Украина в тупике: есть угроза потерять нашу самостоятельность
Председатель партии "Основа" Андрей Николаенко рассказал, как надо развивать страну
пятница, 7 декабря 2018, 13:38Украина превращается в страну без будущего, потому что люди массово бегут за границу. И даже если создаются новые рабочие места, то найти специалистов на них почти невозможно. Госбюджет-2019 также не внушает веру в рост экономических показателей, поскольку направлен совсем на другое. Как преодолеть главные вызовы, которые стоят сегодня перед Украиной, в интервью "Апострофу" рассказал глава политической партии "Основа" АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО.
- В этом году за бюджет на 2019 год проголосовали в шесть утра. Как вы оцениваете процесс его принятия?
- Как и все бюджеты последних лет, это, хотя не очень хорошее слово - "договорняк", то есть согласование определенных "хотелок" разных политиков или дельцов от политики о распределении маленького украинского бюджета. Считаю, что Украина проиграла, имея такой бюджет. Он очень похож на прошлогодний, позапрошлогодний, а значит, он не является правильным, потому что каждый из предыдущих бюджетов постепенно привел Украину к состоянию, в котором мы сегодня находимся. Мы видим, что дальше ухудшаются экономические показатели, возможно, это опять приведет к такой ситуации, которая была летом - был кассовый разрыв, и поэтому не выплачивались пенсии. Почему же сейчас бюджет приняли так поспешно? Да потому что без следующего транша МВФ бюджет не будет сбалансирован. Все понимают, что выборы, и надо выплачивать пенсии и социальную помощь, а денег нет, бюджет недовыполнен. Только население задолжало более 13 миллиардов гривен за жилищно-коммунальные услуги, то есть можно говорить, что экономическая система Украины - неработающая.
- Значительная часть расходов бюджета - это или обслуживание долгов, или погашение тех, которые уже есть. Как, по вашему мнению, экономика страны справится с этим?
- Она может ситуативно справиться, если позаимствует более дорогие деньги и отдаст часть долгов - более дешевых, но эта история не может вечно продолжаться. Однозначно, это тупиковая модель развития, и в какой-то момент это все может привести к банкротству страны. Поэтому я не вижу перспективы в постоянном перекладывании этих средств. На самом деле за границей не очень гуманистические люди, они более практичны. Они считают - если вы хотите, то хорошо, делайте: поднимайте цену на газ, открывайте границы, становитесь нашим сырьевым придатком. Хотите выживать? Хорошо, возьмем от вас лучшую рабочую силу, пусть она едет в Европу, а от вас нам нужны зерно, природные ресурсы и безвиз. В результате останется несколько миллионов пенсионеров, будем подбрасывать вам пару миллиардов. Это модель развития экономики, приведет к потере Украиной какой-либо самостоятельности и субъектности.
- Зачем тогда закладывать в бюджет, например, такую статью, как получение от приватизации 17 миллиардов гривен, если каждый год это не выполняется? Как в будущем это отразится на том же дефиците?
- Очень просто. Для того чтобы МВФ дал деньги, нужно показать, что бюджет сбалансирован, что у него небольшой дефицит есть, поэтому и рисуют виртуальные доходы, которые ни разу не выполнялись. Вот эти 17 миллиардов - это фактически калька с прошлого года. А в позапрошлом году вообще было смешно: на предварительном голосовании было 17 миллиардов, а утром, когда проснулись, то стало 21 миллиард доходов от приватизации, и все шутили, что, видимо, под утро в секретариате бюджетного комитета кто-то упал лицом на клавиатуру и случайно нажал эту цифру. Потому что это - фикция.
За годы независимости мы получали от запланированной приватизации от 0,39% поступлений, максимум было 0,19% запланированных поступлений. Это свидетельство того, что механизм не работает, Фонд государственного имущества заблокирован, ОПЗ не приватизирован, совокупность интересов различных политических сил и олигархов заблокировали этот процесс полностью. Ни один из нормальных инвесторов в такую страну, с таким климатом не хочет идти. Все это делается для того, чтобы сейчас получить эти два миллиарда долларов от МВФ. Но во власти понимают, что отдавать долги, более того, выполнять этот бюджет - нереально. А дальше выборы - кто придет, тот и будет отдавать.
- В 2017 году на субсидии выделили 55 миллиардов, однако их не хватило. И в этом - 55, при том, что тарифы будут расти, и количество людей, которым эта субсидия необходима, увеличивается. Что будет с субсидиями? Возможен "газовый бунт" в Украине?
- Думаю, что до конца этого отопительного сезона им удастся этими 55 миллиардами сбалансировать, а дальше, опять же, кто придет к власти, тот и будет разбираться. В правительстве понимают, что этих средств недостаточно. Но есть и другие цифры. С одной стороны, мы хотим дать гражданам 55 миллиардов гривен для субсидий, чтобы они платили эти заоблачные суммы по коммунальным счетам, которые им правительство и подняло, фактически поставив их в статус нищих. А с другой стороны, на энергоэффективность заложено 400 миллионов гривен, то есть, для того чтобы Украина тратила и потребляла меньше газа, мы вкладываем 400 миллионов, и 55 миллиардов, чтобы неэффективно этот газ сжигать.
Еще раз возвращаюсь к главному тезису: эта модель развития является тупиковой. С одной стороны, нереально поднимаются цены на все, с другой - не поднимаются доходы населения, открыты границы, безвиз и война. Что делает умный, смелый человек? Просто собирает вещи и уезжает. Кто-то просто на заработки, а потом и навсегда. На данный момент - это очень страшная тенденция. Сегодня перед государством стоит три основных вызова: первый - это война и что делать на Востоке, как возвращать наши территории; второе - это экономическое обнищание; третье - это как остановить отток украинцев из страны.
- По вашему мнению, МВФ понравится этот бюджет? Будет ли он согласован нашими кредиторами?
- Он будет согласован, однозначно. МВФ тоже понимает, что это нереальный бюджет, они, как никто другой, все понимают. Но они гонят нас в том коридоре и в том темпе, который их удовлетворяет. Они не теряют контроль над ситуацией и руководством государства. Я думаю, что транш будет. Но это не потому, что МВФ так плох, он просто хочет зарабатывать на деньгах, это кредитующая организация с большим политическим подтекстом. Все понимают, что идет борьба в мире не только за природные ресурсы, но и человеческие. И нужно взять во внимание то, что наших украинцев забирают для работы за границей более охотно, чем других, потому что понимают, что это трудолюбивая нация. Однако, эту всю ситуацию можно и нужно изменить.
- Петр Порошенко недавно сказал, что в 2017 году более чем 200 тысяч украинцев не вернулись из-за границы, а в этом году статистика говорит о том, что 10-15% украинцев выехали за границу. То есть количество выезжающих, заметно возрастает. Что делать с этой проблемой? Не кажется ли вам, что парламенту, президенту и правительству это как-то все равно?
- Они думают, что им все равно, по большому счету до конца не понимают всех последствий. Те из политиков, которые так или иначе, но имеют отношение к реальной жизни, а особенно к украинскому бизнесу, понимают, что сегодня проблема не просто создать рабочие места, а проблема - найти специалистов для этой работы, потому что люди бегут из страны. Убегают не только для того, чтобы заработать деньги, а чтобы получить нормальный набор услуг: нормальную жизнь, нормальную медицину, образование, безопасность на улице. То есть - за цивилизацией. Украина сейчас на цивилизационном разломе - между европейской цивилизацией и азиатской. Для того чтобы страну удержать и нормально развивать, нужно, чтобы она была благополучная, экономически мощная. Для этого надо делать нацию единой.
- Возможно, это неплохо и выгодно для власти? Вы же говорили, что количество денег, которое идет от работающих за границей украинцев, удерживает украинскую экономику.
- Проблема в том, что тех денег, которые они присылают, хватает только для того, чтобы сбалансировать внешнеторговый баланс, иначе был бы просто коллапс с инвалютными резервами. Но самое главное, что у такой страны нет будущего. Если эта власть планирует поцаревать год, два, три, а потом уехать отсюда, то, наверное, ее устраивает такая ситуация. А если бы это была власть украинская, которая хотела бы здесь жить, то она понимала, что происходит разрушение государства. Мы теряем будущее, у нас умирает больше, чем рождается, молодые семьи не хотят рожать детей, государство упразднило поддержку при рождении матерям-одиночкам. То есть власть сейчас - это абсолютно асоциальный субъект. Государственная власть сегодня превратилась в нечто антинародное, и люди это чувствуют.
- Уже летом 2019 года должно заработать новое Министерство по делам ветеранов, его главой назначена Ирина Фриз. Есть ли необходимость в этом министерстве? Не является ли это просто раздуванием госаппарата?
- Государственный сектор продолжает доминировать. В отношении всех силовиков и силовых структур идет увеличение расходов. Например, только между первым и вторым чтением на Генеральную прокуратуру Украины, на ее внутренние расходы - строительство, ремонт и т.д., были выделены дополнительные 100 миллионов гривен. Для сравнения: на компенсацию аренды жилья для внутренне перемещенных лиц выделено 25 миллионов гривен. Вот такая тенденция. По новым министерствам, новым членам ЦИК - это о том, что Левиафан пожирает того, кому должен служить. Была же государственная служба по делам ветеранов, пусть себе и работали бы, а так на ее базе было создано это министерство.
Вопрос в том, кто такая Фриз? Это пресс-секретарь Петра Порошенко 2005 года, когда он был в СНБО. То есть это история о трудоустройстве. Пусть она там очень хороший человек, классный депутат, я не знаю, насколько хорошо она разбирается в вопросах армии, но ветеранами надо заниматься - без разницы государственная служба или министерство. Если орган не будет наполнен полным содержанием и функционалом, то это не будет работать. Чтобы защищать ветеранов, первое, надо, чтобы работала экономика и были бюджеты, за счет которых уже и поддерживаются ветераны. А у нас бизнес и так уже умирает, свертывается, выходит из страны. Из чего будет наполняться бюджет? Поэтому это все приводит к тому, что ты хоть создавай эти министерства, хоть нет - возможности реализации политики у министерств не будет, потому что не будет денег.
- Как готовится ваша партия к президентским и парламентским выборам? С единым кандидатом в президенты вы определились, им станет Сергей Тарута.
- Да. Мы, как любая другая настоящая политическая сила, организовываемся для того, чтобы вести свою политику и вносить изменения в развитие страны. Партия "Основа" точно знает, какую модель Украины мы хотим построить. Это все было озвучено и показано гражданам Украины. Мы считаем, что наиболее достойным из нас является Сергей Тарута, это все было закреплено на съезде в сентябре. На данный момент мы готовимся к выборам, выборы еще не начались, все штабы будут разворачиваться, когда начнется президентская кампания. С другой стороны, мы понимаем, что для партии "Основа" главный вызов - это парламентская компания.
- Планируете ли объединение с кем-то?
- Сейчас нет. Мы готовы к объединительным процессам, но, скорее, путем присоединения кого-то к нам. Ведь мы абсолютно самостоятельные, ни от кого не зависящие, мы партия самодостаточных людей дела, которые сделали себя сами. Если мы совпадаем ценностями - или с какой-то группой аграриев, или с ветеранами, то мы готовы. Но главная ценность у нас - это человек. У нас есть платформа, есть доктрина "Украина 2030". Поэтому - пожалуйста, читайте, присоединяйтесь.
- Почему так категорично? Как вообще вы относитесь к тому, что в Оппозиционном блоке произошел раскол?
- Лично для меня это понятный процесс, который прогнозировался с самого начала существования Оппозиционного блока - они делились на условные группы, разошлись, потом слепились, но в другой конфигурации. Там были личные интересы различных групп влияния. "Основа" - не об интересах тех или иных олигархов. Мы видим, как нужно развивать страну и хотим собрать самодостаточных людей, а не брать деньги у олигарха какого-то.
- А вообще были какие-то предложения по поводу объединения?
- Еще в прошлом году к нам присоединилась небольшая молодая, но очень амбициозная команда - политическая партия "Народная сила". Это самодостаточная молодежь 20-40 лет, которая к нам присоединилась. Сейчас ведем переговоры не с партиями, а с общественными организациями, которые оцениваются не по лозунгам, а по реальному смыслу.
- Борьба рейтингов для вас важна? Как вы планируете повышать свой рейтинг, работать с населением и занимать топовые позиции?
- Сказать, что на данный момент у нас какие-то высокие показатели, я не могу. Но меня это не сильно смущает, ведь украинцы очень часто отказываются от социальных опросов, не хотят говорить, о чем думают, потому что не доверяют никому. На сегодня, "кризис доверия" - это проблема номер один. То, как на самом деле голосуют, и социология - очень часто отличаются. Второе - мы делаем альтернативные каналы коммуникации, пытаемся достучаться до людей с помощью персонализированной коммуникации, пытаемся дойти до тех людей, которые нас слышали, но не поняли, к тем, кому разумная позиция гораздо важнее, чем красивая обертка. Разумных украинцев много, главное им всем сказать, что "Основа" является разумной силой, и Украине, наконец, нужен умный президент, потому что очень сложные, взвешенные решения надо принимать с очень хирургической точностью.
- Как вы относитесь к тому, что Зеленский и Вакарчук фигурируют в этих рейтингах, хотя они не заявили о президентских амбициях? Эксперты говорят, что если они надумают официально выдвигать свою кандидатуру, то имеют большие шансы пройти во второй тур.
- У Вакарчука, думаю, шансов попасть во второй тур нет, у Зеленского есть. Это - грустно, это правда грустно. Ведь значит, что всем надоели политики. Люди хотят "хлеба и зрелищ", хлеба хватает, а теперь нам пойте, выступайте. Я лично не знаю Зеленского, какие у него планы, команда и какие решения он будет принимать. Если представить, что президент - Зеленский, какие решения будут? Кто будет Генеральным прокурором? Кто будет главой Национального банка?
- Возможно, эти решения будет принимать тот, кто будет финансировать его кампанию?
- Все говорят, что это Коломойский. Я не уверен, что это только он. Поэтому, опять-таки, к любому кандидату должен быть ряд серьезных вопросов, и они должны представить свою команду, которая сможет это сделать. Актуален и другой вопрос: а будут ли голоса у президента Зеленского в парламенте, чтобы проталкивать свои решения? Нет, ведь мы понимаем, что парламент контролируется олигархами, и все - он превратится в своего киношного персонажа, и хочет что-то сделать, но не может, потому что все депутаты, которые там сидят, просто цинично с него смеются. В этом также есть проблема. Поэтому, надо понимать, что простого решения в государстве нет. Для государства, которое находится в экономическом кризисе, любые эксперименты очень опасны.
- Многие эксперты говорят о "Новом курсе". В Украине один курс, который уже заложен в Конституции - это НАТО и евроинтеграция. А ваша партия, на каких ключевых базисах будет проводить и президентскую, и парламентскую кампании?
- Первое, "Новый курс" - у Юлии Владимировны, мы не будем забирать у нее название ее книги. Основой нашей партии стала другая работа, а именно - доктрина "Украина 2030" - это экономический план развития государства. Еще раньше всех мы начали говорить о новой Конституции, которая крайне необходима, с ликвидацией дублирования полномочий, о новой налоговой системе, которая была также нами выписана и озвучена, и не увеличение, а уменьшение налогов. Мы представили еще два года назад четкий план по Донбассу, который называется "Три основы", он уже получил положительный отзыв от европейских коллег. Мы пойдем к избирателям с четкими предложениями.
Что касается курсов, то украинцы не выбирали курс в НАТО. Они сегодня согласно всем социологическим опросам больше всего стремятся не в ЕС или НАТО, они стремятся к безопасности и к благополучию. Просто власть, которая не способна создать это здесь собственными руками, обещает, что это все придет тогда, когда мы будем там. Только та часть украинцев, которая поняла, что это "там" может не наступить, собрала вещи и поехала в это будущее уже. А те, кто остались здесь, понимают, что НАТО не придет и не защитит. Вот эти виртуальные иллюзии о том, что, когда мы будем в зоне свободной торговли с ЕС, то у нас будет расти экономика. И вот мы в зоне - только экономика не растет. С другой стороны, если будем в НАТО, то оно нас защитит. Это - фейки, которыми сегодня власть манипулирует для того, чтобы удержаться. Мы стали первым государством, которое записало членство в международных организациях в своей Конституции, мы тем самым признаем свою неполноценность.
- Почему мы всегда ищем какую-то модель в других странах, а затем она здесь не может реализоваться?
- Нам нужно изучать лучший мировой опыт и его имплементировать в соответствии с нашими особенностями и тем, что каждый год мир меняется. Главное - это тренды, умение правильно администрировать и смотреть не сегодня в завтра, а сегодня - на послезавтра, а лучше - еще и на неделю вперед. У нас на данный момент этого совсем нет. Также надо понимать, куда движется мир, чтобы мы правильно развивались. Потому что мы только догоняем. В мире есть примеры, когда страны становились состоятельными. Я всегда привожу пример достижений Южной Кореи. Эта страна является примером, как могла бы развиваться Украина при условии патриотического, профессионального управления. Это единственный реальный сценарий для Украины. Поэтому, когда я говорю о Южной Корее как о примере для подражания, то прежде всего, это по трем базовым вещам.
Первое - борьба с коррупцией. У них два бывших президента сидят в тюрьме. Вот так надо в Украине: когда мы посадим своих коррупционеров, тогда украинцы поверят, что что-то может измениться.
Второе - это экономика превыше всего. Не просто какие-то лозунги, не гимн петь в вышиванке, а экономический прорыв от упадка, ведь Корея была разрушена войной.
Третье - это то, как имея соседа, который на тебя постоянно нападает и ведет войну, стать состоятельной страной и своими силами воплощать стратегию по возвращению своей же территории.
Это и есть пример для подражания. Я не говорю о копировании тех или иных законов, я говорю о копировании поведения и идеологии того, что должно быть. Гордиться нацией нужно за достижения, а не просто сидеть и гордиться.