К принятию законопроекта об антикоррупционном суде Верховная Рада шла долго: от полного нежелания создавать подобный орган до долгих дискуссий с международными партнерами. Итог – 315 голосов "за". Какие правки депутаты так долго согласовывали с МВФ и каким в результате будет Высший антикоррупционный суд, разбирался "Апостроф".
Как принимали
Чуть больше двух месяцев судьба президентского законопроекта №7440 "О Высшем антикоррупционном суде" никак не могла решиться: продолжались переговоры между украинской стороной и партнерами в лице Международного валютного фонда и Венецианской комиссии. При этом детали не оглашались
Один из авторов проекта закона Георгий Вашадзе рассказывал "Апострофу", что в первоначальной редакции международных партнеров не устраивали 14 моментов. Но к середине мая были согласованы 13 правок, в частности смягчение требований к судьям, отмена обязательного прохождения полиграфа кандидатами, определение количества судей (от 35 и больше), юрисдикция суда, усиление охраны родных судьи, предоставление права открывать уголовные дела против судей только генпрокурору и другие.
Но спорным оставался один вопрос – решающая роль Общественного совета международных экспертов в отборе судей. По информации "Апострофа", МВФ требовал оставить за экспертами исключительное право вето на допуск кандидатов. Украинская сторона посчитала это нарушением Конституции и начала предлагать свои варианты, но договориться не удавалось. Неофициально МВФ обвинил власть в желании контролировать суд. Украинским участникам переговорного процесса пришлось несколько месяцев ломать голову над тем, какую правку предложить партнерам, чтобы и они остались довольны, и Конституция не была нарушена. Разумеется, Украина при этом стремилась не упустить транш МВФ, одним из условий предоставления которого было создание антикоррупционного суда.
Несмотря на все сложности, закон о создании Высшего антикоррупционного суда был принят на заседании Верховной Рады 7 июня. Интригой в этот день оставалась формулировка правки о вето у международных экспертов. Ночь перед этим оказалась непростой: окончательный текст правки был согласован к пяти утра, а ее содержание тщательно скрывали.
На утро 7 июня было назначено заседание фракции "Блока Петра Порошенко", куда пожаловал сам президент. От него, как участника ночных переговоров, депутаты ожидали услышать, за что они должны проголосовать. На фракцию БПП забежал на пару минут и лидер "Народного фронта" Арсений Яценюк. Журналистам он отказался говорить, о чем договорились с МВФ.
"Я думаю, что будет корректно, когда эту формулировку скажет президент Украины", - отрезал Яценюк.
Немногословны после заседания фракции были и депутаты от БПП. "Все скажет президент, примем закон, какой нужно", - отвечали нардепы.
Но президент во время своего выступления в Верховной Раде не прояснил ситуацию с Общественным советом международных экспертов. Интрига сохранилась.
Все точки над "і" расставил профильный комитет по вопросам правовой политики и правосудия, который собрался на заключительное заседание и представил основные правки. Журналисты и депутаты впервые увидели окончательную редакцию положения об отборе судей.
Так, совет экспертов все-таки лишили исключительного права вето на назначение судей, но оставили за ним право инициировать по этому поводу общее заседание Высшей квалификационной комиссии судей с международными экспертами: 16 от ВККС и 6 от экспертов, итого – 22. Для продолжения участия в конкурсе кандидат должен получить минимум 12 голосов участников этого совместного собрания, из которых минимум три – от совета экспертов. Представители власти остались довольны этой правкой. Но никто из них не смог заверить, что она устроила МВФ.
"Если они молчат, значит, все хорошо", - сказал "Апострофу" собеседник, приближенный к переговорам.
После жаркой дискуссии на комитете депутаты поддержали окончательный вариант проекта закона и передали в сессионный зал.
Не отвлекаясь на драматизм, депутаты отдали за закон целых 315 голосов. Притом что еще за день до голосования источник "Апострофа" в окружении спикера Андрея Парубия волновался, что голосов будет впритык. Из всех фракций создание антикоррупционного суда не поддержали "Оппозиционный блок" и Радикальная партия Олега Ляшко. "За" были даже депутатские группы "Воля народа" и "Видродження". По информации "Апострофа", ранее с ними пытались договориться президент и премьер-министр, но безрезультатно. Позже выяснилось, что в этом процессе был задействован еще один субъект.
"Многих из депутатов приглашали в посольство США и угрожали не дать им вид на жительство в Америке или раскрыть информацию о финансовых преступлениях в случае неголосования", - сообщил "Апострофу" один из парламентариев. Таким образом, американское посольство сыграло ключевую роль в голосовании.
Что приняли
Окончательного текста закона о Высшем антикоррупционном суде пока еще нет. Многие депутаты и активисты опасаются, чтобы на подпись президенту не попал совершенно другой документ, не соответствующий принятому. Пока же можно охарактеризовать основные моменты принятого закона:
- Юрисдикция суда – все коррупционные преступления, которые перечисляются в примечании к ст. 45 Уголовного кодекса; преступления, которыми занимается НАБУ; коррупционные преступления должностных лиц, ущерб от которых превышает прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 500 и более раз.
- Ключевая роль международных экспертов в отборе судей (о чем говорилось выше).
- Требования к судьям – соответствие кандидатов критериям морали, честности, неподкупности; законность источников происхождения их имущества и соответствие уровня жизни кандидатов и членов их семей задекларированным доходам; наличие необходимых знаний и практики. Остальные требования предусмотрены законом "О судоустройстве и статусе судей".
- Судьи не будут проходить каждый год полиграф.
- Членами Общественного совета экспертов могут быть как иностранцы, так и украинцы, предложенные международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции. На данный момент окончательного списка таких организаций нет, он появится в ближайшее время. Но источники "Апострофа" говорят, что среди них могут быть ОБСЕ, Совет Европы, Всемирный банк, FATF (Международная группа по противодействию отмыванию грязных денег), Moneyval (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма) и другие. Каждая организация должна предложить не менее двух кандидатов, которых будет назначать ВККС.
- Международные эксперты будут получать денежное вознаграждение – 7 тысяч долларов, что равняется зарплате судьи. Также им будут возмещены растраты на жилье в Украине и перелеты.
- Начинать расследования против судей антикоррупционного суда сможет только генеральный прокурор.
- Судьям и их семьям предоставляется охрана, при необходимости круглосуточная.
Большинство депутатов положительно отозвалось о принятом законе. "Но он не идеальный. Например, в законе не предусмотрено, что совет экспертов будет действительно собираться, советоваться, как подразумевает название. Просто каждый сможет направлять свои замечания по кандидатурам. Если их больше трех, то этот кандидат считается заветированным и идет на повторную проверку. Но не предусмотрено, что совет должен проверить всех желающих попасть на должность судьи", - рассказал в кулуарах депутат от НФ Леонид Емец.
Тем не менее для нынешнего парламента принятие закона об антикоррупционном суде действительно стало достижением. Венецианская комиссия уже поприветствовала это событие, а МВФ обещал проанализировать текст документа на предмет соответствия достигнутым договоренностям.
В украинском парламенте надеются, что все будет хорошо. Спикер Парубий попытался заверить в этом "Апостроф", заявив, что "решение партнеров будет положительным". От этого, как и от выполнения Украиной еще от одного обещания - повышения тарифов на газ - зависит получение транша МВФ.
В любом случае принятие закона – это только начало. Главным вызовом станет непосредственно процесс создания Высшего антикоррупционного суда, который может длиться около года, а затем – его эффективная работа.