Год назад, 16 сентября 2015 года, президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО о санкциях против России. В санкционном списке находилось около 400 человек - российских политиков, олигархов, аналитиков, а также около 100 российских компаний. Согласно указу от 16 сентября 2015 года эти санкции вводились на 1 год. Сейчас этот срок прошел, а нового указа об их продлении не последовало. О причинах такой проволочки в колонке для "Апострофа" высказал свое мнение народный депутат Игорь Луценко.
Здесь есть две составляющие. Первая - это то, что санкции могут быть предметом коррупционного торга. То есть обсуждается подковерно, вносить ли в этот список какую-то компанию или человека или не вносить.
Вторая - это просто управленческий кризис. Нет людей, способных подсказать президенту вовремя о том, что уже истекает срок санкций. А поскольку президент пытается заниматься всем сразу, то его не хватает на все эти моменты.
Я думаю, что совершенно не в интересах президента не продевать эти санкции. Это же просто колоссальная политическая ошибка. Украина просит всех: введите санкции против России, а сама их прекращает... Это полный нонсенс.
Конечно, причина может быть в коррупции. Наверняка есть какие-то компании, которые кто-то хочет или не хочет вносить в этот санкционный список. И есть некая дискуссия по этому поводу. Но едва ли кто-то мешал даже с точки зрения интереса коррупционера завершить эту дискуссию до 15 сентября, когда истекал срок действия санкций. Полагаю, об этом просто забыли, забыли, что санкции введены на год. Президент просто этими вещами не занимается. Я не знаю, чем он занимается, но этот вопрос явно не находится в фокусе его усилий.
Что же касается последствий, то Украину в очередной раз будут считать очень ненадежным субъектом и снова будут договариваться "о нас без нас". Существует такой риск. Когда они видят, что у нас полный бардак, что у нас нет политической воли реально бороться с российской агрессией, что мы готовы в очередной раз в какой-то форме сдаться, то это потеря части своей субъектности на международном уровне, что очень сильно нивелирует успехи, которые мы имели в ПАСЕ недавно. Хотя успех наших депутатов в ПАСЕ очень серьезный и его трудно нивелировать, но в любом случае мы попадаем в другую категорию - категорию ограниченно дееспособных стран. Создается впечатление, что у нас здесь полный бардак и странам Запада нужно договариваться самим с Россией. Ну как можно просто забыть ввести санкции?
Однако санкции можно ввести хоть завтра соответствующим указом. Конечно, есть определенные процедуры, но разве процедуры когда были препятствием, чтобы, например, назначить генерального прокурора без образования? Здесь это никогда никого не останавливало. Можно было просто, если это необходимо с точки зрения политической целесообразности, нарушить какие-то второстепенные юридические нормы, но продлить санкции. Можно собрать СНБО за два часа и принять решение, подготовить указ президента и одним числом все это сделать.
Я надеюсь, что на это будет реакция, по крайней мере, со стороны правых сил. Я надеюсь увидеть объединение в давлении на власть в этом вопросе. Надо объединяться и "Свободе", и "Национальному корпус", который ранее был Гражданским корпусом "Азов", и "Правому сектору", и всем: чтобы действовать здесь единым фронтом. Я надеюсь, что это будет. Но я думаю, что и вне политикума есть много людей, которые неравнодушны к этому и будут как-то давить. Я думаю, что в той или иной форме будет найдено решение для снятия огромной проблемы, которой является приостановление санкций против России. Когда такие вещи случаются, это означает, что какая-то непредсказуемая система работает вместо государственного механизма.