На фоне переговоров о прекращении огня и возможного перемирия рассматривается также возможность введения в Украину какого-то миротворческого контингента для контроля за соблюдением этого перемирия. Предлагаются разные варианты миротворческого контингента. Так, премьер-министр Великобритании Кир Стармер предложил создать «коалицию желающих», к которой добровольно может присоединиться любая страна. Президент Франции Эмманюэль Макрон призывает создать миротворческую миссию под эгидой ООН. Сообщалось даже, что возможность участия в миротворческой миссии в Украине рассматривает Китай. Насколько эффективны разные миротворческие миссии, нужны ли миротворцы в Украине и к чему это миротворчество приведет – в материале «Апострофа».
Удачи и провалы миротворцев
Как свидетельствует история, большинство военных миротворческих контингентов, работавших в зоне войн и конфликтов, действовали в соответствии с решениями ООН и официально назывались – «Миротворческие силы ООН», известные под названием «Голубые каски».
Целью таких миссий было разделение сторон, контроль соблюдения режима прекращения огня, защита гражданского населения от боевых действий и содействие политическим переговорам между противниками. Первая миссия ООН, которая отправилась на Ближний Восток, была утверждена 29 мая 1948 года.
А всего за 77 лет ООН отправила в разные государства более 2 миллионов военных миротворцев.
Но, как показали исследования, миссии ООН последние десятилетия эффективностью не выделялись.
Среди успешных примеров миротворческих операций ООН можно отметить миссию в Камбодже (1992-1993 годы), где миротворцы помогли организовать свободные выборы и переход к мирной жизни, а также миссию в Сьерра-Леоне (1999-2005 годы), благодаря которой удалось завершить десятилетнюю гражданскую войну.
Однако чаще миссии ООН оканчивались провалами. Примером может служить миссия в Руанде (1994 год), которая не смогла предотвратить страшный геноцид, в котором погибло более миллиона человек, или миссия в Боснии и Герцеговине, где присутствие миротворцев не помешало массовой резне в Сребренице, в которой за несколько недель погибло 8 тысяч человек.
Также миссии ООН не смогли остановить войну и геноцид в Судане, Сомали и Камбодже. Миротворческий контингент в Ливане не может сделать ничего для того, чтобы остановить новую войну между Израилем и "Хезболлой". Более того, как утверждают израильские СМИ, сотрудники ООН получали от «Хезболлы» взятки в обмен на возможность использовать миротворцев как «живой щит». А за отдельную плату «голубые каски» якобы даже давали «Хезболле» доступ к видео со своих камер слежения, установленных на границе Ливана и Израиля.
Иногда большего успеха в прекращении боевых действий и предотвращении насилия достигали миротворцы, собранные той или иной региональной группой государств. Примером этого может служить Экономическое сообщество стран Западной Африки (Economic Community of West African States, или сокращенно ECOWAS). Вооруженные миротворцы ECOWAS за свою историю принимали участие в десяти военных операциях на континенте, в том числе дважды в Либерии и трижды в Гвинее-Бисау, и обычно достигали поставленных целей.
Известны также миссии НАТО. Среди них тоже есть как успешные, так и провальные. Успешной можно назвать миссию НАТО в бывшей Югославии, где удалось прекратить войну, правда, используя стратегию «принуждения к миру». В Косово с 1999 года до сих пор действует миссия НАТО, известная как KFOR (Kosovo Force), благодаря которой удается сдерживать Сербию от нападения на Косово. А вот абсолютно провальной оказалась миссия НАТО в Афганистане.
В этом контексте можно также упомянуть силы ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), созданные по инициативе России и включающие, кроме страны-агрессора, Беларусь и государства Средней Азии. Об их успехах в миротворчестве упоминать вообще не стоит, поскольку они действуют только в интересах России.
«История создания миротворческих контингентов еще с прошлого века свидетельствует о том, что их миссия очень редко достигает результата, – говорит в разговоре с «Апострофом» содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова, подполковник запаса, участник миротворческих операций ООН (1996, 1997) Алексей Мельник. - Эффективность миротворцев зависит от согласия сторон, четкого мандата миссии и готовности международного сообщества обеспечивать безопасность и порядок. Иногда успешность зависит и от принуждения к миру, как это было в Югославии».
Кто желает в коалицию?
После того, как Дональд Трамп начал активную деятельность по прекращению войны в Украине, с миротворческими инициативами активизировались европейские партнеры Украины.
Так 12 марта министры обороны Великобритании, Франции, Германии, Италии и Польши встретились в Париже, пообещав конкретные шаги по усилению европейской обороны и предоставлению гарантий безопасности Украине.
Активно над темой создания миротворческого контингента в Украине после того, как закончится горячая фаза войны, стали работать президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер.
15 марта Стармер провел виртуальное заседание так называемой «коалиции желающих», на котором обсуждались планы по западным миротворческим силам для Украины численностью более 10 тысяч военных. Но, как оказалось, не все страны Европы хотят отправлять своих военных в Украину. Тогда Эмманюэль Макрон призвал создать миротворческую миссию под эгидой ООН.
Также в западных СМИ появились сообщения о том, что якобы Китай обратился в Евросоюз о возможности привлечь в «коалицию желающих» своих миротворцев. Позже МИД Китая опроверг эту информацию.
Между тем Эмманюэль Макрон сообщил, что 27 марта в Париже соберется саммит «коалиции желающих», на котором будет присутствовать и президент Украины Владимир Зеленский.
То есть тема с миротворческой миссией в Украине пока находится на стадии обсуждения.
Какие миротворцы нужны Украине
«Если уже зашла речь о размещении в Украине миротворцев, то, по моему мнению, здесь существует несколько вариантов, – объясняет «Апострофу» бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. - Первый – это международный контингент под эгидой ООН. Но здесь нужно, чтобы с этим вариантом согласилась Россия. Теоретически в такой контингент могут войти на паритетных условиях страны, которые со своей стороны предложит Россия, а с другой стороны мы. Только в таком случае может быть хоть какой-то шанс, что Россия будет соблюдать перемирие».
Может быть, по мнению эксперта, и другой вариант - более радикальный.
«Можно разместить в Украине западных инструкторов. Это будут не совсем миротворцы, но своими действиями они будут помогать в соблюдении перемирия, – продолжает Ступак. – Что они будут делать? Например, они могут патрулировать наше воздушное пространство в 150 километрах от линии соприкосновения. Они могут сбивать ракеты и дроны над нашей территорией, если нужно, а ребята из ВСУ будут выполнять свои обязанности уже непосредственно на линии соприкосновения».
Политолог Владимир Фесенко считает, что добиться согласия по миротворческой миссии между РФ и Украиной, даже под эгидой ООН будет не просто.
Россия категорически против участия стран НАТО в роли миротворцев. Украина будет против участия стран ОДКБ в роли миротворцев. И тогда для формирования корпуса миротворцев придется искать относительно нейтральные страны, которые устроят и Россию, и Украину, – говорит эксперт. - Даже если какое-то решение и будет принято, для решения организационных и финансовых вопросов по формированию и размещению миротворческого корпуса понадобится время, я думаю не менее полугода».
По мнению Алексея Мельника, такой вариант миротворческой миссии как в бывшей Югославии нам не подходит, она не будет успешной.
«Я не думаю, что нужно брать в пример миротворческую миссию в Югославии, как предлагают некоторые эксперты. Конфликт в Югославии с Украиной не имеет ничего общего. Я был там и видел все своими глазами. Там шла гражданская война, а у нас агрессия против независимой страны, – объясняет Мельник. – Конфликт там был на территории 70 на 30 километров. Если его масштабировать на нашу территорию боевых действий, понадобится примерно несколько десятков тысяч миротворцев. Мы еще в 2014 году подсчитывали, какое количество миротворцев потребовалось бы на Донбассе, чтобы сдерживать Россию. И тогда мы вышли на число в 40–50 тысяч. А сейчас территория в разы больше».
По мнению эксперта, миссия ООН в Украине обречена на провал.
«Но, вместе с тем, не нужно исключать вариант международного присутствия. К примеру, Европа может выступить на стороне Украины и сделать так, чтобы у России не было никакого желания продолжать агрессию против Украины. На данный момент, когда мы с вами разговариваем, такой вариант кажется маловероятным, но события вокруг российско-украинской войны развиваются так быстро, что я бы его не исключил. Все может быть», – предполагает Алексей Мельник.
Между тем, все эксперты обратили внимание, что любая миротворческая миссия ведет к заморозке конфликта, против чего неоднократно выступал президент Украины Владимир Зеленский.