Ни один из кандидатов в президенты Грузии не набрал более 50 процентов голосов по итогам первого тура голосования. Лидирует независимый кандидат Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия "Грузинская мечта". Она набирает 38,63 процентов голосов. Ее ближайший соперник, оппозиционный кандидат Григол Вашадзе уступает ей менее одного процента голосов (37,73 процентов). Третий результат на выборах у Давида Бакрадзе (10,97 процентов), который призвал своих сторонников поддержать Вашадзе. Окончательные итоги ЦИК Грузии подведет не позднее 17 ноября. А через две недели состоится второй тур президентских выборов.
Согласно новой Конституции Грузии, которая начала действовать после президентских выборов 2013 года, полномочия новоизбранного президента будут ограничены. Это последние прямые президентские выборы в Грузии. Следующего президента в 2024 году будет выбирать уже избирательная коллегия, состоящая из 300 делегатов.
О том, какие шансы у двух оставшихся кандидатов в президенты Грузии, как от результатов выборов зависит вопрос возвращения в страну опального политика Михеила Саакашвили и почему Украине сложнее реинтегрировать "русский мир" Крыма и Донбасса, чем Грузии Южную Осетию и Абхазию, в интервью "Апострофу" рассказал грузинский публицист и писатель, профессор ОЛЕГ ПАНФИЛОВ.
- Чем объяснить то, что после голосования были экзитполы, которые существенно отличаются от результатов в пользу Саломе Зурабишвили, и насколько ожидаем для вас результат первого тура?
- Экзитполы показали то, что нужно было их заказчикам. Думаю, единственным реальным экзитполом был тот, который давал 40 на 40 – исследовательской компании Edison Research. Результат прогнозирован для меня и многих, кто ожидал борьбы. Я бы даже сказал, что у Вашадзе было больше шансов нарастить свой результат. Однако тут нужно говорить о том, что у Зурабишвили был задействован админресурс, потому что ее, формально независимого кандидата, поддерживала партия власти. Все нарушения - голосования за родственников, "карусели" или попытки подкупа – были со стороны власти.
В пользу Вашадзе играет то, что за прошедшие 6 лет, когда правящая "Грузинская мечта" находилась у власти, у них были все возможности реализовать обещанное. Обещали они много, но практически ничего не выполнили. В Грузии народ думает не только сердцем, но и карманом. Население просто реально оценило невыполненные обещания "Грузинской мечты" и проголосовало.
- Какой результат возможен во втором туре, если учитывать нынешние результаты и результат третьего кандидата?
- Нужно учитывать не только результат третьего кандидата, но и позицию всех ведущих партий Грузии, которые входят в список десяти крупнейших. Они уже заявили, что призвали своих сторонников поддержать Вашадзе. В том числе Давид Бакрадзе, занявший третье место, заявил, что его партия поддержит Вашадзе. Поэтому у Саломе Зурабишвили нет шансов. Она может попытаться как-то изменить ситуация, но шансов нет, так как весь оппозиционный спектр на стороне Вашадзе.
- Почему Вашадзе, Зурабишвили и Бакрадзе, все бывшие министры иностранных дел Грузии, так интересуются должностью президента?
- Это случайность, не связанная с должностью в МИДе. У того же Вашадзе еще до министра иностранных дел была бурная жизнь: он был короткое время министром культуры, а до этого он был импресарио у своей жены – всемирно известной балерины Нино Ананиашвили. Вашадзе хорош для этой должности возрастом – ему 60 лет, он говорит на 7 языках (кроме грузинского он владеет русским, английским, французским, португальским, итальянским и испанским, – "Апостроф"). У него достаточно образования, чтобы представлять страну.
Что касается Зурабишвили, тут немножко все сложнее. Она родилась во Франции, в семье грузинских эмигрантов. Она в принципе плохо знает Грузию, по-грузински говорит с ошибками. Для грузин, особенно для интеллигенции, это важно. Во-вторых, она позволила называть простых грузин оскорбительными словами. Это отличается от общения с электоратом у Вашадзе или Бакрадзе, которые просто общались с простыми людьми, ездили по деревням. В-третьих, против нее сыграло интервью, где она сказала, что Грузия виновата в войне 2008 года. А в Грузии погибло почти 150 солдат и офицеров. Выгораживать агрессора и говорить, что в войне виноват предыдущий президент и вообще Грузия не хорошо себя ведет по отношению к России – это оказалось основной причиной отторжения Зурабишвили от общества. (Саломе Зурабишвили была вынуждена не раз объяснять свою позицию по ситуации 2008 года, вот одна из них: "когда я говорю, что власти Грузии поддались на российскую провокацию, я не говорю, что Грузия виновата, я не говорю, что она начала войну… Я говорю, что тогдашний президент и власти совершили большую ошибку или совершили огромное преступление, в последствиях которого живем мы, наши вынужденные переселенцы и проживающие на оккупированных территориях люди», - "Апостроф").
- Какое значение должности президента по новой Конституции и новой системе координат ветвей власти?
- Конечно, полномочия будут снижены. Теперь президент не сможет назначать силовых министров. Это прерогатива парламента. Президент по-прежнему является главнокомандующим, главой государства, возглавляет Совет национальной безопасности Грузии и формально определяет международную политику. Это основные элементы власти, которые сохранены.
За 5 лет, когда нынешний президент Георгий Маргвелашвили был у власти, он многими преимуществами не воспользовался. Например, от него многие ждали амнистии для Саакашвили и тех политзаключенных, которые находятся сейчас в тюрьмах – бывший премьер-министр Вано Мерабишвили, бывший министр обороны Бачо Ахалая. Но он этого не сделал. Думаю, к этой проблеме вернется Вашадзе. Он уже публично сказал, что его первые указы будут касаться вопроса возвращения гражданства Михеилу Саакашвили и амнистии политзаключенных.
- Поможет ли пост президента оппозиции уравновесить админресурс "Грузинской мечты"?
- Это трудно сказать. Думаю, партия власти боится не так победы Вашадзе, сколько цифр. Сейчас у партии власти в парламенте конституционное большинство. Благодаря этому они правили Конституцию несколько раз. Теперь, судя по цифрам, они конституционного большинства не получат. Парламентские выборы через два года. А Вашадзе уже сказал, что будет инициировать досрочные парламентские выборы. Это в принципе конец "Грузинской мечты" еще до того, как Вашадзе станет официально президентом. Из "Грузинской мечты" уже стали уходить люди, а недавние сторонники начали критиковать партию.
- А если они что-то придумают за эти два года…
- А что они могут придумать? Президент имеет право инициировать досрочные выборы. Во-вторых, в Грузии есть такая особенность – мы светское и демократическое государство, но страна маленькая, древняя. Почти за три тысячи лет в Грузии было более 200 царей и в какой-то степени стране присущ "вождизм" - люди хотят иметь лидера, такого лидера, каким был Саакашвили. Проблема "Грузинской мечты" в том, что они с людьми не общались. Формально они приезжали в города и села, но не так, как это делал Саакашвили или сейчас (делает) Вашадзе. Когда они идут к людям, спрашивают о их здоровье, положении – этого нет у "Грузинской мечты".
- Каковы шансы у Михеила Саакашвили вернуться на грузинскую землю и не бояться быть репрессированным?
- Думаю, что формально должен быть указ о восстановлении гражданства. Шансы есть. В каком качестве – это совершенно другая проблема.
- А Кремль может вклиниться в парламентские выборы, быстро создать какой-то новый проект, поручить это какому-то олигарху?
- Здесь влияние России не такое сильное. У нас много подозрений к "Грузинской мечте". Думаю, Россия начинает понимать, что это территория, которая никогда не вернется под имперское крыло. Что касается сепаратистских территорий, то тут ситуация, не похожая на Украину. Все-таки Донбасс и Крым являются частями "русского мира", никуда вы от этого не денетесь, а Абхазия и Южная Осетия – это Кавказ. Несмотря на российскую пропаганду, нужно помнить, что было огромное количество смешанных браков и родственных отношений.
Мы сейчас видим, что в Абхазии идет бурная дискуссия о том, зачем им такая независимость, когда они зависимы от России, сидят на российском бюджете, а Москва делает все, что хочет. Они ведь мечтали о реальной независимости и возрождении абхазского языка, а он в таком же плачевном положении, как и раньше. В Грузию приезжает огромное количество абхазов лечиться. Мы их лечим бесплатно, хотя сами платим страховку. Элита Абхазии просто приезжает отдыхать: лежат на батумских пляжах, ходят в грузинские рестораны. В Москве об этом знают, но особо не скандалят – если передавить, то абхазы вернутся домой в Грузию. Это и есть интеграция. И это происходит постоянно.
- Интеграция с Евросоюзом и НАТО, как я понимаю, не ставится под сомнение всеми политическими силами Грузии. Какое сейчас отношение к интеграции с НАТО в грузинском обществе?
- Грузинское общество настроено еще с референдума января 2008 года на интеграцию с ЕС и НАТО. Больше 70 процентов населения сказало, что хочет интеграции с Евросоюзом и 60 процентов за интеграцию с НАТО. Мнения не менялись. Но грузинские политики считают, что нам сейчас интеграция с НАТО значительно важней интеграции с Евросоюзом. НАТО – это безопасность. В Грузии есть учебный центр НАТО, который называют "базой" НАТО. Несколько раз в год проходят учения на территории Грузии.
Что касается Евросоюза – это очень бюрократическая структура. Да и не может экономика Грузии свободно конкурировать с экономиками Германии или Франции. Но в политическом плане есть различные программы, Европа к нам относится хорошо. Есть не только хорошие отношения с ЕС, но и старые отношения, поскольку Грузия давно считает себя частью европейской цивилизации. И Европа уважительно относиться к этим настроениям.