RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Поиски нового плана по Донбассу: сумеет ли Киев навязать альтернативу "Минску"

У Киеве на бумаге есть планы А, В, С, но все они не работают

У Киеве на бумаге есть планы А, В, С, но все они не работают Фото: УНИАН

В течение всего 2020 года Офис президента Владимира Зеленского пытался выбраться из "минского капкана", в котором страна оказалась при президенте Петре Порошенко. Команда президента Зеленского, намереваясь разблокировать мирный процесс, пошла на ряд болезненных уступок РФ, которые были обозначены в СМИ как условный План "А". Кремль этим не удовлетворился, требуя в полном объеме выполнить политическую часть "Минска", но без вывода оккупационного контингента. Офис президента, украинская делегация в Минске и профильные ведомства заговорили о существовании альтернативных планов. Увы, но ни один не стал реальностью. Какие именно планы по Донбассу обсуждались в 2020 году, в чем состояли их слабые и сильные стороны, и могут ли они быть выполнены в этом году, читайте в материале "Апострофа".

План "А": болезненные уступки

Владимир Зеленский стал президентом под лозунгами мира, экономического роста, борьбы с коррупцией и системных изменений. Глава государства на первоначальном этапе избегал критических высказываний в адрес президента РФ Владимира Путина, и даже говорил, что увидел в глазах кремлевского лидера стремление завершить войну. Ради первого большого обмена пленными (как демонстрации приближения обещанного мира) Банковая пошла на крайне болезненный ход – выдала России одного из главных подозреваемых по делу о гибели малайзийского рейса МН17 Владимира Цемаха.

Стержневые элементы условного Плана "А" (уступать, пока не станет совсем уж больно) были формально зафиксированы в итоговом коммюнике парижского саммита "Нормандской четверки" от 9 декабря 2019 года. Ради встречи в верхах Офис президента согласился на скандальную "формулу Штайнмайера" по Донбассу. В коммюнике, в том числе, речь шла об "особом статусе" для ОРДЛО и внедрении "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство. План "А" начал пробуксовывать, когда стало ясно, что Киев не станет создавать "консультационный совет" с ОРДЛО, о котором глава Офиса президента (ОП) Андрей Ермак изначально договорился в Минске весной 2020 года.

Как отмечают наблюдатели, План "А" пока еще реализуется по инерции по причине отсутствия действенных альтернатив. "Судя по действиям и заявлениям руководства ОП, власти продолжают идти дорогой уступок. Все это напоминает попытки разбогатеть, купив лотерейный билет", – заявил в комментарии "Апострофу" глава Института мировой политики Евгений Магда.

"План Кравчука"

Первая и наиболее внятная попытка выскочить из "прокрустова ложа" политической части Минских договоренностей была предпринята осенью 2020 года. Глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), первый президент Леонид Кравчук представил "План совместных шагов" для ТКГ. Документ содержал предложения о полном прекращении боев с прицелом на проведение на территории ОРДЛО местных выборов в марте 2020 года, но при условии полной демилитаризации.

"С этого нужно начинать. То есть, все вооруженные формирования, наемники, вооружение - все должно быть выведено с этой территории, незаконные вооруженные формирования должны быть распущены. И это нужно сделать в начале 2021 года", – заявил тогда Леонид Кравчук.

Глава украинской делегации настаивал, что "Минск" устарел и соглашения выполнить невозможно. Соответственно, необходимо изменить очередность шагов. Украинская сторона настаивает на формате "утром контроль над границей, вечером – выборы".

План Кравчука вряд ли будет имплементирован, так как он затрагивает пункт по границе, отметила в беседе с "Апострофом" аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Мария Золкина. РФ не хочет отдавать политический контроль над этими территориями на момент проведения выборов, неважно когда они состоятся.

"Риск плана заключается в том, что Москва может попытаться затащить Киев в ловушку, сказав, что их не устраивают сроки проведения выборов в ОРДЛО до 31 марта 2021 года, но согласны на этот план или его часть до, например, 30 сентября. Большой ошибкой было вписывать в плане конкретные сроки, не расписав детально, как должно проходить разоружение и вывод войск", – говорит Мария Золкина.

План "B": разговоры без конкретики

Позитив "плана Кравчука" состоял в том, что Украина (пока на уровне ТКГ, а в перспективе в "нормандском формате") вышла с идеей пересмотра пунктов по границе именно в письменном виде, а не на уровне заявлений с трибуны. Ведь Владимир Зеленский по итогу саммита в Париже внятно заявил, что отводит переговорам в Минске и в "Нормандии" ровно год, и, если не будет прогресса, то ОП переходит к Плану "B". Указанный срок истек в декабре 2020 года. К тому времени полным ходом уже шло "прощупывание" различных альтернатив, но ясности в вопросе нет до сих пор.

Леонид Кравчук заявил, что у Офиса президента есть запасной вариант на случай провала переговорного процесса с РФ, не уточнив, какой именно. Спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович вскользь упомянул о наличии Плана "B", кратко отметив, что речь идет о миротворцах. Затем представитель украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш сообщил, что запасных планов по Донбассу существует несколько.

"Год назад состоялось заседание Совета нацбезопасности и обороны, где были разработаны пять планов без четкой нумерации. Они, скажем так, горизонтальные. Их применение возможно в конкретной ситуации. Складывается самая благоприятная ситуация для какого-то плана, тогда он задействуется", - сказал Сергей Гармаш.

Вице-премьер Алексей Резников на днях рассказал журналистам, что Киев якобы уже работает по ОРДЛО по Плану "В". По его словам, он заключается в работе над реинтеграцией оккупированных территорий еще до того, как РФ выведет оккупационный контингент.

Затем глава МИД Дмитрий Кулеба подтвердил, что СНБО разработал пять сценариев развития событий на территории Донецкой и Луганской областей, отметив, что до реализации Плана "В" еще не дошло, так как "Минск" себя еще не исчерпал.

В итоге подобный "разнобой" в высказываниях заставил экспертов сомневаться, что у Банковой, МИД, СНБО и Министерства по делам оккупированных территорий имеются внятные и задокументированные запасные планы. Черновые наброски не в счет. "Никакого Плана "В" нет. Это все – создание картинки для общества. Есть Минские соглашения, подкрепленные Резолюцией Совбеза ООН. Поэтому План "А" - реализация договоренностей. Любые корректировки возможны только в рамках минского процесса", – считает в беседе с "Апострофом" политический эксперт Вадим Карасев.

Проект "Стена"

Условный План "С" – политическое отмежевание от оккупированных территорий, откладывание процесса реинтеграции на неопределенный срок. Между ОРДЛО и свободной частью Украины воздвигается условная "стена". Наиболее четко эту политическую формулу летом артикулировал экс-глава МИД Вадим Пристайко: дабы не превратиться в Боснию и Герцеговину Украина (гипотетически) может отложить процесс деоккупации в долгий ящик.

У такого подхода есть "жирный" минус. Даже если Киев захочет отмежеваться от оккупированных территорий, то Кремль и подконтрольные россиянам боевики никуда не денутся.

"Проект "Стена" - нереализуем. В том числе, потому что очаги напряженности могут перекинуться на другие регионы, где возможны попытки дестабилизации, вплоть до террористических атак. Проблема не в том, готовы наши силовики к такому сценарию или нет. Больше опасений вызывает то, что не готовы сами люди. Общество разобщено, не мобилизовано. При первых же атаках, мы услышим призывы, требования договариваться "на любых условиях", потому что люди не готовы к угрозам такого уровня. Они хотят, чтобы война была где-то там далеко", – пояснила "Апострофу" аналитик Центра исследований проблем гражданского общества Мария Кучеренко.

Для Офиса президента и украинской власти вообще План "С" по приоритетности находится на последнем месте. Во-первых, общество с великой долей вероятности воспримет отказ от борьбы как "зраду". Во-вторых, Киев не может просто так в одностороннем порядке пойти на отказ от Минских соглашений и фактическое прекращение "нормандского формата". В этой игре, кто (Киев или Москва) первым хлопнет дверью, тот и проиграет. Поэтому можно ожидать, что перетягивание "минского каната" будет продолжаться и в этом году.

Читайте также