Степанова - прочь: как Рада очистила Кабмин от токсичных элементов

Отставки состоялись, но с назначениями будет тяжелее

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Во вторник, 18 мая, Верховная Рада на своем внеочередном заседании уволила трех министров правительства Дениса Шмыгаля - министра здравоохранения Максима Степанова, министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко и министра инфраструктуры Владислава Криклия. Тем не менее, назначить им замену пока что не удалось. О том, как и когда завершится ротация в Кабмине - читайте в материале "Апострофа".

Замена на зама

Несмотря на некоторые опасения экспертов, увольнения опальных министров прошли достаточно быстро и уверенно. Сначала народные депутаты отправили в отставку министра инфраструктуры Владислава Криклия (284 нардепа), затем поддержали отставку министра развития экономики и торговли Игоря Петрашко (за - 280 нардепов). Завершилась серия отставок увольнением министра здравоохранения Максима Степанова. За это решение проголосовали 292 нардепа. Среди троих отставленных министров наибольшее внимание приковал к себе Максим Степанов, ведь от Игоря Петрашко и Владислава Криклия не ожидалось какой-то фронды, они написали заявления об уходе еще на прошлой неделе.

"В принципе, ОП справился без проблем. Степанов несколько недооценил свою токсичность. Не знаю, правду ли пишут о деньгах, которые предлагали, но никакой политической целесообразности не голосовать за его отставку не было. Дело в том, что согласно социологии, Степанов более известен, чем Шмыгаль: вакцинация и борьба с коронавирусом, все это это связывают с его фамилией. Поэтому депутаты исходили еще и из того, что, не проголосовав, они могли вызвать огонь на себя", - говорит "Апострофу" политолог Алексей Голобуцкий.

С ним солидарен Владимир Фесенко, который считает, что по Степанову никаких сенсаций не произошло. Все дело в том, что уже довольно давно в парламентской среде, социальных сетях, в экспертном сообществе возникло значительное количество критики относительно министра из-за ситуации с вакцинацией, да и по многим другим вопросам. Где-то были объективные причины для увольнения, где-то были явные провалы и ошибки самого министра. Токсичность Степанова стала решающим фактором в решении в Офисе президента. Усугубило конфликт с Офисом и то, что Степанов стал в позу и не захотел уходить, говорит эксперт.

"Степанова я ожидаю увидеть в политике. По отношению к нему есть симпатии - причем, парадокс экс-министра состоит в том, что ему симпатизируют некоторые люди из ОПЗЖ и в то же время те люди, которые были во власти после 2014 года. Он не стал такой одиозной фигурой как Ульяна Супрун и особо не зацепил общество, он - классический администратор-бюрократ от медицины. Ему не хватало, мне кажется, искренности, живой человеческой активности. Кроме того, как я понимаю по теме закупок вакцины он вошел в диссонанс с Офисом президента, это в итоге его и погубило. Это, кстати, урок для всех: когда ты слишком думаешь о самопиаре, то успех не приходит. Он приходит, когда ты прежде всего выполняешь свою работу, но при этом не забываешь о самопиаре", - говорит Фесенко.

На то, что Степанов максимально старался удержаться в кресле министра, пойдя на конфликт с Банковой, обращает внимание и политолог Алексей Буряченко.

"Степанов максимально старался удержаться на своем посту, убедив некоторых членов профильного комитета, которые до этого были абсолютно лояльными Офису президента. Результаты 7 - за, семь воздержались, и 1 против, говорили о том, что Степанов все же имеет определенные позиции среди депкорпуса. Но он переиграл сам себя, потому что к голосованию уже в зале ОП подготовился максимально, убедив даже тех депутатов, которые имели соответствующие сомнения относительно Степанова", - отметил эксперт.

По мнению Фесенко, главными факторами при назначении нового главы Минздрава являются борьба интересов, а также незаконченная реформа, которая очень неоднозначно воспринимается, а поэтому любому человеку на этом посту будет крайне сложно.

"У Виктора Ляшко - сложная ситуация: он воспринимается как представитель либерального лагеря, а это тоже может вызвать критику. Не все депутатские группы, которые традиционно поддерживают "слуг народа", могут поддержать его кандидатуру. Он был в фаворе у президента, особенно год назад, а потом отношение к нему стало достаточно критичным. В принципе свою работу он делает: он умеет общаться, не вызывает отторжение, имеет какую-то живинку, есть какая-то эмоциональность человеческая, это ему может помочь. Команде Зеленского надо ответственно подойти к голосованию, чтобы обеспечить результат, чтобы не было сбоев", - считает Фесенко.

Уход Криклия и приход Кубракова?

Прямо противоположной ситуации со Степановым Фесенко называет отставку министра инфраструктуры Криклия, который уходил под аплодисменты, а на его странице в Facebook было очень много позитивных откликов в том числе от "слуг народа" и от представителей опозиции.

"Криклий я думаю не затеряется, наверное, будет работать, а кто знает - может и вернется в исполнительную власть, я этого не исключаю. На мой взгляд, он - талантливый администратор, способный парень", - отметил Фесенко.

Возможного преемника Владислава Криклия, Александра Кубракова, считают одним из любимцев президента. "Большое строительство" - это один из проектов, которые нравятся президенту Зеленскому и он лично опекает его, говорят, что он знаком с Кубраковым и хорошо оценивает его деятельность. Поэтому его и министром выдвинули, хотя сам Кубраков не очень хотел. Но я не исключаю, что при назначении Кубракова оппоненты президента будут говорить о коррупции в дорожном строительстве. Тем более, было перераспределение средств из ковидного фонда на дороги. Поэтому критика в адрес этого министра будет, но учитывая позицию президента, консолидированно проголосует фракция "Слуги народа". Да, и в целом, голоса за его назначение будут проявлением лояльности к президенту", - добавил эксперт.

Сомневается в компетенциях будущего министра инфраструктуры Алексей Бурченко, который считает, что строительство дорог, которым тот занимался - только маленький элемент в вопросе наработки и реализации государственных политик в сфере развития инфраструктуры и инфраструктурных проектов.

"У меня есть обоснованные сомнения, что кандидат в министры действительно может как формировать эту политику, так и соответственно ее реализовывать. Хочется услышать от каждого из министров и от премьер-министра, который будет предлагать их на должности, видение плана стратегии развития своих отраслей, и как премьер-министр сможет его интегрировать в план развития стратегии страны в целом. Если это не будет представлено или будет представлено просто формально, то никакого смысла в заменах в Кабмине я не вижу", - говорит эксперт.

Экономика: налоговика вместо Петрашко?

Уход Игоря Петрашко с поста министра экономики практически не вызвал никаких эмоций. Его ключевая проблема состояла в том, что какой-то особой работы не увидели - министра попросту не было в информационном поле.

"Петрашко - какой-то "бледный" министр. Там как раз в условиях кризиса надо было демонстрировать свою активность, инициативы, быть мотором экономической политики, а он был в тени и в прямом и в переносном смысле", - говорит Фесенко.

Сказать, каким министром станет возможный преемник Петрашко, нынешний глава ГНС Алексей Любченко, сложно. С одной стороны, он имеет опыт в административной деятельности, но с другой - сможет ли он стать стратегом и эффективным координатором по выработке новой экономической политики на посту вице-премьера - неизвестно.

"То есть может быть ситуация, когда Любченко, если его сразу выдвинут на вице-премьера, сможет взять на себя груз управленческих задач. У Гройсмана в правительстве министр экономики Кубив был первым вице-премьером. В свое время, например, в первом правительстве Азарова такую роль выполнял Клюев. Он просто был главным орговиком, тянул текущую работу правительства. Может, Любченко будет выполнять эту роль. То есть не столько заниматься какой-то стратегией. Но вопрос тогда - кто займется стратегией, потому что надо думать о стратегии экономического роста?", - отмечает политолог.

Более скептичен по отношению к кандидатуре будущего министра экономики Алексей Буряченко, который считает, что человек, который разбирается в сборе налогов и сборов, является финансистом, а не экономистом.

"Финансы являются только одной из составляющих экономики и далеко не самой первой, если мы говорим именно о государственном регулировании. Поэтому у меня есть обоснованные сомнения, что Любченко в пределах своей компетенции и жизненного опыта сможет стать эффективным министром экономики", - говорит Буряченко, отмечая, что "чистый" вице-премьер подошел бы Любченко больше.

"Как раз на позиции вице-премьера Любченко, возможно, лучше себя бы реализовал, как бы это парадоксально ни звучало, поскольку позиция вице-премьера предусматривает координационную функцию многих министерств. Если Любченко поставить задачу эффективного сбора налогов и борьбы с тенью вместе с деолигархизацией, и если он сможет на позиции вице-премьера эффективно координировать министерства и силовые структуры, именно там этот человек будет эффективным, что позволит реализовать максимально потенциал умеющего эффективно собирать налоги чиновника", - говорит эксперт.

А Любченко как министр экономики – это не совсем выигрышная история, считает он.

"Минэкономики это рабочие места, это стратегические отрасли, в Украине это не всегда о прибыли, а скорее о реализации государственных политик и Конституции Украины, в том числе ее социальной функции", - подытоживает Буряченко.

Впрочем, похоже, в Офисе Зеленского с фамилиями кандидатов на вакантные должности определились. А значит, трех новых министров все-таки назначат, хоть и не совсем как по маслу. Банковой придется пообещать каждой группе "слуг", а возможно и ситуативным союзникам вне монобольшинства какие-нибудь "плюшки". Без них процесс может застопориться...

Читайте также

Пойдут под нож? Зачем Безуглая набросилась на генералов

Нынешняя критика генералов со стороны Безуглой имеет под собой основания

Человек дела. Что известно о новом кейсе Коломойского

Сидя в изоляторе, Коломойский коллекционирует уголовные дела

Наш ответ "Вагнеру"? Реален ли сценарий создания частных армий в Украине

Создание частных подразделений вызвало неоднозначную реакцию у экспертов