RU  UA  EN

понедельник, 20 мая
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.45
НБУ:USD  39.35
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Город нельзя назвать естественной средой обитания человека: интервью с психологом Валентином Кимом

Валентин Ким Фото: Апостроф / Дмитрий Олейник

Жизнь в городе, что это, подарок судьбы или проклятие? Чем больше мы работаем, тем больше мы подобны шестеренке в огромном механизме и тем быстрее человеку приходится в нем крутиться. Ежедневно толкаясь в общественном транспорте, дыша испарениями выхлопных газов, борясь за каждый сантиметр пространства в метро, мы постепенно превращаем свою жизнь в выживание. Ритм большого города не отпускает людей, не дает полноценно расслабиться. А если уставший от работы гражданин попробует отдохнуть на выходных в квартире, то в этот день его сосед обязательно устроит ремонт. Среднестатистическому жителю крупного украинского города постоянно приходится испытывать стресс. Это изматывает и травмирует психику, делая человека уставшим и раздражительным.

Чтобы понимать, какие именно факторы городской среды представляют опасность и что с ними можно сделать, мы встретились с психологом Валентином Кимом. Разумеется, влияние городской среды не ограничивается влиянием на психику, но именно от её состояния будет зависеть то, сможем ли мы принимать правильные решения и способны ли осознанно и рационально реагировать на проблемы окружающей среды. О том, что является главным источником наших бед и какие следует принимать меры - далее в интервью.

- Последнее время приходится читать все больше новостей о том, что уровень загрязнения воздуха в Киеве значительно превышает норму. В первую очередь речь идет о загрязнении воздуха угарным газом. Как влияют автомобильные выхлопы на психику человека?

- Сам факт загрязнения влияет не на психику, а на социологию и невротические состояния. Мы получаем информацию о загрязнении и переживаем по этому поводу. Эти переживания и имеют первостепенное значение. Если общество, живущее в загрязненной среде, не задумывается об этом, то сам фактор загрязнения на психику никак не влияет. Но если общество начинает актуализировать эту проблему, начинает с ней бороться, если начинаются эмоциональные дискуссии по поводу экологии, то тогда этот фактор станет стрессовым.

Стресс это не то, что с нами происходит, а то, как мы воспринимаем то, что с нами происходит. Если говорить об угарном газе, то для психики СО это больше информационный стрессор. С медицинской точки зрения совершенно очевидно, что влияние СО на организм является отрицательным. Но сам СО не воздействует на психику, на неё воздействуют тяжелые металлы.

- Ртуть, марганец?

- Ртуть, марганец, цинк. Но чтобы получить отравление, должна быть настолько высокая концентрация металлов, что нужно лечь прямо под выхлопной трубой и дышать какое-то время. Загрязнение воздуха влияет на организм в целом и не вызывает особенные психические реакции. По большому счету это социальная проблема, нежели психологическая.

- Но как избавиться от осознания того, что воздух отравлен?

- В первую очередь нам нужно развивать экологическую грамотность. Для того, чтобы мы могли чувствовать себя защищенными, мы должны быть осведомленными. Мы должны научиться правильно воспринимать информацию о происходящих процессах. Что у нас меняется, что у нас не меняется, кого мы опережаем в плане экологической частоты, от кого мы отстаем. Тем более, что в разных регионах степень экологической чистоты/загрязненности разная. И динамика разная.

В Украине произошло огромное количество позитивных изменений, которые мы не заметили. С тех пор как в конце 90-х в России, а в частности в Смоленской области, закрылась масса предприятий тяжелой промышленности, Днепр стал значительно чище. Закрылось огромное количество предприятий, которые свои сточные воды сбрасывали в Днепр. Экология Днепра улучшилась, но мы это не заметили, потому что это не в тренде.

Валентин Ким: "Экология Днепра улучшилась, но мы это не заметили"Фото: Getty images

Мы обращаем гораздо больше внимания на то, что представляет угрозу, чем то, что представляет покой и умиротворение. Мы до сих пор живем в иллюзии опасности этого мира. Мы до сих пор не удовлетворили свои нижние потребности по Маслоу, в первую очередь потребность в безопасности и это заставляет нас так возбужденно реагировать на то, что происходит в сфере экологии.

- Городской транспорт - это целый комплекс дискомфорта, тряска, духота, давка, отсутствие личного пространства, минимальный стресс гарантирован, но к чему это может привести в дальнейшем?

- Давки в общественном транспорте стали особенностью нашей социальной культуры. Безусловно, общественный транспорт имеет самое прямое отношение к воздействию на нашу психику. От давки, от суеты человеческая агрессия случается чаще, чем от отравления тяжелыми металлами. Это особенность человеческого социального поведения. Если мы возьмем группу адекватных людей, засунем в замкнутое пространство и создадим им максимум неудобств, мы неизбежно повысим уровень конфликтности. Это естественно. Поэтому всем людям необходимо жизненное пространство. Чем больше людей напихивают в тесную маршрутку, тем больше по экспоненте возрастает вероятность конфликтов.

Наш общественный транспорт работает по такому же принципу. В неудобное, ограниченное пространство мы забиваем большое количество людей и повышаем уровень конфликтности. Это создает условия для широчайшего спектра негативных воздействий. В каждом городе есть свои отрицательные стороны. У каждого мегаполиса есть свои «зоны турбулентности». Эти зоны являются источником массовых беспорядков, высокого уровня преступности, они являются провокативными факторами недовольств по самым разным поводам. В большинстве городов мира такими зонами являются конкретные локации. Клиши или Клиньянкур в Париже, Гарлем в Нью-Йорке, Ислингтон в Лондоне. У нас же такой локацией является общественный транспорт.

- Может такой стресс-фактор привести к психическому заболеванию?

- Если у человека есть склонность к депрессивным состояниям, тогда транспорт может быть тем стресс-фактором, который вызовет у него депрессивное состояние. Маршрутка может вызывать агрессию, если у вас есть склонность к агрессии, меланхолию, если у вас есть склонность к меланхолии. Но влияние общественного транспорта - это не причина, а сопутствующее условие возникновения того или иного психического расстройства. Вешать на маршрутки абсолютно всех собак не стоит.

- Город - это постоянный шум. Как влияет уровень шума на нервную систему, какие возможны последствия и что с этим делать?

- Тут три момента. Шум сам по себе является стресс-фактором. Из-за шума наша психика постоянно находится в состоянии возбуждения. Когда мозг обрабатывает больше звуковых сигналов, он потребляет больше энергии, постоянно находится в работающем состоянии. От этого мы становимся более восприимчивыми и к другим стресс-факторам.

Валентин Ким: "Шум сам по себе является стресс-фактором"Фото: Getty images


Что можно посоветовать? Мы можем избавляться от постороннего, неуправляемого с нашей стороны шума с помощью собственного, управляемого. Работая в помещении где много людей, можно надеть наушники и слушать шум прибоя, щебетание птиц, журчание ручья или просто белый шум, который позволяет человеку сконцентрироваться на том, что он делает. Этот шум позволяет перебить отвлекающий звуковой фактор из окружающей среды и таким образом уберечь свою психику. Рекомендация номер один, конечно же, это наушники и экологичные в плане звуковой гигиены музыкальные и звуковые программы с приятными звуками. Второй способ - это беруши. Закрываем уши и даем своему мозгу возможность отдохнуть.

А когда мы приходим домой, нам нужна полная звукоизоляция. К сожалению, мы часто находимся в условиях, когда нам мешают соседи. Но нам нужно стремиться создавать такие зоны комфорта, где шум полностью исключен, нужно давать мозгу перезагрузиться. Повышенное присутствие шума приводит к тому, что наша психика приходит в негодность.

Если вы чувствуете что вы эмоционально выгорели и уже не способны работать, то вам нужен отпуск. Желательно уехать куда-то, где никаких шумов кроме природных не существует. И пока вы не почувствуете, что отдохнули, – не прекращайте отдых.

- Из-за яркой и беспорядочной рекламы мы вынуждены часто переключать внимание на внешние раздражители, тем самым способствуя понижению концентрации. Как можно от этого спастись?

- Мы все заложники современного маркетинга. Количество информации постоянно увеличивается и мы никуда от этого не денемся. Экология мегаполиса это отдельная сфера. Для того, чтобы человеку в мегаполисе жилось комфортно, нужно избавить его от очень многих раздражителей. Но можно ли создать идеальный мегаполис? Скорее всего нет.

Хотя упорядочивать рекламу в большом городе нужно. Во-первых, рекламная продукция само по себе часто создает проблемные ситуации. Например размещение рекламы вдоль дорог и, особенно, в зонах требующих повышенного внимания как водителей, так и пешеходов. Нужно принимать стандарты, ограничивать рекламу по размеру бордов, яркости красок, дистанции от проездных и опасных дорожных зон.

Во-вторых, излишнее рекламное пространство снижает эстетическую составляющую города. Попробуйте представить любой украинский город вообще без рекламы. Я вас уверяю, он от этого станет только лучше. Вы станете обращать внимание на красоту архитектуры, на краски природы, на людей, окружающих вас, в конце концов.

- Возможно, стоит создавать коммерческие зоны отдыха в городской среде?

- Это интересная идея. Определенные зоны, где не будет рекламы, шумов, где будет много деревьев, птиц, водопадов. Вода, кстати, обладает мощным психотерапевтическим эффектом. В любом виде, будь это умывание, питье или наблюдение за текущим или падающим потоком воды. Это связано с тем, что мы как биологический вид оформились в определенных экологических условиях. Наша биологическая родина находится в лесосаванне, где много холмов, пролесков, открытых пространств, есть вода.

Валентин Ким: "Вода, кстати, обладает мощным психотерапевтическим эффектом"Фото: Апостроф / Александр Гончаров


Журчание воды, шум ветра в кронах деревьев воспринимаются нами как приятные звуки, потому что в этой сфере мы формировались как вид. Любое погружение человека в эту среду оказывает на нас благотворное воздействие. Поэтому создание островков свободы от агрессивной внешней среды мегаполиса, тишина, покой, много зеленого цвета, журчание воды, определенная влажность, минимальный шум, это то, что позволит человеку «подзаряжаться».

Подобные свободные зоны были бы очень полезны и для каждого конкретного человека и для города в целом. Ведь есть определенные рейтинги городов по уровню комфорта, уровню развития. Думаю проекты по созданию подобных зон комфорта были бы отличным вложением в развитие человеческого капитала любого города.

- Влияет на наше настроение высота зданий?

- Это индивидуально. Если вы выросли в мегаполисе, где были окружены высотками, где вас эта обстановка будет восприниматься как родная. Если вы житель сельской местности, то с детства привыкли в другой форме окружающего мира. И тогда любые высотные здания не будут давать вам возможности ощутить себя «дома».

Хотя в целом человеку как виду комфортнее обитать на равнинах, на холмистой местности, поэтому требования к этажности домов ограничиваются пятью этажами. Невысокие здания не воспринимаются как громадины, которые закрывают солнце. Если же человек живет в колодцах дворов, то это негативно влияет на психологическое состояние.

Но даже если человек привык к такой среде и воспринимает её положительно, общая социальная среда в высотной застройке будет негативная, потому что замкнутое пространство приводит к более агрессивному социальному поведению. В замкнутом пространстве обостряется ощущение территориальности, практически любое животное в замкнутом пространстве будет вести себя более агрессивно.

Плотная городская застройка ограничивает количество территории. Люди начинают более жестко отстаивать границы своих районов, формализуется доступ в чужие территории. У подростков, например, очень четко развивается чувство территориальной собственности. Необходимость зайти в чужой двор, в чужой район уже является стресс-фактором. Если ты двигаешься по чужому району – ты ощущаешь стресс. А если высотность застройки этого района большая, то уровень стресса будет еще выше.

Ведь людей, выросших в мегаполисе, все равно тянет на природу к речке на шашлычок, в естественную среду обитания.

- Дворец способен поднять нам настроение, а хрущевка может производить гнетущее впечатление, но насколько важна эстетическая сторона архитектуры для восприятия людей?

- Мы получаем удовольствие не от дворца, а от того, что считаем эстетикой. По большему счету все зависит от воспитания. Есть многие архитекторы, которые создают шедевры из стекла и бетона. Пример – японский архитектор Тадао Андо. Его архитектурные произведения никогда не облицовываются. Только голый серый бетон, сталь и стекло. Но это считается красивым. Неподготовленный человек не сможет получить от его искусства никакого эстетического удовольствия. Если нас учат получать удовольствие от эстетически грамотных вещей, тогда мы можем этим наслаждаться. Так что архитектурная эстетика – это вопрос педагогики в первую очередь.

Художественная галерея в Токио. Архитектор Тадао АндоФото: Getty images

Просто когда мы говорим о районах, застроенных хрущевками, мы имеем в виду не столько само строение, сколько общую организацию жилья, неудобство логистики, изношенность инфраструктуры и отсутствие благоустроенности. В той же Польше или Чехии есть множество городков с массовой плановой застройкой 60-70 годов прошлого века. Но жить в этих районах удобно и приятно. Так что дело не столько в архитектуре, сколько в благоустроенности города.

- Как влияет организация городского пространства на психическое состояние человека?

- Идеальный город построит невозможно, всегда будет кто-то, кто недоволен. Тем не менее любой город можно улучить. Урбанистика говорит о том, что для комфорта человеку необходимо открытое пространство. К примеру железнодорожные пути и трамвайные рельсы необходимо убирать. Дело в том, что рельсы воспринимаются как преграда. Суицидологи проводили исследование и пришли к выводу, что более разветвленная железнодорожная сеть негативно влияет на уровень самоубийств. Там, где больше железных дорог и больше их плотность – уровень самоубийств больше. Железных дорог в городе быть не должно или они должны быть заключены в тоннели.

В городе нужно больше зеленых пространств, парков, лесонасаджений и соответствующей инфраструктуры доступа к этим зонам. Человек не должен добираться пол дня до ближайшего парка, зона отдыха должна быть в зоне прямой видимости.

Важную роль играет и освещенность. Если человек живет на нижних этажах, к нему должны попадать лучи солнца. Нормально, если солнце проглядывает из-за деревьев, но если его перекрывают другие дома – это проблема. Поэтому и этажность, и плотность застройки играют первостепенное значение.


- А как влияют цвета зданий на наше восприятие?


- Природные цвета воспринимаются очень хорошо и помогают нашей психике прийти в состояние успокоения. Если цвета теплые - они успокаивают и дают энергию. Красный цвет возбуждает и одновременно утомляет. Черный цвет достаточно депрессивный. Нельзя забывать и про сочетание цветов, к примеру серый сам по себе не очень красивый, но вместе с розовым он может выглядеть весьма интересным. Главное – сочетаемость.


- Человеку, как биологическому виду, свойственно строить большие города, но насколько можно считать город естественной средой обитания человека?

- Антропология нам показывает, что на протяжении двух с половиной миллионов лет люди жили групами по 100-150 особей. Во всем мире люди селились небольшими группами. Одному человеку свойственно поддерживать контакты с небольшим количеством людей. Есть даже такое число Данбара, оно говорит о количестве социальных связей, которые может поддерживать человек, это от 100 до 230 особей. Поэтому нельзя назвать город естественной средой обитания человека.

Однако город предоставляет человеку массу возможностей для профессионального и интеллектуального развития. Многие современные профессии могут существовать только в больших городах. Трудно представить себе профессионального оперного певца живущего и работающего оперным певцом в маленьком городишке. Для цивилизации нужны мегаполисы, а для мегаполисов нужны люди. Все взаимосвязано.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также

Всем ли мужчинам нужен штрих-код ТЦК: разъяснение Минобороны

Кому с 18 мая обязательно нужно получить VIN-код в ТЦК - спикер Минобороны Украины Дмитрий Лазуткин объяснил для всех украинцев

Мобилизация осужденных: смогут ли воевать те, кто сидит по тюрьмам

Нардепы приняли закон о мобилизации осужденных - кто из зеков сможет воевать и на каких позициях

Уперлись и выдохлись: что происходит на севере Харьковской области

Россияне не смогли продвинуться вглубь украинской территории