В украинском православии по воле Вселенского патриарха Варфоломея начались тектонические сдвиги. Во-первых, Константинополь отменил анафему, наложенную Московским патриархатом на главу Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета , а заодно признал главу Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария. Во-вторых, Вселенский патриархат назвал незаконным переход Киевской митрополии к Русской православной церкви в 1686 году и установил подчинение церковной территории напрямую себе. Все это в целом является необходимым для предоставления автокефалии православной церкви, но Томос будет получен только после объединительных процессов между церквями внутри Украины. "Апостроф" собрал мнения экспертов и церковников о решениях Синода Вселенского Патриархата и перспективах создания единой поместной церкви.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СИНОДА ПО ТОМОСУ ДЛЯ УКРАИНЫ: ОПУБЛИКОВАН ДОКУМЕНТ
Религиовед Людмила Филиппович: "Алгоритм получения автокефалии разработан, все идет в соответствии с планом. Ничего неожиданного в решениях Вселенского патриарха нет. Сначала снимается анафема с патриарха Филарета, потом выдается томос об автокефалии православной церкви в Украине, но после созыва объединительного собора и избрания нового патриарха. Нельзя перешагнуть через определенные этапы, хотя, конечно, хочется, чтобы все было сразу.
Нужно сделать все шаги. В Константинопольской патриархии не работают с кондачка. За этими людьми тысячелетняя история. Они привыкли работать фундаментально, чтобы сделать все раз и навсегда.
Но то, что сняли анафему с патриарха Филарета, еще не делает канонической церковью Киевский патриархат. Просто иначе владыка Филарет не был бы допущен к участию во всеукраинском архиерейском соборе и не смог бы принять участие в выборах патриарха уже новой Церкви. Теперь он имеет все права, какие имеют остальные православные. Как и глава УАПЦ Макарий. А они - признанные полноправные епископы. Это решение по праву - историческое".
Читайте также: Это победа: Порошенко прокомментировал решение по томосу для Украины
Религиовед Тарас Антошевский: "Идет последовательный процесс по приближению автокефалии украинской церкви. Здесь скорость очень вредит. Греки делают один за другим необходимые шаги, которые приведут к автокефалии православной церкви в Украине. Сегодняшний шаг означает, что они могут спокойно продолжать общение с украинским православным епископатом, который хочет официального канонического признания.
В чем была проблема? Существовала московская анафема в отношении патриарха Филарета. УАПЦ не имела анафемы, но ее епископат не был признан. Поэтому их обращения к Константинопольскому патриархату могли восприниматься как заявления простых граждан Украины или, как некоторые говорили, раскольнических объединений. Чтобы они получили статус канонического объединения епископов или Синода, нужно было признать их хиротонию (в православной церкви посвящение лиц духовного звания в определенный сан, например, епископа, священника, дьякона - “Апостроф”). Только в этом случае патриарх Филарет признавался настоящим епископом, ведь только в этом случае он мог рукополагать других епископов. И до тех пор, пока не была снята анафема с патриарха Филарета и митрополита Макария, все их посвящения в епископы считались недействительными. Этот вопрос теперь снят.
У епископата разных церквей, выступающих за автокефалии сейчас два варианта. Или они объединяются и создают общий церковный дом, или нет. Я наблюдаю за их общением и попытками объединения на протяжение десятка лет, и проблемой очень часто были амбиции, непорядочность. То, что называют человеческим фактором. Но сейчас они оказались в ситуации, когда паства будет требовать движения навстречу друг другу. Если они не подпишут некий документ, то обрекут себя на маргинес. Ведь в Украине, кроме УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ, существуют около десяти мелких православных церквей, паства которых насчитывает десяток человек. Хотят ли крупные церкви скатится до этого уровня - вопрос открытый…
Я считаю, что украинское государство имеет рычаги на их повлиять, потому что это государственный вопрос.
Вопрос с восстановлением Киевской митрополии до конца непонятен. Что мы видим: аннексия Киевской митрополии Московским патриархатом не признается, и, значит, Константинополь восстанавливает митрополию, и она может рассчитывать на автокефалию. Но фактически митрополия существует виртуально. Ее сейчас нет, а есть УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП, которые существует с точки зрения украинского законодательства. Чтобы процесс двигался дальше, может произойти восстановление киевской митрополии на основе указанных церквей и их епископата с перспективой томоса из рук Константинополя…
Еще один дискуссионный вопрос - территория митрополии, которая несколько столетий назад включала, например, современные Беларусь и Литву. Но сейчас не спорить нужно, а напротив - в тишине принять необходимые решения в русле получения томоса.
Читайте также: Полный разрыв: появилась реакция РПЦ на решение по томосу для Украины
Священник УПЦ МП Алипий Светличный на своей странице в Facebook: "Я бы порадовался за Филарета (Денисенко), ведь снятие анафемы не просто возвращает его в правовое поле Церкви, но дает ему шанс на спасение души.
Однако сам Константинополь при объявлении о снятии анафемы в Филарета, возглашенного Архиерейским собором РПЦ, входит нарушением церковных же канонов в область анафемы. Поскольку Филарет отлучен был не от Константинопольской церкви, а от Русской православной церкви, а через отлучение от Русской Церкви, отлучен от всей полноты православной церкви.
После признания раскола, учиненного Филаретом, за благое дело, Константинополь, больше не может быть православной церковью, выйдя из нее добровольно своими деяниями. И это так же верно, как и Римская церковь больше не православная Церковь, совершив в свое время злодеяние раскола и ереси".
Бывший глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП и пресс-секретарь блаженнейшего митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко: "Следующий шаг в направлении томоса зависит не только от решений Константинополя, а и от тех процессов, которые будут происходить в Украине… Найдут ли общий язык ветви украинского православия? Это вопрос не к Вселенскому патриарху, а к нам. Подлинные христианские договоренности там, где каждый ищет не только свой интерес, а готов пожертвовать, уступить для общего блага и заповедываемой Христом любви. Если это будет продемонстрировано, то шансы договориться увеличиваются.
Но нужно понимать, что одна история украинской автокефалии для иерархов, а другая - для духовенства и верующих. У иерархов могут быть амбиции и даже материальный интерес. И это запрос на то, чтобы создавалась Церковь не имперского типа как в Москве. А та Церковь, что ищет ответы на вопросы людей и является моральным авторитетом, и формирует фактически мировоззренческую повестку дня в стране. Для сравнения: если мы хотим победить коррупцию, то без мировоззренческих перемен это невозможно. То же самое и в церковной среде…
Предвижу многолетний соборный процесс внешнего институционирования Церкви и наполнения ее внутренним содержанием. Вопрос - покрестить, обвенчать, отпеть - решен, если возникнут две церковные юрисдикции в стране (то есть новая Церковь и нынешняя УПЦ МП - “Апостроф”). Каждый пойдет туда, куда хочет. Но есть еще потребность общества в неком христианско-социальном посыле. Чтобы христианство стало частью нашей жизни не только в смысле культового обряда, а в смысле мировоззренческом. И здесь выдача документа (томос - “Апостроф”) ничего не решает. И если в этом плане будет развитие, то у этого проекта есть будущее. А если все вопросы будут виться вокруг должностей в этой Церкви и ничего не поменяется, то очень быстро наступит разочарование…
Как объединяться? Если выбирать формат по образцу “кого больше, тот получает все”, то это неудачный пример из украинской политики, когда получивший 51% голосов на выборах начинает сразу уничтожать того, у кого 49% голосов. Мне кажется, что новая Церковь должна пойти другим путем.