Громкие заявления о деолигархизации со стороны президента Владимира Зеленского и представителей его команды в последнее время приутихли. И это дает возможность многим из потенциальных "объектов" вздохнуть с облегчением. Один из олигархов "второго эшелона", на которого власть пока не обращает свое внимание – харьковчанин Александр Ярославский. Показательно аполитичный, на самом деле он, похоже, сохраняет серьезное влияние на политические процессы в Харькове, а также выступает в Украине проводником интересов не только китайских корпораций, но в первую очередь своих закадычных друзей – российских олигархов Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. О связях Ярославского с олигархами Путина, читайте в материале "Апострофу".
"Российский резидент"
Александр Ярославский начинал свой бизнес в 90-е, и изначально был связан с Россией. Близость к Москве способствовала распространенным бартерным схемам обмена украинских товаров на российскую нефть, газ и так далее.
"Тогда все занимались нефтью: и домохозяйки, и зубные техники, и учителя, и профессора. Развалился Советский Союз и все это лежало на поверхности. И каждый бросился становиться "Рокфеллерами", - вспоминал Ярославский о временах "бурной молодости".
Женитьба на дочери "главного по области" Александра Масельского, который был председателем исполкома Харьковского областного совета с 1983 по 1992 год, главой облсовета (1991—1992 и 1994—1996), представителем Президента Украины в Харьковской области (1992—1995) и председателем Харьковской областной государственной администрации (1995—1996) весьма этому поспособствовала. В те времена возникла знаковая для Александра Владиленовича компания— "УкрСиб", в которой он принимал деятельное участие вместе с россиянами. В те времена Ярославский некоторое время жил в Москве и завел связи с "восходящими звездами" российской олигархии Олегом Дерипаской, Романом Абрамовичем и другими. Поговаривают, что, вернувшись в Харьков, Ярославский выступил там представителем "алюминиевого короля" Дерипаски.
Для него харьковско-российский бизнесмен скупал акции Николаевского глиноземного завода. Харьковский тракторный завод (ХТЗ), выкупленный Ярославским, также предназначался к перепродаже Дерипаске, а потом уже после начала войны оборудование ХТЗ чуть не вывезли в Россию, говорит "Апострофу" харьковский журналист Сергей Ермаков.
"Еще при прежней власти против директора ХТЗ, которым владел Ярославский, возбуждались уголовные дела, когда он вывозил промоборудование с завода в Россию. Тогда ходили слухи, что Ярославским заинтересовались по указанию СНБО. То есть, ему очень толсто намекнули тогда, что с Россией дружить не нужно, или по крайней мере не нужно афишировать эти связи", - рассказывает он.
Еще один актив Дерипаски, который "спас" от санкций Ярославский, став его формальным собственником – страховая компания "ИНГО Украина" - до ее покупки олигарха вообще не интересовал страховой бизнес как таковой.
Схожим образом после 2014-го Ярославский помогал и Абрамовичу, переписывая его активы на себя и отводя от них удар. Яркий пример – принадлежавшие группе "Евраз" Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова горно-обогатительный комбинат "Сухая Балка" и Днепровский металлургический завод. Пытался Ярославский вместе с китайцами и увести под россиян "Мотор-Сич" и Харьковский авиазавод, в который он обещал вложить целый миллиард долларов – правда, непонятно, откуда он собирался его брать.
Единственный период, когда Ярославский сильно потерял в активах – это президентство Виктора Януковича, когда он даже был вынужден продать футбольный клуб "Металлист" фавориту власти – "младоолигарху" Сергею Курченко.
"На меня оказывали давление: то стадион не такой, то подтрибунные помещения не такие. Так, что я там миллионы зарабатываю в месяц. Я сказал: "Пожалуйста, берите эти миллионы и зарабатывайте, тратьте на "Металлист", - пафосно говорил бизнесмен.
При Януковиче Ярославский имел и затяжной конфликт с местными властями Харькова – мэром Геннадием Кернесом и тогдашним председателем облгосадминистрации Михаилом Добкиным. Охлаждение продолжалось вплоть до последних двух лет, когда Кернес и олигарх решили закопать "топор войны", решив действовать в обоюдных интересах. В результате, Ярославский заговорил о возрождении "Металлиста". Правда, с одним нюансом - ради этого из городского бюджета Харькова должны быть выделены немалые средства. Предприниматель потребовал от власти 11 миллионов долларов (более 305 млн грн) на возрождение инфраструктуры клуба, что вызвало критику у болельщиков, которые недоумевают, для чего в принципе нужно выделять такие средства, если стадион находится в хорошем состоянии.
Полоса неопределенности
После смерти Кернеса в Харькове началась полоса неопределенности, а для Ярославского эта неопределенность может быть чреватой еще и вниманием к нему со стороны киевских властей. Впрочем, формально он не подпадает под определенные критерии олигарха, заложенные в соответствующий президентский законопроект. У него нет прямого влияния на политику, отсутствуют СМИ и монополии.
"По величине состояния, конечно, он относится к тем, кого можно назвать олигархами, по критериям, описанным в законопроекте. В отличие от Ахметова, Коломойского, Порошенко или Пинчука у Ярославского нет своего телеканала и причастности к политическим проектам, которая присутствует у вышеназванных персонажей. То есть он не рискует попасть в список олигархов", - считает Фесенко.
В свою очередь эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко, указывает на то, что деолигархизация – процесс всеобъемлющий, и Ярославского в той иной мере он тоже коснется.
"Деолигархизация – процесс всеохватывающий, и, конечно, в первую очередь речь идет о таких фамилиях как Коломойский, Ахметов и другие, но и Ярославского это коснется. Он может быть либо включен в соответствующий реестр олигархов, либо будет, как и другие олигархи, отдавать часть сверхприбылей в казну", - говорит эксперт.
Вместе с тем, по словам Петренко, харьковский олигарх довольно отзывчив и чувствителен к просьбам Банковой и не входит с ней в жесткое противостояние.
"У Ярославского есть опыт сотрудничества и связи с китайцами, которые Банковая может использовать. Правда, тут стоит учитывать, что Пекин всегда действует сугубо в своих интересах, а они могут предполагать и сотрудничество с россиянами", - говорит Петренко.
Харьковские "разборки"
Среди самых известных нынешних активов Ярославского — Харьковский аэропорт и компания DCH, которая занимается в основном строительными проектами – в частности, дорогами. К слову, вокруг дороги через знаменитый рынок "Барабашово" уже не первый год идет конфликт, который может поссорить Ярославского с обоими главными претендентами на кресло харьковского мэра.
"По слухам, нынешний и.о. мэра Харькова Игорь Терехов обещал договориться с собственником рынка Александром Фельдманом и убрать вопрос дороги. В пользу этого говорит то, что скандалы по этому поводу прекратились. С другой стороны, там мелькала сумма около 80 млн грн – с чего бы Ярославскому добровольно отказываться от этих денег? То есть, дело в том, как дальше возникнет вопрос дороги: оппонентом Ярославского будет только Фельдман, или все же Фельдман плюс Терехов. Но это до выборов, а как дальше – неизвестно", - говорит Сергей Ермаков.
Впрочем, проблемы Ярославскому может создать отнюдь не только дорога через "Барабашово".
"Когда Ярославский успел помириться с Кернесом – они объединились и пообещали, что создадут в Харькове суперсовременный антивирусный и иммунологический центр, что-то даже закупили, но в итоге ничего же нет – пообещали и не выполнили. Любая вспышка вируса может стать поводом для того, чтобы вспомнить обещание. Как только Александр Владиленович почувствует себя слишком самостоятельным – ему тут же напомнят о его обещаниях", - говорит Ермаков.
Тем более, с учетом былых и нынешних связей с крупным российским бизнесом, харьковский предприниматель вполне может заинтересовать Банковую, которой нужны жертвы для демонстрации своей силы и принципиальности.