В последние дни ситуация на Донбассе обострилась. Возобновились атаки на Донецкий аэропорт и обстрелы по всей линии фронта. Однако, в общем и целом, по мнению экспертов, в случае отсутствия непредвиденных политических потрясений в России или Украине самопровозглашенные ЛНР и ДНР имеют все шансы стать еще одними замороженными конфликтами на карте мира. А' проанализировал, что ждет мятежный регион и почему Донбасс не станет вторым Приднестровьем.
Конфликт на востоке Украины продолжается уже почти год. Впрочем, с августа 2014 года линия фронта практически не менялась, активные военные действия сменились позиционными боями и локальными обстрелами. Не принесли видимых результатов и международные переговоры последних месяцев ‒ ни в минском, ни в нормандском формате. В самопровозглашенных ДНР и ЛНР состоялись так называемые выборы, а официальный Киев полностью потерял какое-либо влияние на жизнь региона.
С каждым месяцем шансы Украины вернуть мятежные территории под свой контроль снижаются. Наиболее вероятным сценарием развития дальнейших событий эксперты называют замораживание конфликта.
Большая депрессия
С экономической и политической точки зрения для Донбасса такой сценарий будет крайне неблагоприятным. Попытки украинских властей предложить рецепт решения ситуации не имели успеха. Последнее заявление президента Петра Порошенко о готовности предоставить Донбассу статус свободной экономической зоны со специальным режимом торговли с Россией и ЕС в самопровозглашенных ДНР и ЛНР уже отвергли, эксперты же считают это предложение нереализуемым. «Запад, особенно ЕС, хотят мирного, а не военного урегулирования, вот Порошенко и предлагает разные варианты. Он понимает, что шансы реализовать их ‒ минимальны, но его дело предложить. Это не более чем дипломатический ход»,‒ полагает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин согласился с коллегой. «Ситуация сложная, вряд ли можно надеяться, что иностранный инвестор со стратегическими целями придет в этот регион. Не стоит рассчитывать, что если там будет объявлена свободная экономическая зона ‒ возобновится деловая активность»,‒ заявил А' господин Юрчишин.
Вероятно, основным источником финансирования неподконтрольных официальному Киеву территорий будет Россия. РФ традиционно дотирует Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию ‒ самопровозглашенные республики на территории бывшего Советского Союза, возникновение которых также напрямую связано с интересами Москвы.
К примеру, бюджет Приднестровья на 2015 год был принят с дефицитом в 70%. Недостаток средств, в том числе по оплате газа, покрывается за счет России. Согласно бюджету-2015 Южной Осетии, из $121,7 млн доходной части более $110 млн предоставит РФ. «Это помощь России на финансирование бюджетной сферы и реализацию инвестиционной программы содействия социальному и экономическому развитию республики на будущий год»,‒ пояснила так называемый министр финансов непризнанной Южной Осетии Аза Хабалова.
Глава непризнанной Абхазии Рауль Хаджимба пошел еще дальше ‒ в декабре прошлого года он признал, что «в стране не функционирует ни одна отрасль экономики». Примечательно, что только на «содействие экономическому развитию» Абхазии в 2010-2012 годах Россия выделила $350 млн, а в 2013-2015 годах ‒ $27,76 млн.
«Опыт показывает, что территории, которые так или иначе оказались под контролем России, находятся в депрессивном состоянии. Можно посмотреть на Южную Осетию или Абхазию ‒ уровень жизни там намного ниже, чем в Грузии. Восстановление таких территорий также происходит намного медленнее, чем территорий, входящих в состав признанных государств. Затягивание этого процесса ‒ неизбежное усиление депрессивности этих регионов»,‒ поясняет Василий Юрчишин.
Карабахский сценарий
Впрочем, политические аналитики полагают, что будущее самопровозглашенных ДНР и ЛНР будет отличаться от аналогичных геополитических образований на территории бывшего СССР. «Конфликт может быть заморожен, но Украина не пойдет на признание ЛНД и ДНР, это принципиальная позиция. В свое время Молдову принудили сесть за стол переговоров с так называемым руководством Приднестровья, и теперь это фактически признанная сторона переговоров»,‒ поясняет профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань.
Кроме того, в отличие от других замороженных конфликтов, в основе украинского кризиса нет этнической составляющей. «Да, там живут преимущественно русскоязычные граждане, но они украинцы. Прежние социологические опросы показывали, что сепаратистские движения здесь были в меньшинстве, и если бы не вмешательство России, вопрос был бы решен мирно»,‒ уверен эксперт.
Если сравнивать с другими самопровозглашенными республиками, ситуация в Украине будет напоминать скорее конфликт в Нагорном Карабахе (спорной территории между Арменией и Азербайджаном), чем в Приднестровье. «Со временем, возможно, на протяжении года стороны выстроят линию обороны, активных боевых действий не будет, но периодические обстрелы сохранятся, как в Карабахе. У нас говорят, что Приднестровье ‒ это негативный пример. С точки зрения сохранения территориальной целостности ‒ так и есть. Это зло, но это меньшее зло, потому что там не стреляют»,‒ полагает Владимир Фесенко.
Научный директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко поясняет, что, в отличие от других замороженных конфликтов, в украинском случае «нет естественного разграничительного фактора ‒ этнического или географического, как речка в Приднестровье», поэтому у сепаратистов может возникнуть соблазн расширить экспансию на другие территории. «В интересах Путина ‒ не замороженный конфликт, а конфликт постоянно тлеющий. Замороженный конфликт не может истощать, не может помешать стране проводить реформы. Если не удалось использовать это противостояние для разжигания войны, он попытается с его помощью высасывать из Украины соки, реактивируя конфликт в любой удобный момент»,‒ полагает господин Сушко.
Менее вероятными сценариями развития событий эксперты называют возможные внутриполитические потрясения в России или Украине, в ходе которых состоится незапланированная смена власти. В первом случае официальный Киев может попытаться вернуть контроль над утраченными территориями силовым способом, во втором случае Россия может использовать безвластие в Украине для того, чтобы окончательно расколоть страну.