Совет по вопросам судебной реформы при президенте завершил работу над новой редакцией закона «О судоустройстве и статусе судей». Документ, который оказался в распоряжении А', предусматривает комплексные изменения, цель которых усилить независимость и эффективность судебной системы. В частности, авторы предлагают вернуть часть утраченных полномочий Верховному суду, расширить перечень дисциплинарных санкций за нарушения со стороны судей, а также провести квалификационную переаттестацию всех судей. Большинство членов Совета назвало наработанный документ «новой философией» в судебной системе, впрочем, отдельные члены Совета раскритиковали подход Администрации президента, обвинив ее в попытке сохранить политические рычаги давления на суды.
О завершении работы над проектом изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» в новой редакции члены Совета по вопросам судебной реформы сообщили на брифинге в пятницу. «Это не просто изменения и дополнения, это новая философия. Мне кажется, что мы учли если не все, то почти все рекомендации наших европейских друзей»,– заявил на брифинге член Совета, глава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Сергей Козьяков.
Его коллега, глава директората по правам человека Совета Европы Кристос Джакомопулос также назвал документ «полностью отвечающим европейским стандартам», отметив, что подготовленный законопроект – только «первый шаг» в направлении реформирования судебной системы. «Законопроект не может охватить все вопросы, поскольку для решения многих проблем необходимо внесение изменений в Конституцию. Следующий шаг – это как раз изменение соответствующих разделов Основного закона»,– сообщил эксперт.
В распоряжении А' оказался текст законопроекта. Сравнительная таблица к документу занимает более 350 страниц, содержит комплексные изменения в законы «О судоустройстве и статусе судей», «О Высшем совете юстиции», а также точечные правки еще в 8 законов и кодексов.
Среди прочего, законопроект более подробно прописывает процесс формирования и работы суда присяжных и конкурсную процедуру для кандидатов на должности судей.Авторы также предлагают увеличить количество членов ВККС с 11 до 14 и сделать более прозрачным порядок выдвижения членов этих органов.
Кроме того, законопроект предлагает вернуть Верховному суду (ВС) часть полномочий, которые были утрачены после реформы 2010 года, проведенной при экс-президенте Викторе Януковиче. В частности, ВС будет обеспечивать одинаковое применение норм законодательства судами разных специализаций и осуществлять судопроизводство, в том числе в отдельных случаях рассматривать дела как суд апелляционной или кассационной инстанции.
Судей разведут по классам
Одним из главных нововведений, которые содержатся в документе, является введение понятий «квалификационная аттестация» и «квалификационные классы». В случае принятия документа будет введено пять квалификационных классов, пятый класс присваивается сразу после назначения судей впервые, присвоение остальных классов зависит от стажа и профессиональных качеств. «Вводится аттестация для всех судей, каждый судья должен получить квалификационный класс. Мы понимаем, что требования для судьи первой инстанции и судьи Верховного суда не могут быть одинаковыми. Если же судья допускает нарушения, свидетельствующие о потере квалификационного уровня, ВККС будет направлять такого судью на переаттестацию»,– сообщил координатор Совета, заместитель главы Администрации президента (АП) Алексей Филатов.
Это положение раскритиковал член Совета, заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. «Это понятное желание отправить на переаттестацию всех судей, но предложенные механизмы не дают возможности объективно рассматривать этот вопрос. В случае принятия законопроекта, нагрузка на ВККС была бы 2-3 тыс. судей в год, и это не учитывая того, что комиссия должна еще осуществлять их отбор»,– заявил А' эксперт.
Также авторы законопроекта предлагают расширить перечень санкций в отношении судей-нарушителей. Нынешнее законодательство предусматривает только два их вида – выговор и увольнение, а согласно новому документу, помимо увольнения и выговора, провинившимся судьям может быть вынесено предупреждение, выговор с лишением права на получение доплат на срок от одного до трех месяцев, временное отстранение от обязанностей, понижение в квалификационном классе. «Это решение нужно, нужны дополнительные дисциплинарные взыскания, которые бы обеспечивали принципы пропорциональности, поскольку наказание должно быть адекватным содеянному. Если есть только два вида санкций, это трудно соблюсти»,– пояснил Роман Куйбида.
Примечательно, что авторы предусмотрели необходимость для судей и кандидатов на должности судей проходить люстрацию, а также соблюдать новое антикоррупционное законодательство, в частности, одним из оснований для дисциплинарной ответственности предусмотрено «установление несоответствия доходам задекларированных расходов и имущества судьи и членов его семьи».
Избирательная независимость
С целью повышения независимости судебной системы законопроектом предлагается обязать судей уведомлять правоохранительные органы и органы судейского самоуправления «о вмешательстве в их деятельность как судей» на протяжении пяти дней с тех пор, как стало известно о таком вмешательстве.
Впрочем, принцип независимости Совету не удалось соблюсти до конца. «Этот законопроект не смог полностью нивелировать политическое влияние на судебную систему, которое сформировалось при Викторе Януковиче. Например, такие механизмы влияния как право президента и парламента переводить судей в другие суды, а также право президента ликвидировать суды не предусмотрены Конституцией, но в Администрации президента эти политические моменты предпочли отстоять»,– посетовал Роман Куйбида.
Ожидается, что законопроект будет внесен в парламент в ближайшее время. «Сейчас документ передается на рассмотрение президенту. И в ближайшие недели президент внесет документ в парламент»,– заявил Алексей Филатов.
Следует отметить, что в случае внесения в Раду президентский законопроект будет альтернативным другому документу – №1497, который был зарегистрирован в Верховной раде17 декабря. Документ был подготовлен в Министерстве юстиции при содействии общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ». Впрочем, в АП конкуренции не боятся. «Есть надежда, что мы будет делать все сообща, у нас не будет конкуренции законопроектов, мы найдем консенсус и учтем лучшие предложения»,– отметил господин Филатов.