Но спустя десять лет. Вот вам и ответ. Это первое, что рушит карьеры.
Иван Ганзера
- Теперь ясно, почему в одном из интервью вы говорили, что ушли бы с проекта в полуфинале, если бы могли что-то изменить.
Да. Как говорится, знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Не знаю, было бы так лучше или нет. Есть у меня еще одна фраза, которую я люблю повторять - "Голос країни" все же дал мне больше, чем я ему. Быть первым победителем - это дорогого стоит. Честно скажу, я сегодня помню далеко не всех победителей шоу, хотя некоторое время ходил и следил за эфирами.
- В основном зрителю запоминаются артисты с историями. К примеру, тот же священник Александр Клименко.
У него тоже были проблемы с "1+1". Он звонил мне тогда, мы обсуждали некоторые вопросы. Как мне кажется, в некоторой степени канал вел себя не очень корректно.
- То есть, трудности после шоу были не только у вас?
Об этом просто никто не говорит. Это мне уже нечего скрывать, прошло очень много времени. А еще никто не учится на ошибках. Каждый победитель уверен, что он пойдет другим путем, а этого пути нет. Это ж нетрудно - позвонить предыдущему победителю и расспросить обо всем, правда? Артисты просто максималисты, и всегда думают, что вот у них точно все получится иначе, но это так не работает. И то, что ни единому победителю еще не удалось чего-то достигнуть, указывает на то, что проблема не в победителях. Возможно, в том, о чем я вам рассказал. Возможно, в чем-то еще. Я не претендую на то, что мои слова - истина. Просто прошло уже 10 сезонов, а у нас так и нет звезд первой величины. Но есть успешные артисты, которые были финалистами или полуфиналистами - некоторые сейчас очень хорошо себя чувствуют даже без привязки к проекту.
- В 2012-м и 2013-м годах у вас вышли альбомы "Я не могу тебя терять" и "Весна похожа на тебя".
Да, когда я сказал, что хочу уйти, Universal взял все, что было записано на то время - девять треков, кажется, даже полноценным альбомом не назовешь - и решил, я так понимаю, показать, что они все же что-то сделали, а Ганзера плохой, что ушел. Они выпустили эти альбомы.
- Почему после успеха песни "Не плач, тато" вы запели на русском? Правильно ли понимаю, что лейбл целился и на российский рынок?
Это тоже рассматривалось. Та же песня "Не плач, тато" у меня есть на украинском и русском языках. Такое время было, что все рассматривали российский рынок. Позже я написал песню "Я не могу тебя терять", и она очень хорошо зашла в России. Это, в принципе, самое приятное, что я могу вспомнить о том альбоме - мне тогда дали с ней поработать. Хочешь, мол, занимайся. Я поработал и отдал уже готовый продукт. Очень хорошо зашла песня. В свое время себе на гудок ее поставили более полутора миллиона людей.
В общем, российский рынок рассматривался, да. В то время были такие условия. В альбомах есть все, что я пел на "Голосі країни" - а это и русские, и украинские песни. Все изменилось уже после 2014-го года. Во-первых, мне уже никто не говорил, что мне петь. Во-вторых, было такое время, что мне и самому было это мерзко. Первое время я даже на концертах не мог петь песни на русском, к тому же в то время я начал ездить с концертами к военным, а все это оставляет свой отпечаток.
С 2014-го года я начал говорить на украинском и со сцены. Впервые это произошло на Майдане, во время моего выступления на воскресном вече. Помню, выхожу, а людей - тьма. Эмоции зашкаливали. Люди были настолько заряжены, вдохновлены переменами, они так хотели что-то изменить в своей жизни. Я тогда подумал: что я могу сделать такого прямо сейчас? Как я могу поддержать всех этих людей? И я дал себе клятву, что вот сейчас я выхожу на сцену, и отныне со сцены буду говорить только на родном языке. И говорю по сегодняшний день.
- И вступительную речь не готовили?
Нет. Вот тогда все было как на духу.
- Что ж, многие вопросы о сотрудничестве с Universal отпали. Ясно теперь и то, как оно закончилось.
Ну, это была моя инициатива. Если рассматривать меня как парня, который приехал с маленького села, то Universal дал мне очень много. Прежде всего, опыт. Как мы работали - это один вопрос, но я все же побывал в крутой студии, понаблюдал за коллегами из "первого эшелона", которые активно работали тогда на оба рынка - и на Украину, и на Россию. Ну а если рассматривать с той точки зрения, что я не парень из села, а все же победитель "Голосу країни", то на самом деле они мне не дали ничего.
- После проекта у вас были довольно теплые отношения с Дианой Арбениной. Вы общались с ней по этому поводу? Рассказывали, как все получилось на самом деле?
Нет. Во-первых, мне не хотелось, чтобы она думала, что я жалуюсь или пытаюсь втянуть ее как-то в эту историю. Да и в принципе я такой человек, что всегда стараюсь решать свои проблемы самостоятельно. Тогда мне казалось, что это ничего не даст.
- Сегодня поддерживаете отношения с Дианой?
К сожалению, нет. Как-то потерялись контакты, я уже давно хочу найти с ней связь, но руки все не доходят. Я очень уважаю Диану, очень люблю ее. И моя победа - это на 50% ее заслуга. Мы не виделись уже девять лет. Уверен, несмотря ни на что, если бы мы сейчас встретились, крепко бы обняли друг друга.
- Вспомните ее самый ценный совет как тренера на проекте?
Она всегда говорила нам писать свои песни. Говорила, что сейчас такое время, что песню можно купить в любой момент, но стоит писать для себя. И я ее в этом поддерживаю. Будущее за теми артистами, которые пишут. Это и финансово выгодно, и с той точки зрения, что ты представляешь сам себя. Ты написал песню, и это твоя история, твоя частичка души.
- Что бы вы сами могли посоветовать сегодня будущим участникам шоу "Голос країни"?
Все зависит от того, чего хочет сам участник. Если ты хочешь победить - это одно, если же хочешь чему-то научиться, вынести для себя какие-то моменты - это другое. Важно понимать цель, почему ты туда идешь. И очень важно быть собой. Ты просто не продашь слона, если не будешь собой, это не возможно. Телевизор это сразу показывает.
Вот даже включаешь сейчас "Голос", а он уже не похож на тот, каким был раньше. Сезона до четвертого-пятого он был самобытным украинским "Голосом". Сейчас - это копипаст американского проекта. Взять даже поведение тренеров - оно не типичное для украинцев. Не знаю, может, они сами пересмотрели американского "Голоса", но включите его, и вы увидите, что у тренеров даже интонации похожи.
Очень много сейчас разных режиссерских штук: все эти "сториз" уверенных в себе участников… Поверьте, если человек впервые приходит на "Голос", он никогда не будет в себе уверенным. Им рисуют эти образы. Раньше искали типажи, а сейчас их просто готовят - этот злой, этот влюбленный и так далее. Но если оно не твое, надо протестовать. Я не верю многим участникам. И люди не поверят, а они должны быть с тобой на одной волне. Только тогда что-то может получиться, если их голоса еще что-то решают, конечно.
- Во многом это все же шоу.
Этого требует телевизор. Так что если ты просто круто поешь, тебе нечего туда идти. Ты ничего не добьешься. Если ты прошел и далее выпадаешь на этапах полуфиналов, хорошо, чтобы к этому времени у тебя уже был какой-то бэкграунд - возможно, клип или несколько песен в сети. Тобой будут интересоваться, аудитория будет расти. Если же ты выпадаешь, и только потом начинаешь что-то делать, никто тобой интересоваться уже не будет. "Голос країни" - это толчок, и к нему нужно готовиться.
Уже в ближайшие выходные читайте на theLime вторую часть интервью с Иваном Ганзерой - о внезапном решении попробовать себя в политике, о рекордном числе поездок с концертами на восток Украины, о смерти отца и работе над автобиографической книгой.
Самые интересные истории и новости дня теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime и узнавайте о них скорее.