С началом вооруженного конфликта на территории Донбасса и после захвата Крыма в 2014 году Украине пришлось пересмотреть приоритеты своей внешней политики. Вопросы безопасности теперь вышли на первый план, а европейская и североатлантическая интеграция стали стратегически важными векторами внешней политики Украины.
Если не будет стабильности в Украине, не будет стабильности и в Европе. Поэтому, европейская система безопасности несет серьезный ущерб. Российский ревизионизм усиливает дилемму безопасности в регионе и порождает проблемы безопасности во всех двусторонних отношениях России, включая ЕС и Китай. Такие ревизионистские настроения РФ подрывают порядок в регионе и углубляют кризис безопасности сильнее, чем любые другие факторы еще со времен Холодной войны.
Во-первых, зафиксированы многочисленные нарушения международного правопорядка. Оккупация Крыма и подрыв суверенитета независимого государства нарушает Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, а также Российско-украинский договор 1997 года. Акт открытой вооруженной агрессии, нарушение границ и вмешательства во внутренние дела суверенного государства противоречат принципу неприменения силы и ставят под сомнение все основы международного правопорядка.
Во-вторых, российский ревизионизм подрывает доверие к нынешним международным нормам, режимам и организациям. Когда-то стабильные правила и принципы, формирующие основы эффективности таких организаций как ООН или ОБСЕ, сейчас подорваны.
В-третьих, своими действиями РФ продвигает собственную альтернативу современному балансу сил. Уже предполагается возвращение к realpolitik, к принципу самопомощи и к имперским порядкам 19 века. К сожалению, Украина сейчас находится в эпицентре этого кризиса безопасности, а потому нуждается в надежной поддержке со стороны международных и региональных партнеров. Одним из таких является Венгрия.
Успешная интеграция с НАТО является одной из стратегических целей внешней политики Украины, что даже было закреплено Конституцией в 2019 году. Учитывая нынешнюю ситуацию безопасности в Украине (вооруженный конфликт, ослабление демократии, рост национализма), членство Украины в НАТО становится отдаленной перспективой, а наиболее реальным и выгодным вариантом является лишь более тесное сотрудничество и усиление координации с НАТО. Для имплементации такого сценария Украина нуждается в большем количестве союзников среди стран-членов НАТО. И именно здесь двусторонние отношения с Венгрией сыграли немалую роль. После вступления в силу неприемлемого для венгров Закона об образовании в знак протеста Венгрия пошатнула планы Украины, блокируя Комиссию НАТО-Украина.
Читайте также: Решение языкового конфликта между Украиной и Венгрией возможно дипломатическим путем
Даже после ухудшения двусторонних политических отношений после принятия Украиной Закона об образовании, Венгрия все же считается сильным союзником Украины в сфере безопасности и военных аспектах. Кроме того, страны договорились о дальнейшей кооперации с целью укрепления региональной коллективной безопасности. Еще в 1990-х годах был подписан ряд соглашений и заявлений относительно трансграничного сотрудничества и сотрудничества между министерствами обороны государств в отношении военных учений и других видов военного образования, военной топографии, военно-технического и авиационного сотрудничества. С началом вооруженного конфликта в Украине Венгрия обеспечила свою помощь, поддержав имплементацию санкций Европейским Союзом против Российской Федерации и предложив помощь в расследовании катастрофы рейса МН-17.
Венгрия, как и весь европейский регион, заинтересована в том, чтобы граничить со стабильной и сильной Украиной. Именно поэтому венгерское правительство способствовало международным, политическим и экономическим шагам к восстановлению стабильности в Украине путем предоставления финансовой и медицинской помощи, внедрения гуманитарных проектов и поддержки международных санкций. Ведь без безопасности в Украине, не достичь безопасности в целом регионе.