RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Церковные предпочтения украинцев определяют власть и война на Донбассе

Результаты социологических исследований показывают, что количество сторонников УПЦ КП в Украине за два года значительно выросло

Результаты социологических исследований показывают, что количество сторонников УПЦ КП в Украине за два года значительно выросло Православные украинцы по-прежнему разделены на два конфессионных лагеря, но с началом боевых действий на Донбассе популярность УПЦ КП постоянно растет, в то время как количество прихожан УПЦ МП уменьшается Фото: Максим Сидоренко

Последние социологические исследования и оценки религиоведов свидетельствуют, что симпатии украинцев к той или иной религиозной конфессии в значительной степени зависят от политической власти в Украине. Кроме того, важным фактором, который сегодня определяет выбор граждан, в какую из церквей ходить на молитву, является война на Донбассе, рассказали эксперты в ходе круглого стола, организованного Открытым православным университетом Святой Софии-Премудрости (УПЦ МП) и КМИС.

В мае этого года Киевский международный институт социологии провел ежегодный опрос относительно конфессиональной принадлежности украинцев. Данные исследования были обнародованы во время заседания круглого стола на тему религиозно-конфессиональной самоидентификации населения по данным опроса общественного мнения. Как показывает исследование, по состоянию на май 2016 года к УПЦ МП относят себя более 12% опрошенных, в то время как к УПЦ КП — почти половина опрошенных (49%). В 2010 году можно было наблюдать несколько иную картину: тогда только треть украинцев относила себя к УПЦ КП.

Результаты опросов КМИС, проведенных в июне 2010 и мае 2016 годов

Скажіть, до якої конфесії/церкви Ви належите?

Кількість респондентів

Відсоток

Різниця відсотків

Варіанти відповідей / Рік опитування

2010

2016

2010

2016

Українська Православна Церква (Київський Патрiархат)

552

917

34,2

48,7

14,5

Українська Православна Церква (Московський Патрiархат)

293

234

18,2

12,4

-5,8

Українська Автокефальна Православна Церква

38

16

2,4

0,8

-1,5

Греко-католицька церква

148

120

9,1

6,4

-2,8

Римо-католицька церква

8

15

0,5

0,8

0,3

Протестантськi християнськi церкви

13

20

0,8

1,1

0,3

Мусульманська

11

4

0,7

0,2

-0,4

Iнша конфесiя

15

4

0,9

0,2

-0,7

Вiруючий, але не належу до жодної конфесiї

385

386

23,8

20,5

-3,3

Iнша вiдповiдь

11

20

0,7

1,1

0,3

Невiруючий, атеїст

111

88

6,9

4,7

-2,2

Важко сказати / Не знаю

29

59

1,8

3,1

1,4

Разом

1614

1881

100,0

100,0


Материалы круглого стола, организованного КМИС и Открытым православным университетом Святой Софии-Премудрости.

Похожий опрос провел также центр Разумкова в марте нынешнего года. По данным этого опроса, к УПЦ МП себя относят 15% опрошенных, а к УПЦ КП - 25%. В то же время 21% респондентов идентифицируют себя как просто "православные".

Результаты исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 25 по 30 марта 2016 во всех регионах Украины (за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей).

УПЦ (МП)

УПЦ (КП)

УАПЦ

Просто православний

Не знаю

2000

9.2

12.1

1.3

38.6

4.6

2005

10.6

14

0.8

33.4

1.9

2010

23.6

15.1

0.9

25.9

1.6

2013

19.6

18.3

0.8

28.8

2.5

2014

17.4

22.4

0.7

28.1

1.4

2016

15

25

1.8

21.2

2

Сумма процентов не равна 100, поскольку в таблице не приведен процент тех, кто не относит себя к православным. Опрошено 2018 респондентов старше 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает - 2,3%. Исследование осуществлялось при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине.

Несмотря на отличия в данных, оба исследования показывают, что на сегодняшний день поддержка УПЦ КП возросла, а поддержка УПЦ МП снизилась. Как объясняют религиоведы, одной из причин является отказ руководства УПЦ МП осудить агрессию РФ на востоке Украины.

Религиовед и народный депутат Виктор Еленский, опираясь на исследования центра Разумкова, подчеркнул, что доверие населения к руководству Московского Патриархата снижается. "Если митрополиту Владимиру в 2010 году доверяли 54%, то митрополиту Онуфрию (митрополит УПЦ МП, - "Апостроф") в 2016 году - 31%. Патриарху Кириллу (патриарх РПЦ, - "Апостроф") в 2010 году доверяли 44%, а сейчас доверяют 19% ", - отметил Еленский. Он добавил, что уровень доверия к руководству УПЦ КП и УГКЦ практически не изменился.

Социологи объясняют, что популярность той или иной конфессии в значительной степени зависит от политических обстоятельств и от того, кто в текущий момент находится у власти в Украине. По словам Виктора Еленского, популярность УПЦ КП постоянно растет, с 1993 года к этой Церкви принадлежало больше верующих, чем к УПЦ МП. "Все исследования до 2008-2009 годов показывали, что существенно больше респондентов манифестируют свою принадлежность к Киевскому Патриархату, чем к Московскому. Ситуация изменилась в 2008 году и очень ощутимо в 2009 году, но только для того, чтобы потом, с началом войны, снова измениться в пользу Киевского Патриархата", - отмечает Еленский. Приверженность украинцев к УПЦ МП в 2008-2009 годах Еленский объясняет тогдашней проукраинской позицией церковного руководства, в частности покойного митрополита Владимира Сабодана.

Как показывают социологические опросы, после прихода к власти президента Виктора Януковича УПЦ МП стала пользоваться большей общественной поддержкой, которую начала терять только с началом войны на востоке Украины.

Социологи также подчеркивают, что количество зарегистрированных общин у двух крупнейших церквей в Украине не соответствует количеству населения, которое их поддерживает. В частности, заместитель директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко объясняет, что когда украинцы хотят изменить конфессию, то преимущественно переходят индивидуально, а не целыми общинами.

"Казалось бы, если так увеличилась доля верных УПЦ КП, то должен происходить переход общин из одной конфессии в другую, но мы видим, что таких переходов целых общин очень мало. За последний год-два всего 31 община перешла из Московского в Киевский Патриархат", - отмечает социолог. Он также объясняет, что целыми общинами верующие преимущественно переходят в селах, где есть только один храм, и именно поэтому в таких селах зачастую происходят конфликты на конфессиональной почве. Потому что если община отделяется, то она не может перейти в другое помещение, а должна "взять с собой" целое здание.

Заместитель директора департамента по делам религий при Министерстве культуры Лариса Владиченко также указывает на влияние политического режима в стране на деятельность церкви, в частности в вопросе регистрации религиозных общин.

"Регистрация религиозных общин в определенные годы осуществлялась в ручном режиме. Если посмотреть срез, то мы можем увидеть, что с 1996 по 2004 год происходил наибольший прирост количества общин УПЦ МП. Примерно до тысячи единиц ежегодно. Вы можете соотнести это с политикумом, который был у власти в это время. С 2004 по 2008 год УПЦ МП регистрирует до 200 общин в год, а затем с 2009 по 2013 год сначала возрастает до 500 общин в год, а сегодня снова 250 общин в год регистрируется. Проведя определенные параллели, можно понять, почему УПЦ МП превосходит по количеству общин", - отметила Владиченко "Апострофу".

Это мнение поддерживает и религиовед Александр Саган, который подчеркивает, что экс-президент Леонид Кучма "активно развивал УПЦ МП", а другим Церквям оказывали сопротивления в регистрации общин, особенно на востоке Украины. Более того, в некоторых случаях общины заставляли присоединяться к УПЦ МП.

"Я на выходных был в Батурине, Глухове, Конотопе и наслушался историй о том, как люди создавали десятку-двадцатку Автокефальной Церкви (УАПЦ, – "Апостроф"), затем приезжал епископ Московского Патриархата, приезжало руководство района и города, и они силой переосвящали храм в Московскую патриархию, и таких случаев было очень много", - объясняет религиовед. Именно поэтому, по его словам, нередко бывают случаи, когда украинцы ходят в храм одной конфессии, но в социологических опросах говорят, что поддерживают другую.

Саган вспоминает, как, будучи консультантом президента Виктора Ющенко в 2005 году, помогал общине УПЦ КП зарегистрироваться в Донецкой области, и сделать это было практически невозможно. "Вроде и чиновники все "за", но насколько эта процедура максимально усложняется… Я не говорю о выделении земли, а просто о регистрации общины. Срезали кресты, жгли вагончики, разрушали уже возведенные строения… Много чего происходило, и сегодня государство поплатилась за это. А там, где есть общины Киевского Патриархата, - там сепаратизм минимальный", - резюмирует Саган.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства