В украинской власти вновь заговорили о необходимости принятия законодательства об иностранных агентах: организациях, которые ведут свою деятельность за счет средств других государств. Декларируемая цель, как всегда, самая что ни на есть благородная – ограничить внутреннее российское влияние на Украину на информационном поле боя. Правда, война длится уже пятый год, а инициатива прижать к ногтю так называемых иностранных агентов появилась аккурат перед выборами. Для чего власть лоббирует новый закон, и не отбросит ли он Украину к российскому уровню демократических свобод, разбирался "Апостроф".
Старая новая инициатива
Впервые понятие "иностранных агентов" появилось в печально известных законах от 16 января 2014 года. "Регионалы" на законодательном уровне попытались ограничить работу общественных организаций, которые получали финансирование из-за границы, ведь если "Майдан" устроил Запад, то нужно перекрыть кислород его вассалам в Украине. Но гайки были закручены не долго, и вскоре законы от 16 января стали историей.
Отряхнул пыль с истории в 2017 году президент Петр Порошенко. Он подал в ВР проект изменений в Налоговый кодекс, согласно которому общественные объединения, чей годовой доход превышает 300 прожиточных минимумов (около 500 тысяч гривен), обязаны подавать подробнейшие отчеты о работе своей организации: состав руководства, количество членов, показывать всю бухгалтерию, а самое главное, откуда общественное объединение получает финансирование, в том числе, в рамках реализации в Украине программ международной помощи. Кроме того, отражать в декларациях доходы от международных доноров президент пытался обязать даже физлиц-предпринимателей. И хотя словосочетание "иностранный агент" в президентском законопроекте не звучало, суть оставалась очевидной: взять под контроль "общественников".
Законопроект подавался под соусом "усовершенствования принципов прозрачности и публичности" в деятельности общественников, однако его рассмотрение нардепы решили отложить.
Снова вспомнили об иностранных агентах в сентябре 2018 года. Фланговую атаку начал развивать "Народный фронт". Глава "фронтовиков" в парламенте Максим Бурбак пообещал, что его фракция в скором времени напишет соответствующий законопроект. При этом политики учли опыт президента и использовали проверенную мотивацию – российскую агрессию.
"В Украине, как и везде на Западе, Кремль использует демократические свободы и институты для диверсионной деятельности. Они целенаправленно и цинично прикрываются демократией, чтобы распространять хаос и конфронтацию", - заявил Бурбак.
С фланга инициатива перешла в центр политического поля. "В Украине все еще действует сеть российской агентуры, которая берет под контроль медиа, плодит "независимые" общественные организации. Они действительно независимы, но независимы от Украины, но подконтрольны Кремлю и разжигают антиукраинские, антиевропейские и антиамериканские настроения. Поддерживаю идею законопроекта о регистрации агентов влияния государства-агрессора Российской Федерации", - подчеркнул Петр Порошенко в своем послании к Верховной Раде.
При этом Порошенко подчеркнул, что законопроект будет касаться только "агентов влияния" государства-агрессора, мол, ни свободу слову, ни гражданское общество притеснять никто не собирается. Но все мы помним, как в марте 2017 года президент вносил изменения в закон "О противодействии коррупции" под благим предлогом – освободить от хлопот с е-декларированием военнослужащих ВСУ рядового, сержантского, старшинского и младшего офицерского состава, а в итоге нардепы неожиданно обязали подавать е-декларации антикоррупционеров.
Где гарантия, что с новым законопроектом не пройдет такой же трюк, как с изменениями в закон "О противодействии коррупции", и под раздачу не попадут абсолютно все более-менее значимые общественные организации, которые не имеют отношения к России?
Преступники сбегут
Усиление гражданских институтов после Революции Достоинства и, как следствие, громкие коррупционные разоблачения, очевидно, не всегда радуют власть, ведь именно она находится под постоянным прицелом общественников.
"Вот власть и пытается получить легальный способ контроля над общественными организациями в Украине, - поясняет "Апострофу" политический эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко. – Речь идет не только об организациях, ориентированных на Россию, их не так и много, но и о прозападных организациях, которые часто выступают с критикой власти и имеют поддержку Запада. Кроме того, они поддерживают антикоррупционные органы, например, НАБУ, борются с разными схемами, и, конечно, это мешает. Как они работают: поднимают проблему, формируют ее решение, а потом обращаются к своим донорам с тем, чтобы они поставили условия украинской власти для получения того же кредита МВФ. В итоге, у власти не остается выбора, и она должна соглашаться и на антикоррупционный суд, и ГБР запустить и так далее".
Но власти призывают общество не паниковать, мол, в США еще с 1938 года действует Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act), и ничего, люди живут и весьма неплохо. Кстати, этот акт также принимался в качестве лекарства от пронацистской пропаганды накануне Второй мировой, а в новейшей истории под его действие успел попасть российский пропагандистский ресурс Russia Today. Соответственно, Украине на пятом году войны с РФ, сам бог велел принять похожий закон.
Правда, в США вряд ли найдутся судьи уровня, например, Игоря Зварыча или Николая Чауса, готовые "подмазать" любое решение, да и "бриллиантовых прокуроров" в Штатах нет.
"Когда этот закон принимался в США, там уже была устоявшаяся демократия с четкими ценностями, рабочими институтами, системой сдержек и противовесов, а Украина только выстраивает эту систему", - добавил Петренко.
А вот о том факте, что подобный закон действует в России, вспоминать не любят, а между тем, в декабре 2017 года иностранными агентами Минюст РФ уже успел признать такие СМИ, как "Радио Свобода" и "Голос Америки".
Между российским и американским похожими законами – пропасть
"США часто называют как позитивный пример, но под этот закон не попадает получение благотворительных пожертвований от международных организаций, а у нас очень часто не любят именно тех, кто получает грантовую и прочую благотворительную помощь, - поясняет "Апострофу" исполнительный директор фонда "Видродження" Александр Сушко. – Существует постоянный соблазн воспользоваться инструментами, которые используют авторитарные государства, потому что кому-то кажется, что таким образом можно решить проблемы безопасности в демократической стране".
С другой стороны, глупо отрицать, что в условиях российской агрессии и информационной войны, не нужно ограничивать влияние Кремля на ситуацию в Украине. Кстати, это и станет основным аргументом власти в дискуссии с Западом, а она обязательно будет. Например, Госдеп начнет журить украинских парламентариев, дескать, закон об иностранных агентах - это притеснение гражданского общества. На это обвинение, наши народные избранники вполне резонно заметят, что российское влияние - проблема не только для Украины, но и для США, а значит, глупо просить ВР не принимать такой закон.
"Кстати, а почему эти общественники так разнервничались, - заметит какой-нибудь "фронтовик" из Рады. - Для честных людей, которые не работают на Россию, неужели так сложно показать отчетность?"
"Вся информация о донорах, сотрудниках, финансах и так является публичной. Но если закон примут, всегда можно будет найти тысячу и одно нарушение, которое станет формальной причиной для закрытия организации либо лишения ее статуса неприбыльной", - говорит Петренко.
Но парадокс в том, что, зачистив гражданское поле, достичь декларируемой цели - избавления от российского влияния, закон об иностранных агентах не позволит. Ведь когда полицейский кричит "стоять", законопослушный гражданин остановится, а преступник начнет убегать. Наивно же полагать, что пророссийские кружки по интересам в Украине финансируются законно и легально.
"С помощью аналога закона FARA в Украине будет очень трудно кого-то поймать вообще, - добавляет Сушко. – Российские агенты действуют черным налом. В большинстве случаев там нет легальных контрактов и прямой юридической связи непосредственно с правительством РФ либо государственными органами, политическими партиями РФ. Если поднять документы, и провести проверку, откуда финансируются эти организации, окажется, что финансы идут от украинских юридических или физических лиц. Поэтому, аналогичный закон не поможет. А вот если ввести закон, аналогичный российскому, тогда мы станем похожими на Россию, где проблемой считается не работа на другие государства, а любая международная помощь".