RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

"Сломанные зубы" Чернышова: почему Минрегион заморозил последний этап децентрализации

В правительстве до сих пор не установили систему контроля над территориальными общинами

В правительстве до сих пор не установили систему контроля над территориальными общинами Алексей Чернышов Фото: УНИАН

В новом политсезоне одни из самых важных вопросов, которыми будет заниматься Зе-власть, касаются реформирования архитектурно-строительного контроля и завершения многострадальной децентрализации. За их воплощение отвечает Министерство развития общин и территорий во главе с Алексеем Чернышовым, и дела в упомянутых сферах далеко не всегда идут гладко. Где пробуксовывает государственная машина – разбирался "Апостроф".

Провальный контроль за строительством

Полтора года назад премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что строительная сфера — одна из самых коррумпированных и подход к ее очищению должен быть системным. Его преемник Денис Шмыгаль назвал ГАСИ "клещом на здоровом теле строительного рынка, который заражает его коррупцией и является основным генератором этой коррупции", и вслед за Гончаруком пообещал ликвидировать инспекцию и подготовить соответствующую реформу, заниматься которой должен был Минрегион.

В итоге правительство ликвидировало Государственную архитектурно-строительную инспекцию и создало вместо нее три новых органа власти. Собственно, обновленную ГАСИ, Госинспекцию градостроения и Госагентство по вопросам технического регулирования градостроения. Но уже в декабре 2020 года все три структуры ликвидировали, восстановив единый орган по надзору за строительством. Результаты такого реформаторского "творчества" оказались плачевными.

Затеявшие реформу чиновники и политики не имели элементарного понятия о том, как выдаются документы на строительство, но хотели отменить чуть ли не все разрешения, но в реальности выдача документов из-за реформы превратилась в то еще испытание, и за прошлый год ввели в эксплуатацию вдвое меньше квадратных метров, чем в 2019-м. Кроме того, взятки за разнообразные разрешения, по информации представителей стройкомпаний, возросли чуть ли не вдвое. За время "успешной" реформы успело смениться уже полдесятка руководителей органов архстройконтроля, но никто из них не запомнился какими-то успехами. Руководство Минрегиона при этом продолжает благостно вещать о полной дерегуляции отрасли, скором внедрении всевозможных удобств для застройщиков с инвесторами, а также прочих прекрасных вещах, которые пока никак не соотносятся с реальностью.

Министр "в тени" децентрализации

Не менее значимым направлением, которое курирует Минрегион, является завершение многострадальной реформы децентрализации. В прошлом году в Украине завершился процесс объединения общин, 1469 ОТГ получили новые полномочия, уменьшилось и количество районов, вместо 490 теперь их 136. Тем не менее, в процессе укрупнений не обошлось без грубых ошибок, говорит "Апострофу" Анатолий Ткачук, директор по науке и развитию Института гражданского общества.

"На 2019 год у нас было создано около 100 ОТО, созданных способом добровольного объединения, занимавшие 46% территории страны и в которых проживало около 70% населения. Нужно отдать должное нынешнему созыву парламента и правительству Гончарука, которые приняли решение о завершении создания ОТО административным порядком, чтобы в 2020 году местные выборы прошли на новой основе. Но на этом этапе совершили ошибку: создали некоторые общины площадью 1,5 -2 тыс кв. км, включив в них 70-80 населенных пунктов. Причем большинство таких общин созданы на границе в Россией, и это опасно", - говорит эксперт.

Ткачук отмечает, что в прошлом году сократили количество районов, и райсоветы по факту перестали быть органами местного самоуправления, которые представляют интересы общины. У них отобрали источники существования и полномочия. Все имущество передается в новосозданные ОТО, что во многих случаях завершится или уже завершилось разрушением этого имущества. К тому же часть услуг, которые жители сельских территорий могли получать на районном уровне, теперь им недоступны.

В свою очередь, глава ОО Институт развития территорий Юрий Ганущак говорит "Апострофу", что децентрализация – это достаточно небольшая часть работы министерства.

"Если речь идет о региональном развитии, то Чернышов – не первый министр, который "ломает зубы" на этой теме. Пример: сейчас в вопросе планирования территорий нет прогресса, именно министерство должно разработать весь перечень документов насчет планирования территории громад, но работа идет очень медленно. Сейчас основную работу по реформе делает комитет, там больший интеллектуальный потенциал", - говорит Ганущак.

По мнению эксперта, Минрегион продуцирует документы не лучшего качества, именно поэтому важнейший для завершения децентрализации законопроект №4298 "О местных госадминистрациях" подавался депутатами профильного комитета.

"В Минрегионе считают, что они уже все знают и понимают. Документы, которые подает министерство - откровенно говоря, не лучшего качества. По законопроекту №4298 я работал с профильным комитетом, а не с Минрегионом. Еще один очень важный документ - законопроект о порядке решения вопросов админтеррустройства №4664, поданный министерством - надеюсь, мы коренным образом переработаем в комитете, ведь в нем достаточно много ошибок", - утверждает эксперт.

Где защита от местного сепаратизма и феодализма?

Важность принятия законопроекта №4298 в том, что председатель РГА сможет координировать органы местного самоуправления, контролировать выполнение государственной политики на местах и сможет обжаловать решение местной общины в суде. После публикации решения органа местного самоуправления председатель РГА будет 30 дней на то, чтобы отправить местной общине свою аргументацию, почему этот акт противоречит законам Украины или Конституции. Если общество не реагирует, председатель РГА обращается в суд. Также представители органа местного самоуправления по желанию могут провести консультации с РГА относительно законности своих решений или перед принятием актов передать их на проверку в РГА.

То есть в рамках действующей Конституции райгосадминистрациям предоставляют префектурные функции, и от того, примут ли законопроект №4298 и в каком виде, зависит, будет ли продолжаться децентрализация. Специалисты отмечают, что проекту не хватает прописанной возможности прекращать полномочия местных советов в случае принятия решений, угрожающих безопасности и территориальной целостности Украины.

"В законе не определено, что делать с местным советом, если там заправляют сепаратисты. Надо предоставить возможность председателю РГА прекращать полномочия местных советов", - говорит Юрий Ганущак.

Его поддерживает Анатолий Ткачук, который обращает внимание на то, что ресурсы и полномочия уже фактически переданы на места, но ответственности за решения местных органов самоуправления пока нет.

"Реформа предусматривает передачу полномочий, ресурсов и ответственности. Первые два пункта из этого списка уже переданы на места, а ответственность не установлена. То есть, госнадзора за законностью актов органов местного самоуправления нет. Говорят, что этим должны заниматься префекты, для которых нужно изменять Конституцию, но систему надзора очень просто внедрить через местные госадминистрации, ведь главы местных администраций отвечают за соблюдение законности на своей территории. Что, собственно, и собираются сделать в №4298", - отмечает эксперт.

Алексей Чернышов не стремится комментировать важные моменты этого документа, которые фактически несут очень большую угрозу если не сепаратизма, то уж точно безнаказанного феодализма. Кроме того, в профильном комитете парламента не скрывают, что сотрудничество с Минрегионом плодотворным назвать очень сложно, о чем, собственно, говорит тот факт, что принятый в первом чтении законопроект №4298 разработали не в Кабмине, а именно в Раде.

Эксперт МЦПИ Игорь Петренко считает, что в регуляторной политике министерства есть проблемы, да и в работе с ОТО тоже есть много неоднозначных моментов, но в то же время много сложностей в работе Минрегиона - из-за того, что разработана далеко не вся нужная нормативная база.

Таким образом, Чернышов с подчиненными пока не попал ни в один крупный скандал, но в то же время в значительной мере устранился или не смог навести порядок с "реформированным" архстройконтроля. Что касается децентрализации, то министр, кажется, считает эту тему слишком опасной для себя, и никаких прорывных инициатив в этом плане от Минрегиона мы, скорее всего, не увидим. Возникает вопрос – а кто же тогда, как указано в официальном названии органа, будет "развивать общины и территории"?

Читайте также

Новини партнерів