К августу задолженность по зарплатам в Украине приблизилась к 2 млрд грн. Как сообщила Государственная служба статистики, за месяц совокупный долг предприятий вырос на 2,5%. Львиную долю долгов сформировали компании промышленного сектора преимущественно из Луганской и Донецкой областей. Однако война — далеко не единственный фактор, влияющий на ситуацию с зарплатами. Не меньший "вклад" вносят жесткая фискальная политика и потеря промышленными предприятиями рынков сбыта.
С начала года долги по зарплатам перед украинцами выросли почти вполовину. К 1 августа задолженность достигла свыше 1,963 млрд грн, сообщил Госстат. Явными "лидерами" по долгам остаются Луганская и Донецкая область, часть территорий которых подконтрольны самопровозглашенным ЛНР и ДНР. Общая задолженность этих двух регионов составляет едва ли не половину всей суммы долга — порядка 869 млн грн. Статистика сводилась без учета зоны проведения АТО. Следовательно, реальная цифра долга перед работниками донбасских предприятий может быть гораздо большей. Это касается и общей суммы долга по всей стране: по самым оптимистичным оценкам, порядка 40% украинской экономики находится "в тени", а значит, почти половина фонда оплаты труда не проходит по официальной бухгалтерии компаний.
Директор департамента социальной политики Федерации работодателей Украины (ФРУ) Юрий Кузовой называет ситуацию с долгами позорной. По его словам, если говорить о членах ФРУ, то долги перед сотрудниками накопили преимущественно предприятия с долей государства свыше 50%. Задолженность у частного сектора весьма несущественна, уверяет собеседник.
"Частные предприятия имеют долги потому, что не могут рассчитаться с работниками из-за неуплаты предприятиями государственного или бюджетного сектора по заказам", — отметил Кузовой. По его словам, это далеко не единственная причина накопления долгов у бизнеса. Речь также идет о несвоевременном и неполном бюджетном возмещении НДС, жестких требованиях фискальных органов платить авансовые платежи, высоком уровне налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, дороговизне энергоносителей, а также утрате рынков сбыта, в том числе и российских. "В основой массе — это объективные причины, которые зависят от конъюнктуры", — объясняет эксперт. Хотя не стоит исключать, что причиной накопления долгов являются умышленные действия топ-менеджмента и собственников бизнеса. "Есть такие работодатели, которые умышленно, пользуясь ситуацией, используют средства не для того, чтобы в первую очередь рассчитаться с работниками, а направляют на какие-то не связанные с производством нужды", — рассказал собеседник из ФРУ.
Промышленные предприятия больше остальных задолжали перед работниками. Из совокупной суммы долга на промпредприятия приходится свыше 1,3 млрд грн не выплаченных вовремя зарплат. Причем больше всего долгов накопили шахты. По данным Госстата, в сфере добычи угля задолженность достигла свыше 529 млн грн. Еще почти 0,5 млрд грн из общей суммы долга можно считать заведомо пропавшей, так она приходится на предприятия-банкроты.
Эксперты сдержанно оценивают перспективы погашения долгов. Как отметил первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергей Прохоров, есть надежда, что с активизацией деловой активности в сентябре-октябре ситуация в промышленном секторе несколько стабилизируется. Следовательно, предприятиями удастся сократить задолженность перед сотрудниками. Но говорить о полном расчете не приходится до восстановления экономики, уверен эксперт из УСПП. "Проблема не только в выплате зарплат. В 2016 году мы можем иметь проблему невыплат пособий по безработице. Наполнение фондов будет отставать от потребностей, учитывая, что уже на следующий год объявлены масштабные сокращения, прежде всего — государственных служащих. Все они пойдут в центры занятости. Потребности в выплатах вырастут на треть", — полагает Прохоров. Что же касается частного сектора, то, по словам собеседника, массовые увольнения пока не планируются. "Можно сказать, что те, кто хотел и собирался сократить штат, уже это сделали", — подчеркнул Сергей Прохоров.