Первый заместитель председателя Киевской областной государственной администрации (КОГА) Лев Парцхаладзе рассказал "Апострофу" о путях развития области, ее перспективах, ходе децентрализации в регионе и своем политическом будущем.
— Судя по публикациям в СМИ и на вашей странице в соцсетях, вы уделяете много внимания инновационным предложениям для области. Считаете, сейчас удобное время для внедрения инноваций?
— Начну с того, что на своей нынешней должности я проработал только несколько месяцев. В управлении важно выстроить правильно работу. На первом этапе определяешься со стратегией. На втором — подбираешь правильную команду. Третий этап — внедрение правильной мотивации, которая может быть разной, а не только материальной. Можно сказать, что мы сейчас завершаем первый этап, отшлифовывая стратегию, и переходим во второй. К нам приходят новые, идеологически и профессионально подготовленные люди.
Параллельно начинаем реализовывать наши проекты. Процесс идет сложно, есть миллион разных нюансов, но мы с этого пути не свернем. Один из важнейших моментов — борьба с коррупционными проявлениями. В первую очередь, мы хотим побороть бытовую коррупцию, с которой сталкивается практически каждый житель Киевской области. Ежегодно только в нашей области выдается около 350-400 тысяч разрешительных документов. Здесь и кроется та самая коррупционная составляющая. В рамках движения "STOP коррупции в Киевской области" мы проанализировали анкеты начальников территориальных управлений Государственного агентства земельных ресурсов в области и обнаружили, что ряд руководителей имеют тесные родственные связи с владельцами посреднических фирм, так называемых "прилипал", через которые проходят все разрешительные процедуры. При этом цены на услуги таких компаний значительно завышены. По сути, это взятки чиновникам через посредников — это и есть коррупция, которую нужно уничтожать. Как мне кажется, тут не обойдешься одними увольнениями.
Для решения этой проблемы мы планируем создать альтернативную структуру — сервисный центр, который бы занимался выдачей всевозможных разрешений. Хотим сделать это по грузинскому образцу. И сейчас уже работаем по данному проекту. Это будет коммунальное предприятие, аналогичное "Домам юстиции" в Грузии. Его работа будет основана на абсолютно новых принципах — высокое качество сервиса, удобство, скорость предоставляемых услуг (показывает один из возможных проектов нового здания недалеко от облгосадминистрации).
Здесь, рядом с КОГА, появится здание площадью 750-1000 квадратных метров. Там не будет перегородок — открытое помещение без кабинетной системы, с удобным холлом, системой электронной очереди, возможностью онлайн-регистрации, современным call-центром. В этом же здании откроем кафе, зону отдыха и игровую детскую комнату — для посетителей необходимо создать максимально комфортные условия.
— Облгосадминистрация самостоятельно разрабатывает проект?
— Мы создали инициативную группу по этому проекту, в которую, помимо представителей Киевской областной государственной администрации, вошли: экс-заместитель министра юстиции Грузии Георгий Вашадзе, который курировал создание грузинских "Домов юстиции", с командой профессионалов; лучшие студенты программы подготовки нового украинского топ-менеджмента Generation.UA, организованной Международным институтом менеджмента (МИМ-Киев), вместе со своим куратором — бизнесменом Гариком Корогодским; основатели компании "Новая почта" — Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов, маркетолог Андрей Федоров, коммуникационное агентство SPN Communications. Активное содействие нам оказывает Министерство юстиции в лице министра Павла Петренко. Общаемся со всеми заинтересованными в реализации проекта — мы открыты для всех, кто готов помогать и работать вместе с нами. Та или иная часть команды ответственна за свое направление. При этом все работают как волонтеры. Бюджетные деньги будут направлены только на строительство и на оборудование.
— А зарплатный фонд?
— Планируется, что это коммунальное предприятие будет себя окупать, самостоятельно устанавливая и выплачивая зарплаты своим сотрудникам, определяя цены на свои услуги. У нас только в четырех службах — Архитектурно-строительного контроля (ГАСК), Госкомзема, Госреестра и Главархитектуры проходит около 300 тысяч регистраций в год. Миграционная служба выдает порядка 50 тысяч паспортов в год. Но наше коммунальное предприятие будет существовать за счет срочности решений, а не за счет массовости. В Грузии 30% клиентов хотят срочно сделать документы. Если сделать паспорт в течение 7 дней стоит 700 грн, то тем, кому он нужен быстрее, можно предложить сделать его за сутки, либо за 2 часа. При этом, соответственно, стоимость такой услуги может быть, к примеру, 1500 гривен и 2500 гривен. Мы должны дать людям право выбирать. Получаемый доход мы сможем направлять на зарплаты, повышение качества услуг, создание новых центров.
У сотрудников действующих разрешительных центров при заработной плате 1218 гривен нет мотивации, потому через некоторое время такой работы могут проявляться коррупционные схемы. Мы же рассматриваем опыт других стран, и наша задача — применить у себя лучшее, чтобы не допустить такую ситуацию в новой структуре.
— Вы способствовали созданию Проектного офиса реформирования образования и науки в КОГА? Какие у него успехи? Чем он успел себя зарекомендовать?
— Мы сделали открытый конкурс по отбору кандидатов на место руководителя департамента образования Киевской области, провели рекламную кампанию конкурса в СМИ и "уличной плоскости". У нас было 180 кандидатур. Сейчас мы еще определяемся с кандидатурой на должность начальника департамента. Но, благодаря такой открытости, мы смогли подобрать хорошую команду реформаторов — к нам присоединился Владимир Спиваковский, основатель и руководитель первого в Украине частного лицея "Гранд", и Вероника Верба, доктор экономических наук. Они возглавили Проектный офис реформирования образования и науки в Киевской области.
Стратегия реформирования образовательной системы предполагает разделение на небольшие проекты, которые можно быстро внедрить, и предложения глобального характера. В ближайшее время мы сможем презентовать наше видение.
— А параллельно вы готовитесь закрывать школы в районах. СМИ говорят, что 18 учебных заведений готовится к закрытию...
— Мы не хотим закрывать школы. Даже наоборот — некоторые школы нужно открывать. Но как вы относитесь к тому, что иногда в школах учителей больше, чем учеников? Или учитель физики, помимо своей нагрузки, ведет уроки математики и даже физкультуры? У учеников в этих школах, к сожалению, очень мало перспектив. А наша цель — повысить уровень образования наших детей.
— Продолжая тему районов, поговорим о децентрализации. Какое количество общин будет создано в области в результате реформы?
— Я уверен, что децентрализация — одна из ключевых реформ, которую необходимо делать в Украине. У нас все забюрократизировано. Расходы делят между собой районный, областной и национальный бюджеты. Если налоги будут попадать в общины и они сами будут принимать решения быстро и эффективно, то качество действий в десятки раз улучшится. Эта реформа решает массу проблем. Не будет нынешней заполитизированности, ведь депутатский корпус в районах в разы сократится. Если говорить о количестве общин, то изначально планировалось создать порядка 45 общин, сейчас пока выходим на порядка 80 общин.
— Почему так изменилась цифра?
— Во-первых, есть политическое влияние на процесс. А во-вторых, многие сельские головы не хотят расставаться со своим местом, что неминуемо произойдет в результате реформы. Я думаю, что мы пойдем эволюционным путем. Напомню, в законе говорится о добровольном объединении общин, так что никто никого заставлять не будет. Однако есть примеры, когда общины без всякого давления извне объединяются. К примеру, есть Гостомель, где община уже фактически существует, еще несколько общин уже практически сформированы.
— Какие сроки вы ставите для полноценного запуска процесса?
— Мы ждем внесения изменений в Конституцию. Рассматривается вариант, при котором изменения в плане объединения общин вступит в силу в октябре 2017 года.
— Судя по вашей странице в Facebook, вы внимательно следите за деятельностью Михаила Саакашвили на посту председателя Одесской облгосадминистрации. Не хочет ли КОГА пойти по примеру коллег из Одессы — убедить президента, правительство и Верховную Раду, чтобы финансировать, например, дорожное хозяйство за счет доходов, полученных таможней в области сверх плана?
— Мы хотели бы использовать все разумные идеи, которые могут быть применены, причем не только в Одесской, но и других областях. Саакашвили правильно поднимает вопросы. Мы тоже это поддерживаем.
— Дайте оценку деятельности Саакашвили. Почему руководство других ОГА не действуют такими же активными, дерзкими методами, как глава Одесской ОГА?
— Нужно учитывать его статус бывшего президента, опыт. Он доказал всему миру, что умеет работать, показывать результат. У него намного больше моральных прав требовать, к нему прислушиваются. И он может критиковать решения в тех сферах, которые ему неподконтрольны. В Грузии он реформировал прокуратуру, таможню, органы юстиции и другие. Я знаю, как эффективно работал Саакашвили, ведь сам применял грузинский опыт в Украине, в частности, в области строительства — в свое время мы в Конфедерации строителей Украины вместе с единомышленниками существенно облегчили и сократили процедуру получения разрешений на строительство. Благодаря чему в рейтинге Doing business в сфере получения разрешений на строительство Украина поднялась с 186-го места на 41-е. До этой реформы количество полученных разрешений на строительство составляло 30-35 тыс. в год. После — 120-145 тыс. ежегодно.
— Вы являетесь главой Киевской областной организации партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность"? В чем заключаются ваши обязанности?
— Сегодня "Солидарность" — это партия власти. Мы заинтересованы в том, чтобы мы могли дать то, что людей сейчас волнует. А это, в первую очередь, проведение реформ, потому что люди хотят жить лучше. Для этого нам работать нужно лучше, больше, упорнее. Должен сказать, что работа на партию сильно стимулирует в плане ответственности за результат.
— Оцените состояние региональной структуры "Солидарности"...
— В области 37 партийных офисов. Они очень помогают в реализации ряда наших программ. К примеру, мы запустили проект "STOP коррупции в Киевской области", в рамках которого работает горячая линия (044) 578-00-04, куда можно сообщить о коррупционных фактах — нарушениях, отказах в выдаче документов, взяточничестве. Юристы в районных партийных офисах абсолютно бесплатно предоставляют гражданам правовую помощь по множеству вопросов. В рамках программы "Правовой советник" жителям области разъясняют нюансы всех разрешительно-согласовательных процедур по земельным вопросам, строительным. Я считаю, что партия осуществляет дополнительный контроль над властью...
— Вы не лукавите? Партия власти контролирует эту самую власть?
— Знаете, как-то у меня был разговор с одним руководителем. Когда я стал говорить, что у нас в области есть коррупция, он стал возражать, мол, как ты можешь такое говорить, ведь ты же первый зам... Но если это так?! Если ты не говоришь о таких проблемах, то ты просто их замалчиваешь. Ведь это немыслимо — проверив список посреднических фирм в районах, мы увидели, что фамилии руководителей госструктур совпадают с фамилиями директоров или учредителей компаний-посредников. Таких совпадений десятки по всей области. Нам нужно решать эти проблемы.
Сейчас мы набираем правильную команду и мотивируем людей. Если у человека зарплата 1218 гривен, то это означает, что ты его не замотивировал. Ломается цепочка. На должности руководителей первого звена мы находим людей, готовых работать в качестве волонтеров. А в среднем и низшем звеньях это невозможно. Это серьезная задача, и я вижу следующие решения.
Первое — снять ограничение зарплат, установленное Кабмином. Второе — разрешить администрациям делать доплату к зарплатам работников через определенные фонды, управляющими в которых будут иностранцы, которые будут все проверять тщательным образом. Тогда мы сможем дать достойную зарплату людям. Иначе у нас ничего не получится.
Так вот, если мы сумеем реформировать систему оплаты труда и наберем молодежь — такую, как в новой полиции, то дело пойдет. Через полгода эти молодые люди будут отлично знать свою работу.
— Какую политическую силу вы видите главным соперником "Солидарности" на предстоящих местных выборах?
— Думаю, что значительную активность проявят "Батькивщина", "Самопомич", "Удар", "Народный фронт", Радикальная партия.
— Политика не помешает вашей основной работе?
— Стараюсь успевать. Я — менеджер. Я должен поставить задачи и выработать стратегию. В области, конечно же, пропасть работы — нужно развивать образование, социальную сферу, инфраструктуру области, туризм. Нам нужно поднимать экономику, для этого заниматься привлечением грантов, создавать инвестиционные проекты, в том числе, с участием иностранного бизнеса. Нам нужно свое инвестиционное бюро в структуре КОГА. Такими вещами вообще никто не занимался.
К примеру, одним из приоритетных заданий развития Киевской области сейчас мы видим создание индустриальных парков. Необходимо создавать условия для открытия новых предприятий и переноса промышленности из других регионов, в частности, из Киева. В столице под промышленностью занято около 5000 гектаров. Если мы хотя бы 1000 гектаров перенесем в регион, то эти предприятия смогут обеспечить тысячи рабочих мест, увеличение поступлений в областной и местные бюджеты. Мы дали указание администрациям выработать предложения по земельным участкам для размещения индустриальных парков, сейчас уже определили 16 перспективных территорий. Мы обязаны заниматься этим и другими вопросами.
— Болезненный вопрос для области — расширение границ столицы за счет территорий области. Решения Рады до сих пор нет. На какой стадии решения этот вопрос?
— Мы областную землю отдавать не будем. Создана рабочая группа, которая согласовывает границы. Тут невозможно просто пером по карте провести. По спорным пунктам вырабатывается общая позиция. Я надеюсь, что в ближайшее время мы выйдем на финальный этап.
— Какое количество замороженных строек в Киевской области? Как вы намерены решать эту проблему?
— По сравнению с Киевом их немного. Таких проблем, как "Элита-центр", нет. Киевская область сдала объектов жилья в эксплуатацию больше, чем любая другая область. И даже Киев мы опережаем почти в два раза.
— Как продвигается в области реформа децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля? Закон подписан президентом, переходят ли органы государственного архитектурно- строительного контроля в ведомство местных властей?
— Закон должен вступить в силу осенью. Это хорошо, если для согласования строительства не будет необходимости ехать в Киев. Это часть глобальной децентрализации, которой я горячий сторонник.
— Планируете ли вводить механизм аукционов по земельным участкам?
— Мы планируем осенью провести первый открытый аукцион на право аренды земли, распорядителем которой является Киевская обладминистрация. Это государственные земли рекреационного, культурного, оздоровительного, спортивного и туристического назначения, расположенные вне населенных пунктов. Я сторонник исключительно такой процедуры, и мы уже начали ее организацию. В дальнейшем мы постоянно будем проводить такие аукционы, чтобы данный механизм был публичным и абсолютно прозрачным.