RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика
Мнение

Стране нужны вертолеты: сможет ли государство распорядиться активами Богуслаева

Украинская армия нуждается в продукции предприятия "Мотор Сич"

Украинская армия нуждается в продукции предприятия "Мотор Сич" Фото:

Министерство юстиции подало в Высший антикоррупционный суд (ВАКС) иск о взыскании в доход государства активов экс-президента АО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева и бывшего топ-менеджера компании Петра Кононенко. Речь идет о конфискации ряда активов в рамках закона "О санкциях", среди которых весомое место занимают ОДО "Мотор-гарант", ООО "Винницкий авиационный завод", ООО "Вертолеты МСБ".

Как известно, в октябре 2022 года СБУ задержала президента АО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности этого предприятия, по подозрению в коллаборационной деятельности и пособничестве государству-агрессору. Суд избрал меру пресечения для Богуслаева в виде содержания под стражей. Приказом Верховного главнокомандующего в начале ноября 2023 года стратегически важные предприятия ПАО "Укрнафта", ПАО "Укртатнафта", АО "Мотор Сич", ЧАО "АвтоКрАЗ" и ЧАО "Запорожтрансформатор", связанные с Константином Жеваго, Игорем Коломойским Константином Григоришиным, были переданы в управление Министерства обороны до завершения военного положения.

Читайте также: Герой-предатель: что делать с экс-главой "Мотор Сичи" Вячеславом Богуслаевым

В апреле 2023 года президент Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о введении санкций против экс-президента "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева.

"Мотор Сич" является одним из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. В свое время компания поставляла продукцию более чем в 100 стран мира, а сам Богуслаев, предавший Украину, позаботился о вооружении страны, которая проводит геноцид украинского народа и уничтожает мерные города и села.

Росту состояния отечественного олигарха "от оборонки" в свое время способствовал президент Леонид Кучма. Так, 19 января 2000 года, сразу после победы на вторых президентских выборах, Леонид Кучма весьма неслучайно наградил близкого к себе олигарха званием Героя Украины "за выдающиеся заслуги перед Украинским государством в развитии отечественного машиностроения". Уже в 2018 году Богуслаев вошел в топ-25 самых богатых людей Украины.

В то же время сам Богуслаев также справедливо считался ревностным хозяином оборонно-промышленных ресурсов, полученных в ходе сомнительных сделок, и как бизнесмен, конечно с целью обогащения, вкладывал средства в развитие новых производств. В частности, он инвестировал в производство таких ключевых элементов вертолета как редуктор и лопасти – с целью создания замкнутого цикла изготовления вертолетов в Украине. Правда, благодаря связям во власти (некоторое время глава "Мотор Сич" был даже частью государственного нонсенса – в статусе частного менеджера он находился в составе государственного Комитета по вопросам ВТС и экспортного контроля при Президенте Украины) Богуслаев решительно блокировал приход в Украину американской компании Sikorsky, который продвигал как семейное завещание сын ее основателя, легендарного украинского авиаконструктора Игоря Сикорского Сергей. Но и государство решительно продемонстрировало себя НЕ-менеджером в ОПК – именно так можно оценить позорное решение министра внутренних дел Арсена Авакова закупить 55 французских вертолетов (треть из них – подержанных)…

Но вернемся к отечественным попыткам развить производство боевых вертолетов для армии. Речь идет о том, что в Украине никогда не производили ни вертолеты, ни управляемое вооружение к ним. Но пока "Мотор Сич" Богуслаева продвигалось к созданию собственного производства, команда из государственных и частных предприятий смогла создать и интегрировать в вертолет комплекс высокоточного вооружения, получивший название 524Р (к настоящему времени уже существует и несколько более современных модификаций). Многие считают модернизацию советских систем первым шагом к созданию новых, именно с такого подхода начинало ГосККБ "Луч", ныне создающее совершенно новые, современные ракетные системы. Итак, речь не только о собственном новом украинском вертолете (что в условиях политической воли также является реалистичной идеей), а о его наиболее важном боевом элементе – он мог бы использоваться в первую очередь для модернизации существующего парка боевых вертолетов "Ми".

Использование отечественного ПТРК стало возможным благодаря разработке командой оружейников оптико-электронного модуля для обнаружения целей и наведения на цель ракеты ПМ-ЛКТ. Модуль входит в состав комплекса управления огнем 524Р, который устанавливался на вертолет Ми-8МСБ-В – фактически украинскую версию освоенного производства (предоставленную для испытаний именно АО "Мотор Сич"). А в перспективе после завершения испытаний мог бы устанавливаться и на Ми-24 (определенный комплекс работ по модернизации начал "Мотор Сич"). В упомянутую государственно-частную команду, кроме самого производителя вертолетов АО "Мотор Сич" и разработчика высокоточных ракет "Барьер-В" ГосККБ "Луч" (именно "Луч" стало главным предприятием в проекте вооружения вертолетных), основными смежниками вошли одна частная компания (назовем ее "Р") и одно черкасское государственное предприятие (условно "Ф").

Началось все, как это часто происходит в украинских реалиях, с экспорта. Плодотворное сотрудничество упомянутых выше ГосККБ "Луч" и "Р" позволило в свое время поставить Азербайджану значительную партию высокоточных ракет "Барьер-В" для азербайджанских боевых вертолетов. А вот создание и интеграцию комплекса управления огнем обеспечивала южноафриканская компания Denel. Украина не только хорошо заработала на этом контракте, но и получила новую технологию. Среди прочего тогда в Азербайджане было успешно отстреляно 30 ракет.

…В преддверии широкомасштабного вторжения состоялся один из заключительных этапов испытаний комплекса 524Р на отечественном боевом вертолете. Конечно, для интеграции современного комплекса управляемого ракетного вооружения в вертолет требуется время, однако в течение двух лет большой войны никто из западных партнеров не спешил предоставить украинской армии вертолеты боевой поддержки… А Украине еще предстоит позаботиться о послевоенном противостоянии с враждебной Россией.

Насколько актуальной является проблема вооружения вертолетов ВСУ? Вопрос риторический, ведь Украина применяла Ми-8МСБ-В во время российско-украинской войны – для нанесения ракетных ударов неуправляемыми ракетами 122-мм С-13 пуск ракет происходил с кабрированием. Но штатно базовый вертолет Ми-8 не имел даже такой возможности и ограничивался 80-мм С-8 и 57-мм С-5. Так что комплекс управляемого вооружения сделал бы винтокрылую машину на порядок сильнее. К сожалению, государство к широкомасштабному вторжению РФ не заботилось об армии…

Потому и возникает сейчас вопрос о возможностях государства. Потому что, скажем, тот факт, что новый руководитель Минстратегпрома Александр Камышин не только сохранил "Укроборонпром", но и оставил в "темнице" ГП "Антонов" свидетельствует, что с администрированием ОПК в стране есть ощутимые проблемы. Однако не исключено, что они относятся сугубо к человеческому фактору – не брать на себя излишнюю ответственность, а ограничиться ответственностью подчиненного. Кстати, ГП "Антонов" с того момента, когда в 2015 году его ввел в "Укроборонпром" бывший президент Порошенко, так и не сделал ни одного нового самолета.

…Как сообщила пресс-служба Минюста, у Богуслаева и Кононенко вероятно конфискуют следующие активы: более 30 единиц недвижимого имущества (жилых/нежилых помещений, земельных участков); корпоративные права более 10 юридических лиц, среди которых 100% доли в уставных капиталах ОДО СК "Мотор-гарант", ООО "Винницкий авиационный завод", ООО "Вертолеты МСБ", их доли в уставном капитале ООО фирма "ЖЕКОН"; имущественные права, в том числе торговые марки и патенты на промышленные образцы; значительное количество огнестрельного оружия. С момента справедливой конфискации этих активов именно государство будет отвечать за их развитие.

Читайте также: Дело Богуслаева: экс- директору "Мотор Сичи" огласили новый приговор

Читайте также