Заявление посла Германии в Украине Эрнста Райхеля вызвало настоящий скандал. В Верховной Раде уже подготовили специальное заявление по этому поводу, а пока МИД вызвал к себе немецкого посла для дачи объяснений. Райхель хорошо постарался, чтобы вызвать такую реакцию украинских политиков. Посол допустил проведение выборов на Донбассе до выведения оттуда российских войск. Чтобы предать своим словам большей весомости, в качестве примера он привел последние парламентские выборы в ГДР, где последние выборы состоялись с присутствием советских войск, но привели к смене власти. Насколько корректно такое сравнение и что стоит за месседжем Райхела, рассказывает "Апострофу" аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко.
Позиция Германии долгое время была понятной Украине. Мы соглашались, что сначала должны быть выполнены условия безопасности, согласно Минским соглашениям, а потом уже и другие политические шаги. Но с приближением выборов в Германии вопрос начинает приобретать и иные оттенки. Ангела Меркель и министр иностранных дел Зигмар Габриэль могут по-разному смотреть на разрешение конфликта в Донбассе. Меркель занимает более благоприятную для Украины позицию, которая имеет четкую логику: сначала безопасность – потом выборы, затем особый статус и так далее. А Габриэль придерживается более конформистского подхода, как и вся партия социал-демократов, которая выступает за улучшение отношений с Россией. Они не исключают, что безопасность и политика могут идти параллельно. Учитывая, что посол Германии подчиняется немецкому МИД, а оно возглавляется сейчас по квоте социал-демократами, то такая позиция определенным образом отражает настроения этой политической силы.
Конечно, посол Германии сделал очень дипломатическое заявление. Он предположил, что нет ничего удивительного в том, чтобы провести выборы в ОРДЛО к тому времени, когда оттуда будут выведены российские войска и техника РФ. С формальной точки зрения, он прав. Однако его заявление касается исключительно проблематики выборов. Она учитывает только этот компонент Минского процесса, но без привязки к дальнейшим шагам на пути мирного урегулирования. Считать, что его заявление будет успешным и что оно станет двигателем прогресса в этом процессе урегулирования, вряд ли есть основания.
Можно также отметить, по каким критериям немецкий посол попытался сделать экскурс в историю и привел пример выборов в ГДР. Формально у него было два критерия – схожести, которые могли его подвигнуть к сравниванию с ситуацией на Донбассе. Первое: на момент выборов эта территория не находилась под юрисдикцией государства, в состав которой она должна была интегрироваться. Второе: на той территории находились иностранные войска. Однако на этом сходства заканчиваются и начинаются одни различия. Почему логика Райхеля не подходит для ситуации в ОРДЛО? Во-первых, в девяностые, когда проводились выборы в ГДР, там не было вооруженного конфликта между Западной и Восточной Германией. Да, эти страны находились по разные стороны железного занавеса, по разные стороны баррикад в идеологической войне, воспринимали друг друга как главного врага. Но там не было никаких военных действий и поэтому не надо было думать о создании надежного режима прекращения огня, разграничения сторон так далее.
Вторая причина, почему эта формула Райхеля не подходит, заключается в том, что в Восточной Германии политический режим ГДР имел международную легитимность. ГДР была полноправным членом международного сообщества, была членом ООН. На нее распространялись международные обязательства, и поэтому можно было вести разговор на официальном уровне между Западной и Восточной частью Германии. Пусть этот диалог был непростой, но все же его можно было проводить. Не знаю, как немецкий посол представляет себе, как Украина будет вести диалог с Захарченко или с Плотницким о проведении выборов, поскольку это будет означать фактическую легитимацию боевиков украинской властью. Особенно после проведения выборов уже будут основания считать, что, украинская власть легитимизовала ЛНР и ДНР.
Третье отличие заключается в том, что местные выборы территории ГДР рассматривались как логический шаг в завершении холодной войны. Советский Союз готовился к выводу своих войск из Восточной Европы, и их пребывание там было вопросом времени. Тогда было четкое согласие Советского Союза и режима в Восточной Германии, который капитулировал, о том, что эти выборы являются логичным шагом на пути демонтажа ГДР и объединения Германии.
У нас же выборы должны стать первым шагом на пути реинтеграции ОРДЛО в состав Украины. Это будет означать, что ДНР и ЛНР будут формально распущены, но появятся под новой вывеской ОРДЛО и будут действовать в формально-легитимном, политическом, правовом поле Украины.
Германия, по сути, является ключевой страной в "нормандском формате" и рассматривает себя как лидера Европы, который отвечает за безопасность. Учитывая, что не все страны ЕС разделяют проукраинскую позицию по конфликту, то Германия несет определенные потери для своей репутации, потому что поддерживает режим санкций против РФ. Германия заинтересована, конечно, в том, чтобы по скорее разрешить конфликт. Но в немецком понимании (и французском) это означает не решение причин конфликта, а необходимость передвинуть его с международного уровня на внутренний. Так была бы возможность громко на весь мир заявить, что "нормандский формат" сработал, Минские соглашения были выполнены, а там уже пусть Украина с представителями ОРДЛО сама разбирается.
Сейчас Украине нужно определиться, как правильно реагировать на такой месседж. Потому что Украина на разных площадках – снаружи и внутри – показывает разную позицию на конфликт. Например, как можно подать иски в различные международные организации без добавления фактов оккупации ОРДЛО со стороны России? Такая позиция сбивает с толку иностранных партнеров Украины. Поэтому украинской власти, дипломатии сейчас нужна последовательность. Если Украина не будет демонстрировать консолидированную позицию, то гораздо легче будет заставить нас принимать невыгодные положения мирного урегулирования, и давление по вопросу выборов будет расти.