Недавно турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что США пытаются нанести Анкаре "удар в спину". А официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын считает, что США могут окончательно потерять Турцию в качестве своего союзника на фоне введения санкций за арест американского пастора.
Вместе с тем, обвал турецкой лиры не связан с ухудшением отношений с США. К таким последствиям привела слабая экономическая политика Эрдогана. Такое мнение высказал "Апострофу" директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Ожидания турецкого правителя по развитию экономики были несколько завышены и, соответственно, инвестирования в крупные проекты не оправдались. Но это не первый и не последний раз, когда турецкая валюта переживает тяжелые времена.
Что касается санкций, то ситуация неприятная для обеих стран. Но и Турции, и США придется находить какие-то компромиссы. После бряцания оружием и громких заявлений все равно придется договариваться, и у Эрдогана нет больших возможностей для маневров. Разговоры о том, что Турция найдет новых партнеров, в том числе российских – это, всего-навсего, часть торгов и попыток турецкого президента нажать на болевые точки США. Откровенно говоря, Россия находится не в том экономическом состоянии, чтобы как-то помочь Турции.
В свою очередь США демонстрируют свою значимость и силу, как бы говоря: "С нами нужно считаться". Это показательное выступление не только для Турции, но и других стран. И, прежде всего, для России.
У Турции выхода нет – отказаться от сотрудничества с Америкой не получится. Конечно, Эрдоган будет пытаться улучшить отношения с Европой, начнутся разговоры, что Германия должна спасти Турцию. И стоит вспомнить, что недавно турецкий президент говорил о Меркель, о правительстве Германии, о ЕС. И был кризис европейско-турецких отношений. Сегодня мы видим, что ситуация другая. Нет в политике постоянных друзей или врагов. Существуют интересы, и соответственно этому Анкара и будет действовать. Но никуда они с подводной лодки не денутся.