RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Политика
Мнение

Правосудию требуется реформа юстиции

Активность Генпрокуратуры отвлекает общественность от отсутствия реформ

Чтобы активные действия Генеральной прокуратуры не воспринимались как очередной пиар власти, судебные разбирательства всех уголовных производств по обвинению представителей режима Януковича должны стать образцово-показательными. Все процессуальные нормы должны быть соблюдены, доказательства ‒ быть неоспоримыми и полными, тогда реальные наказания станут закономерным итогом. В то же время, если говорить о справедливом наказании за каждое преступление, то это станет возможным только после полноценной реформы юстиции, которая изменит сами принципы работы судей, прокуратуры и МВД.

Первые дела в отношении народных депутатов и судей должны быть образцовыми в плане соблюдения процедуры и исчерпываемости доказательств, чтобы их не использовали для спекуляций на тему политического преследования ни бывшие функционеры Партии регионов, ни российские СМИ.

Пока возникают серьезные сомнения в том, что эти судебные процессы закончатся реальными наказаниями. Главная причина – отсутствие институциональных изменений в судебной власти и правоохранительных органах. До сих пор изменения касались только законодательства, да и то были они лишь косметическими. При этом ни система назначения судей или прокуроров, ни условия их продвижения по службе, ни социальные гарантии, ни прочие крайне важные основополагающие моменты не менялись вообще.

Решение по делу Александра Ефремова принимала судья Оксана Царевич, известная своим участием в делах против Автомайдана во времена президентства Виктора Януковича. После того, как она отпустила бывшего лидера фракции Партии регионов под залог в размере 60 тысяч гривен, Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении нее самой. Возникает вопрос ‒ почему это не было сделано год или, по крайней мере, несколько месяцев назад. Сейчас Оксана Царевич использует свой шанс на защиту, трактуя время ее уголовного преследования как давление на нее в конкретном деле.

В возбуждении уголовных дел против общественных активистов во времена Революции достоинства участвовали десятки судей и прокуроров, но никого не наказали. Дисциплинарные производства в отношении судей в течение года блокировались из-за неспособности собрать кворум в Высшем совете юстиции и в Высшей квалификационной комиссии судей. Вся система была заинтересована в сохранении статус-кво, а судьи и прокуроры были защищены принципом круговой поруки. Без освобождения лиц, принимавших непосредственное участие в политически мотивированных делах, судебная система не изменится, поскольку на этих людей всегда можно будет давить их прошлым.

Поскольку после назначения Виктора Шокина не изменилась ни доказательная база, ни полномочия прокуратуры, активизация рассмотрения ряда резонансных дел свидетельствует о том, что ключевую роль в подобных процессах продолжает играть личность руководителя ведомства и наличие политической воли президента.

В целом общество положительно воспринимает старания нового Генпрокурора. За последние несколько недель ведомство возбудило два дела в отношении Александра Ефремова, объявило подозрение Михаилу Чечетову, Оксане Царевич и Геннадию Кернесу, добилось от председателя Верховного суда Ярослава Романюка решения о снятии неприкосновенности и аресте судей Оксаны Царевич, Виктора Кицюка и Сергея Вовка. Кроме того, были проведены обыски в Печерском суде и Киевском ГАИ, объявлено о подозрении в государственной измене 76 бывшим депутатам Верховной Рады АРК и мэру Запорожья Александру Сину. Еще одним чиновником, в отношении которого, вероятно, будет открыто производство ГПУ, является Юрий Бойко, вице-премьер в правительстве Николая Азарова и лидер «Оппозиционного блока».

Несмотря на то, что общество давно ожидало привлечения этих лиц к уголовной ответственности, спешка прокуратуры в конкретных делах вызывает критику. Несмотря на то, что многие из этих персонажей становились объектами журналистских расследований, уголовные производства открываются по эпизодам, позволяющим обвиняемым выйти под залог.

Генеральный прокурор анонсирует планы своего ведомства за несколько дней до самих действий (так было с вручением уведомления о подозрении Геннадию Кернесу). Дела возбуждаются в отношении отдельных лиц, а не групп, хотя коррупционные схемы, разжигание сепаратизма и преследования общественных активистов во время Майдана осуществлялись большим количеством людей.

Несистемный подход при выдвижении обвинений функционерам Партии регионов дает им возможность покинуть страну или повлиять на ход следствия, уничтожив доказательства, подкупив чиновников или «поработав» с потенциальными свидетелями.

Если громкие подозрения и арест не трансформируются в прозрачные судебные заседания, с достаточным количеством доказательств и конкретными наказаниями, показательная активность Генпрокурора не позволит восстановить доверие общества к власти и не докажет, что в Украине строится действительно правовое государство с независимой судебной властью.

Читайте также