RU  UA  EN

четверг, 25 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Цифра не складывается. Что мешает Украине стать инновационной?

Почему цифровая трансформация общества должна стать государственным приоритетом

Почему цифровая трансформация общества должна стать государственным приоритетом Фото: pixabay.com

Цифровая революция – процесс глобальный, затрагивающий все без исключения государства и все сферы общественной жизни. Одни уверены, что бурное развитие и внедрение цифровых технологий в итоге приведет к значительному сокращению рабочих мест, установлению тотального контроля государства над обществом, едва ли ни к диктатуре посредством современных технических средств. Другие эти страхи опровергают, доказывая, что никакого сокращения занятости не будет, а будет перераспределение и даже рост количества рабочих мест в связи с появлением новых специальностей.

Цифровой фундамент

Как бы то ни было, сегодня очевидно, что процесс дальнейшей цифровизации общества – неизбежен. Исследование Всемирного банка "Цифровые дивиденды" именно об этом, о преимуществах "цифры".

Помимо непосредственных атрибутов цифровизации, таких как уровень развития в конкретной стране цифровой инфраструктуры, доступность (в том числе – и в финансовом отношении) мобильной связи и Интернета, наличие различных информационных сервисов, важным фактором, влияющим на возможность получения гражданами бонусов от цифровизации (тех самых "цифровых дивидендов") авторы доклада считают наличие так называемого "аналогового фундамента". Это понятие включает три составляющих - развитие соответствующей нормативно-правовой базы, нужных "цифровых" навыков у граждан (рабочих, предпринимателей и госслужащих), а также наличие подотчетных государственных институтов, использующих Интернет для расширения прав и возможностей граждан. Проще говоря, уровень инновационности государства прямо зависит от того, какой фундамент для ее развития создает государство. Эндрю Скотт, консультант Всемирного банка, правильно отметил: "Нужно чтобы это (развитие цифровых технологий, - ред.) осуществлялось в рамках национальной политики".

Украинский цифровой "минус"

Согласны с таким утверждением и украинские эксперты, опрошенные "Апострофом". К примеру, исполнительный директор Ассоциации инновационного развития Украины (UAID) Юрий Пивоваров объясняет низкое место Украины в международных рейтингах цифрового развития именно отсутствием "цифры" в числе приоритетов для власти.

"Главную причину нынешнего отставания Украины я вижу в отсутствии целенаправленной политики государства и отсутствии стратегии развития цифровой экономики. А, соответственно, когда нет стратегии, у государства отсутствуют и инструменты для развития этой сферы. Поэтому нас обходят даже Беларусь и Россия, которые давно поняли необходимость в этих вещах", - полагает Юрий Пивоваров.

Так же считает и глава комитета Верховной рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко.

"Я постоянно говорю на всех возможных уровнях – и в рамках своей парламентской деятельности, и на встречах с руководством Кабмина, Администрации президента, и во время выступлений на различных форумах – о необходимости проведения более активной и действенной "цифровой" политики и принятия на государственном уровне стратегии цифрового развития Украины. Более того, по инициативе нашего комитета, а также прогрессивных представителей в правительстве и АП, при участии общественных активистов, которые входят в Hi Tech Office Украины, такая стратегия, краткосрочный ее вариант, уже практически создана. Речь идет о документе под названием "Цифровая адженда Украины 2020". При ее подготовке был использован опыт ведущих в технологическом плане стран, а также учтены реалии самой Украины. "Адженда" уже прошла широкое обсуждение на комитетских слушаниях и получила позитивные отклики от специалистов и общества. Теперь ее положения нужно лишь слегка доработать и зафиксировать на государственном уровне в виде официального документа. Но для этого нужна политическая воля у руководства страны", - прокомментировал Данченко.

Но когда речь заходит о законопроектах, связанных с цифровыми технологиями, украинская власть почему-то демонстрирует нежелание проводить реформы. Один из примеров – законопроект "Об основных принципах кибербезопасности", который в Раде провалился как раз из-за отсутствия политической воли.

Еще одним фактором, влияющим на уровень цифровизации в стране, эксперты считают отсутствие со стороны государства инициативы по созданию внутреннего спроса на цифровые продукты.

"В Украине много талантливых IT-шников, которые работают на аутсорсинг. Около 97-98% IТ-услуг идут на экспорт, потому что у нас не создан внутренний спрос. Причем спроса нет как со стороны государства, так и со стороны промышленности. Со стороны государства - из-за непонимания необходимости и актуальности этого вопроса. В свою очередь для бизнеса просто не создаются стимулы, чтобы внедрять новые технологии", - пояснил Юрий Пивоваров.

Такая ситуация, по мнению исполнительного директора UAID, возникла вследствие двух основных причин. Во-первых, элементарной некомпетентности представителей власти, которые не понимают, насколько в современном мире развитие всех процессов, прежде всего – экономических, зависит от цифровых технологий. Во-вторых – это неверная идеология, определяющая отношения власти и бизнеса.

"Опыт развитых стран показывает, что для развития высоких технологий в стране необходимо внедрять их в госструктурах, медицине, армии, образовании, и без государственного влияния сделать просто невозможно. Вы посмотрите, какие стратегии использовали эти развитые страны, когда они только становились на путь развития этой сферы", - подчеркнул Юрий Пивоваров.

А как "у них"?

В отличие от Украины, страны, где технологическое развитие активно поддерживается государством, демонстрируют потрясающий прорыв в самых разных областях, связанных с "цифрой". К примеру, в Скандинавских странах на сегодняшний день практически полностью отказались от наличных – это позволил сделать курс государства на развитие инфраструктуры электронных платежей, а также помогло избежать различных теневых и коррупционных схем.

В Южной Корее государство пошло по пути поддержки больших корпораций, обеспечивая им определенные преференции на условиях их инвестиций в инновационное развитие. Сегодня эта страна - один из мировых технологических лидеров в мире. В Сингапуре государство активно развивает концепцию "цифрового", или как его еще называют, "умного" города – где большинство процессов, связанных с управлением и обслуживанием городской инфраструктуры – регулирование движения, планирование застройки и так далее, будут полностью автоматизированы.

Эстония также пошла по пути повсеместного внедрения "цифры" в государственные процессы. Сегодня граждане там с помощью электронных сервисов могут осуществить буквально любые действия, связанные с выполнением государством его функций – от получения справки, до выборов президента. Эстония, к слову, стала первой страной, которая ввела голосование в Интернете, как легальный способ отдачи голосов на выборах.

Еще один яркий пример поддержки цифровизации со стороны государства являет собой Израиль. Здесь, как объяснил Юрий Пивоваров, государство пошло по пути поддержки личных инновационных инициатив граждан.

"В этой стране был создан "Офис главного ученого", который в прошлом году был реформирован в "Израильское управление инноваций". Это государственная структура, которая вкладывает 400 млн долларов в год исключительно в поддержку стартапов. Точнее даже не стартапов, а просто идей, которые затем могут перерасти в стартапы. В год этот офис финансирует порядка 1700-1800 проектов. То есть, если у вас есть идея, и есть команда хотя бы из трех человек – вы уже можете получить финансирование в размере 200, 300, 400 тысяч долларов – для начала ее реализации" - рассказал Пивоваров.

Китай известен своей жесткой политикой в Интернете (прежде всего, в отношении зарубежных интернет-сервисов), тем не менее, если дело касается внутренних разработок и инициатив, китайские власти стараются всячески поддерживать и стимулировать технологический прогресс, развивая тем самым собственную экономику. Всемирно известный сервис "Алибаба" сегодня является ведущей платформой электронной торговли в мире.

В Украине же, считает Данченко, если и делаются попытки "оцифровать" процессы, связанные с функциями государственной власти, то какие-то неполноценные.

"Уже несколько месяцев в Верховной раде тормозится процесс принятия закона "Об электронных доверительных услугах", реализация которого стала бы настоящим прорывом в развитии электронных услуг. Речь идет о возможности использовать мобильную сим-карту и банковские карты для идентификации граждан и получения с их помощью целого спектра разнообразных услуг. Также до сих пор не приняты законы о хранении данных в "облаках", об электронных коммуникациях, не внедрено взаимодействие между существующими в стране реестрами разных ведомств, хотя этот шаг позволил бы сэкономить миллионы, если не миллиарды государственных средств", - рассказал глава комитета ВР по информатизации и связи.

Чего не хватает Украине

Украина обладает огромным потенциалом, вполне позволяющим повторить успех других стран в вопросе цифровизации.

"У нас достаточно мозгов, которые можно привлечь к цифровым преобразованиям: специалистов в IT-сфере в Украине хватает. Но это пока хватает. Ведь в последние годы наметилась опасная тенденция увеличения их оттока за рубеж. У нас также относительно неплохо развита коммуникационная база, потенциально позволяющая организовать населению доступ к самым разным цифровым сервисам.

Чего у нас нет, это, как я уже отмечал – политической воли двумя ногами встать на "цифровой путь", как это сделали другие страны. То есть отсутствует взвешенная цифровая политика. Отсюда и затягивание принятия нужных законов, и пробелы в цифровом образовании граждан, и отсутствие важных государственных институтов, отвечающих за цифровые преобразования", - отметил Александр Данченко.

Вторая проблема, о которой говорят многие на рынке – это отсутствие структуры. Об этом говорит не только рынок, первый вице-премьер Степан Кубив подчеркивал, что считает важным создание отдельного госоргана, отвечающего за цифровую экономику в стране. На первом этапе, считает Кубив, можно создать должность заместителя министра, которому можно было бы делегировать ответственность за проекты в сфере цифровизации.

Согласен с таким подходом и исполнительный директор UAID Юрий Пивоваров.

"Если говорить о ближайших цифровых перспективах Украины, то я ожидаю два важных события: подписание Кабмином Плана (цифровых реформ, – ред.), и, было бы неплохо, создание межправительственного офиса по вопросам координации – под кем-то из вице-премьеров, или при премьере. Сегодня в этой сфере задействовано слишком много различных министерств, и если кто-то не будет их координировать, то ничего из этого и не выйдет. Поэтому, действительно, нужен единый офис, который бы координировал выполнение каждым министерством своей части работы в этом направлении", - подчеркнул Юрий Пивоваров.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также

Марш домой! Как сработает отмена консульских услуг за границей

Эксперты скептически отнеслись к идее введения ограничений по работе консульств

Многие спрашивают, будет ли новое наступление на Киев - офицер Сил обороны

Офицер Евгений Тихий - о помощи Украине, попытках россиян осуществить новое наступление и вероятности контрнаступления ВСУ

Оккупационные войска продолжают атаковать окрестности Часового Яра - офицер бригады "Рубеж"

Офицер бригады Рубеж Владимир Черняк рассказал о ситуации в Часовом Яру и планах россиян захватить город