Сегодня на специальной встрече Европейского совета в очередной раз будет рассмотрен вопрос санкций против РФ. На переходе к третьему этапу настаивают Польша, Швеция, Британия и некоторые другие страны, но есть и те, что больше против, чем за. К таким относят Италию, Болгарию, Люксембург и Кипр.
Учитывая, что подобные вопросы в Евросоюзе (ЕС) решают единогласно, санкции в случае их введения должны стать предметом большого компромисса сторон. Накануне заседания звучала противоречивая информация: одни источники утверждали, что санкции не за горами; другие – убеждали в обратном.
Возможны три вида экономических санкций: против отдельных секторов экономики и отдельных компаний, а также широкие финансовые ограничения, которые закроют российским компаниям выход на те или иные рынки. Сегодня говорят как о «легком» варианте – он коснется товаров роскоши (икра, меха), так и о более «тяжелом» – при котором пострадают торговля металлом, химией, проекты в энергетической сфере.
Палка о двух концах
Нерасторопность Евросоюза в вопросе санкций против Москвы откровенно раздражает американских коллег. Из Белого дома постоянно звучат призывы «надавить» и «усилить». И правда, американцы в этом плане гораздо более активны. Там в «черном списке» не только конкретные люди, но и российские компании.
США и Россия гораздо меньше связаны друг с другом экономически, чем Россия и ЕС. И это уже не говоря о том, что Вашингтон совершенно не зависит от российского газа. Товарооборот двух стран за прошлый год составил $27,7 млрд, тогда как для США Россия даже не в первой десятке торговых партнеров.
Другое дело Евросоюз.
Россия для ЕС – третий по величине торговый партнер, а Евросоюз для России – первый. По данным Евростата, в прошлом году стороны наторговали на $844,2 млрд.
Больше всего российского экспорта из стран ЕС приходится на Нидерланды (14,6%), Германию (6,8%), Италию (6,2%), Великобританию (2,9%) и Польшу (2,8%).
Больше других импортируют в Россию такие страны, как Германия (12,1% импорта), Франция (4,4%), Италия (4,2%), Великобритания (2,6%) и Польша (2,4%).
Ограничения в разных секторах экономики способны серьезно ударить по тем или иным странам. В ЕС понимают: санкции – это палка о двух концах, и пострадают все.
Эксперты исследовательского института Open Europe провели анализ зависимости товарооборота с Россией в зависимости от позиции той или иной страны в нынешней ситуации. И выяснили: завязанность экономик – еще не гарантия «симпатии» к Кремлю, но она играет не последнюю роль при определении позиций.
Так, Польша, Румыния и страны Балтии исторически имеют высокий товарооборот с РФ, но при этом яростно выступают в поддержку санкций. Здесь на первый план выходят вопросы собственной безопасности, говорят эксперты. Аналогично можно сказать о Швеции и Бельгии, которые поддерживают расширение санкций. Одним из лидеров мнений в этом плане является Великобритания. Лондон и Москву связывают долгие и непростые отношения, полные множества разногласий – этим и объясняется категоричная позиция премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.
Где-то посередине символической шкалы поддержки санкций находятся Германия, Финляндия, Венгрия, Франция, Португалия и некоторые другие страны.
Самые большие противники расширения санкций – Италия, Испания, Греция, Болгария, Люксембург и Кипр.
При этом эксперты признают: последние события на востоке Украины всерьез давят морально, некоторые страны все больше склоняются в пользу санкций.
«Евросоюз существенно разрознен в вопросе углубления санкций. В то время, как некоторые страны усилили свои убеждение – в особенности Германия и Великобритания,– другие выступают против. Особенно Италия, которая боится возобновления экономической нестабильности, и Франция, стремящаяся завершить свои военные сделки с Россией до каких-либо разговоров о санкциях. Поэтому все выглядит так, будто решение по этому поводу остается отложенным»,– говорят эксперты Open Europe.
Газовая игла
Проследить прямую зависимость между экономикой и (не)желанием наказать Россию за ее поведение по отношению к Украине можно не всегда – но она все же есть. И очень существенная. Главный козырь Москвы – энергетика. Евросоюз в целом зависит от российского газа на 24%. Но существуют страны, которые получают практически все голубое топливо из РФ. Первая экономика ЕС – Германии – зависима почти на 40%.
Яркие примеры влияния энергетической монополии РФ - Австрия, Болгария и Венгрия - эти страны находятся далеко в «минусе» на символической шкале поддержки Украины. Случайно или нет, но на территории этих государств планируется строительство грандиозного проекта Кремля – «Южного потока». С ними «за компанию» выступает и Италия – главный конечный потребитель газа, который должен качать газопровод. Недавно скандал вызвало решение Австрии поддержать Москву в строительстве «Южного потока» вопреки рекомендациям ЕС его приостановить.
Тесными связями с Москвой может похвастаться и венгерское правительство, которое в начале года подписало 10-миллионную сделку с РФ по строительству двух реакторов на единственной в стране АЭС «Пакш». Оппозиция активно критиковала Кабинет министров Виктора Орбана за усиление зависимости от Москвы.
В Болгарии Россия владеет единственным в стране очистительным заводом, в процессе рассмотрения несколько новых проектов, в том числе и строительство АЭС.
Бриллианты и телефон
«На сегодняшний день мы достигли второго этапа санкций, и мы не можем исключать того, что пойдем дальше»,– заявила недавно канцлер Германии Ангела Меркель, которая раньше не спешила с подобными заявлениями.
При этом угроза санкций висит над ЕС уже несколько месяцев. И европейская пресса активно анализирует их влияние, об этом говорят и эксперты, и политики.
Больше других под ударом окажется Германия. Только за последние несколько лет крупнейшая экономика еврозоны инвестировала в Россию порядка 20 млрд евро. В России работают около 6000 немецких компаний, и около 300 тыс. немецких рабочих мест зависят от взаимной торговли – такую цифру приводят в Комитете по Восточноевропейским экономическим отношениям.
Например, у Volkswagen фабрика в Калуге, в которую уже инвестировано 1 млрд 300 млн евро. На российских рынках компания продает 300 тыс. машин в год. Компания Bosch строит завод в Самаре, в который до 2016 собирается вложить 50 млн евро. А ведущий производитель самолетов компания Airbus покупает в Сибири 60% легкого титана, который является важнейшим элементом для производства самолетов.
И это уже не говоря о меньших компаниях, которые увидели в России новые перспективные рынки. Но санкции могут нанести урон не только отдельным «юрлицам», но и целым индустриям.
Поэтому политики этих стран не скрывают своего скептицизма относительно санкций, боясь, что они повлияют на экономику Европы. «Если мы вовлечемся в экономическую войну, и взаимно будем блокировать товары, нет сомнений, что россияне смогут накалять ситуацию быстрее, чем мы»,– заявил на прошлой неделе госсекретарь Чехии по делам Европы Томас Проуза.
Одним из возможных запретов, о которых говорят,– может быть ограничение в торговле бриллиантами.
Такое решение в первую очередь ударит по Бельгии. Через Антверпен во Фландрии проходит до 80% их мирового оборота. Дело в том, что четверть импорта алмазов поступает именно из РФ. Ювелиры опасаются: в случае запрета Россия будет поставлять драгоценные камни в более гостеприимные к ней страны и торговля переместиться в другую точку мира – это может быть ОАЭ, Индия, Израиль. А ювелирный сектор дает Бельгии около 12% бюджета! Поэтому крупные игроки распространяют письма и обращения с призывами задействовать лобби и намерены не допустить санкций в секторе.
Также от санкций серьезно может пострадать и экономика Нидерландов, так как страна является главным европейским импортером России – преимущественно покупает нефть и газ. Черное золото поступает через крупнейший в Европе порт Роттердама, а потом реэкспортируется в другие страны. Если в ЕС введут санкции против энергетического сектора РФ, страна рискует также потерять немало бюджетных поступлений. Отдельно бьют в набат голландские фермеры, львиная доля их производств идет на экспорт в РФ.
Двоякая позиция Франции. На словах Париж поддерживает Украину и «осуждает» РФ, на деле же – продолжает сотрудничество в военной сфере. Франция не отказалась от поставок России военных кораблей. Две страны подписали контракт стоимостью 1,2 млрд евро в 2011 году. Еще тогда Париж критиковали, так как эти корабли Россия может использовать против Грузии. Сейчас – еще и против Украины. Но у президента Франции Франсуа Олланда есть свой железный аргумент: оружейного эмбарго ЕС против РФ не вводил, а значит причин отменять контракт нет.
В свою очередь, Кипр связывают с Россией тесные финансовые связи, а Греция, помимо энергетики, зависит еще и от российских туристов.
В такой ситуации санкции могут быть внесены в отношении тех отраслей, где интерес стран ЕС либо и вовсе отсуствует, либо минимален.
Так, источники ЕвроПравды утверждают, что такой отраслью может стать сфера телекоммуникаций. Крупнейший европеский инвестор в этой сфере – норвежский Telenor, являющийся акционером российского оператора VimpelComr. Но ведь Норвегия не является членом ЕС…
Бизнес-лобби против общественного мнения
Уже сейчас европейские компании начинают чувствовать негативное влияние «неопределенности», время от времени гиганты рынков докладывают о падении выручки в связи уже с самим ожиданием санкций.
Хотя и в европейском бизнесе нет единства. От введения жестких санкций ЕС предостерегали три европейских гиганта – немецкая химическая компания BASF, британская нефтегазовая компания BP и итальянская энергетическая компания ENI. Первая продает в Россию значительную часть своей продукции, второй концерн владеет 20-процентной долей в «Роснефти», а ENI связывают с «Газпромом» совместные энергетические проекты.
В то же время такие компании, как нидерландская Shell и британская BP, заявляют, что поддержат санкции в случае решения ЕС.
Не теряет времени и российская сторона.
В Европе широко обсуждалось письмо представителей Новолипецкого металлургического комбината, направленное правительству Бельгии и Еврокомиссии.
В европейском подразделении компании шесть заводов в Дании, Италии, Франции и Бельгии, где работает 2 500 человек. Плюс – более 10 000 рабочих мест создано в цепочке поставщиков и смежных производств, утверждают в компании. Поэтому там предупреждают, что в случае санкций их вероятно придется закрыть. «Европейские предприятия получают сталь из России. Санкции могут сломать эту модель»,– говорится в письме.
Уже сегодня многие европейские компании находятся наготове в случае санкций и создают антикризисные планы. А европейцы морально готовятся к возможным сокращением в связи с падением торговли с РФ.
Тем не менее, последние опросы общественного мнения показывают, что большинство европейцев все-таки поддерживают Киев.
По данным компании Ipsos, которая провела опрос в 10 странах ЕС, 55% европейцев считают, что «их страна должна сделать все возможное, чтобы помочь Украине достичь стабильности». Правда, когда речь зашла о необходимости введения их правительством экономических санкций, эта цифра упала до 44%. Но в большинстве своем жители той или иной страны поддерживают санкции пропорционально публичной поддержке их своими лидерами. Поэтому даже если ЕС не сможет согласовать общие механизмы влияния на Москву, их могут запустить отдельные страны. Если, конечно, захотят.