Санкционная политика США становится более жесткой, и есть вероятность, что Америку в этом вопросе поддержит и ЕС. Период, когда чиновники смогут сбежать в Европу от украинского правосудия или спрятать незаконные средства в швейцарских банках, довольно скоро отойдет в прошлое. Такое мнение в эфире Апостроф Live на Апостроф TV изложил дипломат, министр иностранных дел Украины в 2003-2005 и 2010-2012 годах КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО, комментируя введение американских санкций против ряда украинских политиков.
- Какой реакции, по вашему мнению, ожидают в США после того, как мы узнали о введении санкций против Онищенко и Дубинского?
- Я думаю, что никакой реакции никто не ожидает. Если она будет, то ее будут анализировать. Если не будет, тоже будут анализировать. Вообще, мало стран на такое реагируют. Хотя, исходя из наших внутренних соображений, естественно было бы определить отношение к тому, каким образом США при этой администрации реагируют на то, что происходило в последнее время, в результате чего некоторые наши деятели попали в санкционный список.
- Дубинский - член правящей фракции. Мы никак не должны реагировать, что члена правящей фракции фактически добавили к санкционный список другой страны?
- Все понимают, что господин Дубинский сам по себе, или с тем, с кем он, как считается, работает. "Слуга народа" - немонолитная фракция, которая не способна никого осудить внутри своей фракции.
Конечно, фракция должна собраться и дать оценку этой ситуации, которая может если не усложнить, то создать негативный фон для того, чтобы дальше двигаться с каким-то позитивом в отношениях с США. Но поскольку этого никто не ожидает, то, пожалуй, вопрос будет не столько в том, как должны реагировать в "Слуге народа" или Офисе президента. Вопрос в другом: кто еще может попасть в этот список?
- А каково ваше мнение по этому вопросу?
- Я думаю, что такого рода решения все же базируются на реальных фактах. Те, кто попал в список, пытались помочь, как часть из них считала, действующему президенту Соединенных Штатов. Тем не менее, это его администрация. Поскольку они вышли за рамки приемлемого в целом для политической и юридической систем США, то они попали в список. Когда придет новая администрация, которая, как мне кажется, будет еще жестче относиться к тем, кто представляет угрозу интересам США или нарушает их правовые нормы, то этот список может быть расширен.
Это касается не только Украины, но и многих стран мира. Вообще санкционная политика с годами становится более жесткой. В данном случае мне кажется, что здесь США будут концентрироваться на том, чтобы приобщить к этим усилиям еще Европейский Союз и конкретные европейские страны.
Те, кто рассчитывает, что им удастся спрятаться где-то в Европе - а сегодня это еще возможно - эта практика отойдет в прошлое довольно быстро. Это будет так же, как и с тайными счетами в швейцарских банках.
- Относительно сокрытия в Европе, это вы на господина Онищенко намекаете?
- Почему? Есть очень много людей, которые имеют проблемы с американским подходом и чувствуют себя довольно вольно или с определенными ограничениями в Европе, но тем не менее не за решеткой. Они пользуются банками на европейском континенте в разных странах. Опять же, я не хочу это сводить к нашим случаям. Это касается широкого круга лиц из разных регионов. В том числе, и из соседней России. Впрочем, не только Украина и Россия попадают в этот список.
- По вашему мнению, после смены администрации в США может ли ускориться процесс экстрадиции Онищенко в Украину?
- Я думаю, что он будет использовать все правовые возможности для того, чтобы замедлить этот процесс, но это точно не добавляет аргументов для его защиты. Поэтому экстрадиция возможна. Причем все зависит от того, каким образом будет действовать украинская власть. Если это будет выборочно и в духе Печерского суда, то, наверное, эти усилия не будут сильно эффективными. Если целенаправленно будут требовать экстрадиции, то это вполне реалистично и довольно быстро.
- Дубинского напрямую связывают с господином Коломойским. Днепропетровскому олигарху есть о чем переживать после смены администрации в США и введения санкций против Дубинского?
- Здесь даже вопрос не в Дубинском. У него своя тема, своя проблема. Она не столько политическая, сколько чисто правовая. То есть санкции - это больше политико-правовое мероприятие, а его ситуация находится больше в юридической плоскости. Когда выдвигаются конкретные обвинения как гражданского, так и уголовного характера, то механизм уже запущен. И остановить его очень-очень трудно.