Децентрализация в Украине дала объединенным громадам огромные ресурсы, но новое местное руководство не всегда понимает, как ими эффективно распорядиться, ведь у него чаще всего нет соответствующего образования и опыта для этого. Как можно решить эту проблему – читайте в материале "Апострофа".
Сказочные возможности
Вот уже восьмой год в Украине продолжается децентрализация — передача полномочий и финансов от центра к органам местного самоуправления. На сегодня создано 1469 объединенных территориальных общин (ОТО), остался последний этап реформы, который предусматривает внесение изменений в Основной закон.
На старте реформы, в 2014 году, наполнение местных бюджетов составило около 100 млрд. грн. За это время они выросли более чем в четыре раза. И в 2022 году их наполнение прогнозируется на уровне 437 млрд. грн. Это на 87 млрд грн больше, по сравнению с прошлым годом.
"В громадах теперь остается 60% налога на доходы физических лиц, местные налоги и сборы, рентные платежи; доходы от использования коммунального имущества, плата за предоставление административных услуг и т.д. Это ключевые источники поступлений, которые теперь оседают не только в городах областного значения, а в каждой даже небольшой сельской общине с населением 3-5 тыс человек. Все это увеличивает собственные доходы громады и соответственно ее возможности", - говорит глава парламентского подкомитета по местному самоуправлению Виталий Безгин
Пока еще рано оценивать результаты одной из самых масштабных реформ времен независимости, но есть очевидные позитивы. В 2014 году наполнение местных бюджетов составило около 100 млрд. грн. На данный момент они выросли более чем в четыре раза, и в 2022 году их наполнение прогнозируется на уровне 437 млрд грн, что на 87 млрд грн больше, чем в 2021 году.
Рост объемов местных бюджетов улучшает финансовую гибкость в регионах. Например, инфраструктурные проекты, которые раньше реализовывали в течение многих лет (к примеру, реконструкция школы продолжалась 5-7 лет), теперь можно осуществить за более короткий срок. В теперешней ситуации появилось больше возможностей для специализации чиновников в их сферах деятельности и для формирования полноценных служб, приглашения специалистов, которых во многих ОТГ раньше вообще не было.
Вместе с тем, вопросы финансово-экономической и налоговой политики, образования и работы с молодёжью, рынка труда, социальной сферы и здравоохранения, транспорта и дорог требуют глубоких знаний и подготовки. После местных выборов 2020 года главами ОТО и депутатами местных советов в основном стали новички, которые совершенно не разбирались, как функционируют на местах те или иные социально-экономические направления и, тем более, не имели понятия как привлекать инвестиции. Как же решить эту масштабную проблему?
"Просвещенное" самоуправление
Чтобы нынешние объединенные громады, которые получили в свое распоряжение немалые ресурсы, формировали эффективные стратегии развития, нужно готовить на местах соответствующего качества кадры, говорит "Апострофу" эксперт по самоуправлению Сергей Замидра, бывший поселковый голова Немешаево.
"Органы местного самоуправления, как предусмотрено в профильном законе, имеют право выделять средства на обучение персонала в пределах 3%. Правда, большинство этим не пользуется. В 2019, 2020 и 2021 году в ряде регионов на обучение депутатов и персонала советов деньги не выделялись вообще", - говорит эксперт.
Кроме собственных средств ОТО, для повышения квалификации и подготовки специалистов в местном самоуправлении, в отдельных регионах есть возможность воспользоваться донорской помощью. Такими программами раньше был Ulead, в некоторых регионах - "Говерла". Также раньше этим занимался и USAID.
"Если говорить о регионах, где не работают донорские проекты - нужно искать пути "прокачать" компетенцию депутатов и персонала рад за счет общин в пределах выделяемых на это средств, которые, как я говорил выше, часто не используются. В свое время можно было отправлять людей на учебу в Академию при президенте как за счет государства, так и за счет громад. Сейчас есть ряд университетов, которые запускают программы и циклы подготовки соответствующего профиля", - отмечает Замидра.
С ним соглашается директор по науке и развитию Центра гражданского общества Анатолий Ткачук. По его словам, новым представителям местного самоуправления просто нужно хотеть учиться, так как в современных условиях существует множество возможностей для этого.
"Среди опций для представителей ОТО, безусловно, онлайн-обучение. Есть платформа Prometheus, на ней есть курсы на разные темы, в том числе и об управлении громадами, связях с общественностью, инструментах развития громад. Например, онлайн-курс по децентрализации, который я разработал, прошли и получили сертификаты о его окончании больше 3 тысяч слушателей, а всего прослушали курс больше 16 тысяч", - говорит "Апострофу" эксперт.
Он добавляет, что хоть сейчас и не существует Нацакадемии при президенте, которая занималась бы вопросами подготовки госслужащих и работников местного самоуправления, существуют другие возможности для обучения. К примеру, в каждой области есть центры повышения квалификации для госслужащих и должностных лиц местного самоуправления, где читают курсы по разным направлениям развития громад. Не стоит забывать и о международных донорах, которые предоставляют очень большой выбора разных программ для глав ОТО, местных депутатов и сотрудников исполкомов.
"В Украине действует много программ международной помощи, в рамках которых проводятся семинары, тренинги и другие активности для представителей местного самоуправления. То есть, сегодня проблемы в обучении нет – даже если обучение платное, это не такие большие деньги, и местное самоуправление точно ими располагает", - добавляет Ткачук.
Помимо программ обучения премудростям управления ОТГ и разными сферами жизни громад, есть еще один очень эффективный и проверенный способ приобретения нужных управленческих навыков и знаний: перенятие успешного опыта у коллег по самоуправлению.
"Очень важно просто поехать и посмотреть, что делают другие громады, которым удается планирование, стратегии и их воплощение. Обмен опытом сотрудников общин может быть оплачен из средств местного бюджета. Нужно брать, к примеру, небольшую группу специалистов и везти в те громады, у которых присутствуют нужные вам направления развития. Например, медицина - заехать к Юрию Бове в Тростянец, поговорить о том, как он ее подымал, с какими трудностями сталкивался. Нужно образование или молодежная политика – едете в те громады, где лучше всего развиваются эти направления. Большинство громад входит в Ассоциацию органов местного самоуправления, и благодаря небольшим взносам она проводит обучение для своих членов", - говорит Замидра.
Кстати, благодаря таким поездкам громада может существенно сэкономить деньги. По словам Замидры, сейчас множество громад озаботились вопросами инвентаризации земли. Естественно, это стало многим интересно после того, как началась реализация земельной реформы.
Словом, возможностей для обучения эффективному управлению хватает даже в Украине – для этого не нужно ехать в лучшие вузы Европы и США. Проблема состоит в том, что желания учиться у большинства наших чиновников местного уровня нет. Никто не хочет признаться в своей некомпетентности и непонимании определенных процессов. Из-за этого множество общин столкнулись с проблемами, связанными с провалом бюджетирования. И это при том, что используя множество открывшихся у нас возможностей и обогащаясь опытом успешных ОТГ, новые руководители ОТГ и сотрудники исполкомов имеют все шансы преобразить подведомственные им территории до неузнаваемости...