Турция вместе с Европой и США тоже должна сидеть за столом переговоров по предоставлению гарантий безопасности для Украины, - об этом заявил президент Зеленский. Очень важно, что эта страна имеет однозначную позицию по отношению к Крыму. Крымские татары не могут позволить, чтобы их будущее решали без них. Как и Украина, не может позволить, чтобы Крым стал предметом торга.
В мире признают крымских татар как коренной народ Крыма. В Анкаре Меджлис уже воспринимают как их парламент. А в Украине? Автономия крымских татар – это предохранитель для будущего Крыма. Но готов ли Киев к этому шагу?
Вокруг переговоров о мирном соглашении ежедневно становится все больше и больше информационного дыма, за которым трудно рассмотреть истинные намерения и движения. Именно поэтому важно зафиксировать: любые переговоры по Украине без ее участия бесперспективны. На них также должна присутствовать Европа, ведь Украина – это Европа. И обязательно необходимо учитывать позицию крымских татар, потому что Крым – это Украина, а киримлы – коренной народ как Крыма, так и всей Украины.
Нашими союзниками могут считаться только те государства, которые не ставят под сомнение. Именно поэтому находясь на этой неделе с визитом в Анкаре, президент Зеленский заявил, что Турция также должна присутствовать на переговорах.
Почему это важно для Украины? Потому что, несмотря на особые отношения президента Эрдогана с Путиным, он никогда не сомневался, что Крым - это Украина, которая подчеркивается во всех официальных заявлениях Анкары.
К тому же, президент Зеленский во время визита в Анкару заявил, что рассматривает Турцию — так же как Евросоюз и Британию — как гаранта безопасности, который может прислать свой военный контингент.
Недавно у меня был долгий разговор с лидером крымских татар Мустафой Джемилевым. Его очень высоко уважают в Турции, и именно его позиция, вместе с влиянием многомиллионной диаспоры киримлы, формирует отношение президента Реджепа Эрдогана.
"Для крымских татар оставить Крым под оккупацией - значит конец этому народу", - подчеркивает Джемилев.
На сегодняшний день Крым покинуло ориентировочно 30 тысяч крымских татар. Арифметически, возможно, это не слишком большая цифра – около 10% крымскотатарского народа. И этот процесс продолжается. А те, что не покинут – они постепенно, особенно молодое поколение, будут русифицироваться, терять свою национальную идентичность.
Поэтому, когда нам говорят "оставить Крым", это звучит как "пожертвуем крымскими татарами".
Именно поэтому я предлагаю формулу: ничего о Крыме без крымских татар. Ведь с аннексии полуострова, которая началась в эти дни 11 лет назад и началась открытая вооруженная агрессия Путина против Украины.
Мы все помним о медали Министерства обороны РФ, на которой была отчеканена дата 22 февраля 2014 года. О том, что произошло перед Верховным Советом Крыма 26 февраля, и при чем здесь крымские татары.
Во всяком случае, война может завершиться — именно завершиться, а не заморозиться — только с освобождением Крыма. И потому мы должны помнить о кириме. И не просто помнить, но и усиливать их позиции, потому что таким образом мы укрепляем и позиции Украины.
К примеру, признание крымских татар коренным народом Украины было очень благосклонно воспринято в Турции. В Анкаре увидели бы, что мы заботимся об интересах киримли не только на словах, но и на деле.
Но этого недостаточно. Следует сделать следующий шаг — признать Меджлис крымскотатарского народа политическим представителем его интересов. По сути это парламент киримлы, и теперь Украина должна официально заявить об этом.
Следующим шагом после признания Меджлиса должно стать провозглашение крымскотатарской национально-территориальной автономии.
Мы можем дискутировать о ее параметрах и механизмах — в мире существует много моделей, одновременно гарантирующих права коренного народа и не нарушающих принцип унитарности. Но никакого спора не должно быть по поводу того, что киримлы имеют право на автономию.
Помимо морального аспекта, существует и вполне прагматичный украинский интерес.
Во-первых, признавая крымскотатарскую автономию, Украина ясно заявляет миру: никто не имеет права решать судьбу полуострова без учета интересов его коренного народа, права которого она последовательно защищает.
Во-вторых, таким образом выбивается один из главных российских пропагандистских козырей, что Крым это земля. Не их – вот настоящие хозяева, киримлы.
В-третьих, наши отношения с Турцией станут еще более крепкими, а в условиях, когда политика Белого дома становится менее благосклонной к Украине и менее предсказуемой, это критически важно для создания новых альянсов в противостоянии с Россией.
В конце концов, аннексия 2014 года удалась именно потому, что Автономная Республика Крым, провозглашенная Верховным Советом РСФСР в 1991 году, не была крымскотатарской, а стала политической крышей для промосковских мафиозных кланов.
Следовательно, именно крымскотатарская автономия в будущем должна стать и станет надежным предохранителем от повторения аннексии