На днях нардепы приняли закон, согласно которому дети с оккупированных территорий и "серой зоны" смогут поступать в вузы свободной Украины без сдачи ВНО – только экзамены. Эта законодательная инициатива моментально расколола не только парламент, но и украинское общество, мол, место жительства абитуриента не должно быть причиной для предоставления каких-либо льгот при поступлении. Между тем новый закон не на шутку встревожил оккупационные администрации Л/ДНР: на время вступительной кампании террористы "запечатали" пункты пропуска со своей стороны и даже придумали фейки, только бы удержать абитуриентов в "республиках". Как идет борьба за студентов между Украиной и "русским миром", и в каком состоянии так называемое высшее образование в оккупации, разбирался "Апостроф".
Денег нет
После оккупации все крупные вузы Донбасса сменили прописку и перебрались на подконтрольную территорию, а их нелегитимные двойники остались работать в ОРДЛО.
"Более того, они остались на той материальной базе, которая создавалась Украиной все эти годы, поэтому они еще и неплохо устроились", - рассказывает "Апострофу" представитель Донецка в Минской ТКГ Сергей Гармаш.
Главная проблема вузов в ОРДЛО – катастрофическая нехватка абитуриентов.
"На пять тысяч выпускников, которые в этом году закончили школу, у нас в высшем образовании было предусмотрено порядка восьми тысяч бюджетных мест. То есть у нас конкурса (при поступлении в вузы) нет", - жаловался главарь луганских боевиков Леонид Пасечник.
Не лучше ситуация и в ДНР.
"Тут и бюджетников жесткий недобор, что уже говорить о контрактниках, которых практически нет. Сами посудите, кому охота платить за обучение в вузе, диплом которого ничего не значит. А ведь контрактники всегда были источником живых денег для университета, - рассказывает "Апострофу" Валентина, сотрудница ДонНТУ, некогда популярнейшего технического вуза Восточной Украины. - Отсутствие денег приводит к тому, что тотально экономят на всем, начиная от коммунальных услуг, заканчивая зарплатами персоналу. Доходит буквально до абсурда: в университете не было обычных лампочек, а финансирования нет. Обратились в Минобразования – нужны расходники. Нам посоветовали поехать на Октябрьский (микрорайон в Донецке, существенно пострадавший от боевых действий, так как примыкает к аэропорту, - "Апостроф") и повыкручивать лампочки там в разрушенных домах".
Качество знаний абитуриентов, которые все же поступают в вузы ОРДЛО, также оставляет желать лучшего.
"Дело даже не в том, что абитуриентов нет совсем, дело в том, что их качество сильно сузилось. Для того чтобы оправдать наличие кафедр в вузах, как правило, берут кого попало, то есть людей, которые и не собирались учиться, а просто шли за дипломом, потому как он давал определенные карьерные возможности, - добавляет Сергей Гармаш. - Кроме того, там существенная проблема с преподавательскими кадрами, ведь большинство ученых все же уехало, а на первые позиции вышли люди, которые при украинской власти по уровню своего образования не могли претендовать на какие-то высокие должности".
Ученый Игорь Козловский, преподававший в Донецком национальном техническом университете, и вовсе был арестован боевиками по причине "неблагонадежности"
Плюс ко всему, со студентами ведется мощная пропагандистская работа.
"Безусловно, с детьми работают идеологически, - говорит "Апострофу" ученый-религиовед из Донецка, экс-пленник ДНР Игорь Козловский. - Дети воспринимают это по-разному, преимущественно скептически, но определенное влияние есть, особенно, если не хватает альтернативной информации, то это влияет на сознание".
Поэтому совершенно не удивительно, что боевики пытаются всеми силами удержать студенческий ресурс внутри псевдореспублик.
Борьба за детей
Президентский законопроект об упрощенном поступлении абитуриентов из оккупации в украинские вузы был зарегистрирован в ВР 24 июня, а уже 28 июня главарь донецких террористов Денис Пушилин решает закрыть единственный работающий пункт пропуска через линию разграничения "Еленовка". Официальная причина – "сложная ситуация с COVID-19 на подконтрольной Киеву территории". Однако закрытие КПВВ удивительным образом совпало с тестированием по украинскому языку и литературе, которое состоялось 30 июня и является обязательным для всех абитуриентов. Правда, 7 июля КПВВ открыли, но сроки сдачи обязательного ВНО по украинскому уже прошли.
Вместе с тем 1 июля Пушилин снимает ограничения на выезд в Россию, где ежедневно прибавляется по 6-7 тысяч новых зараженных коронавирусом.
"Незаконные вооруженные формирования просто использовали повестку с COVID-19 для закрытия КПВВ в период прохождения ВНО, - рассказывает "Апострофу" директор "Восточной правозащитной группы" Вера Ястребова. - Неоднократно нам сообщали люди, что боевики их открыто спрашивали на блокпостах: "Куда вы едете? Поступать? Ну, потом не возвращайтесь сюда".
"Мы зарегистрировались на ВНО по украинскому языку на 30 июня, но у нас отняли возможность его пройти, - рассказывает "Апострофу" бабушка выпускника из Донецка Ирина. - Теперь будем регистрироваться на дополнительную сессию в августе, но что и как будет - никто не знает. Если снова не выпустят, значит, будем терять год, а что делать".
Одновременно оккупанты вбрасывают фейк: СБУ специально выманивает на подконтрольную территорию абитуриентов из оккупации, чтобы обвинить их в сепаратизме.
"Мы понимаем, что поддавшиеся обещанному поступлению молодые люди будут использованы представителями СБУ для давления на родственников", - заявил так называемый заместитель начальника управления "Народной милиции" ДНР Эдуард Басурин.
Зачем оккупанты так нагнетают ситуацию?
Стратегически – для усиления будущей военной экспансии на Украину.
Десятилетний мальчик демонстрирует боевой пистолет и нож, Донецк, 2015 год
"Образование молодежи входит в единую стратегию по интеграции жителей ОРДЛО в РФ. Цель – сделать так, чтобы как можно меньше детей уехало из ОРДЛО в Украину. Никто этого и не скрывает, - поясняет "Апострофу" представитель омбудсмена в Луганской и Донецкой области Павел Лисянский. – Идет борьба за умы молодежи. Российская власть понимает, что ее электорат уже стар, и им нужно максимально проводить омоложение. Им нужны те люди, которые в будущем будут отвоевывать территории, а пока опереться особо не на кого. Это показали события так называемой "русской весны", когда в РФ думали, что они просто раздадут оружие и за них массово пойдут воевать. Но это не сработало. Поэтому им нужны новые люди. Кроме того, в самой России националистические силы недовольны тем, что РФ заполнена представителями нацменьшинств, соответственно в Кремле есть группа влияния, которая выступает за то, что в России должны жить русские, а украинцев они считают русскими и единым народом".
В этом контексте недавнее заявление Путина о потребности России в "притоке новых граждан", "носителях русского языка и русской культуры" отчетливо иллюстрирует ситуацию.
На тактическом уровне план по отдалению молодежи Донбасса от Украины успешно выполняется оккупантами уже давно.
"Сейчас в вузах ОРДЛО прошли сокращения, в основном гуманитарных факультетов, и такого обилия профессий и специальностей, какое было до войны, ни в Донецке, ни в Луганске нет. Но детям дали "альтернативу": так называемое образование в военных корпусах имени Захарченко, куда активно берут подростков со старшей школы, - уверяет Ястребова. - Россия не вкладывает средств и не поддерживает высшее образование на территориях ОРДЛО. Это спланированная акция для проведения социальной селекции: РФ делает упор именно на высшее образование на своей территории, а что касается рабочих профессий, то обучение им сохраняется на местах в ОРДЛО. Ну, просто это выгодно с экономической точки зрения. Политика такая: закончил школу, послушал гимн, а потом выезжай в Россию".
Слова правозащитницы подтверждаются недавним заявлением Леонида Пасечника.
"Смысл в чем: у нас вся детвора с высшим образованием, а работать некому. Мне важно, чтобы у нас появились в "республике" рабочие специальности", - заявил Пасечник.
Под этим соусом в ЛНР затеяли так называемую оптимизацию высшего образования, которая по факту поставит выпускников перед выбором: либо с риском для безопасности ехать поступать в украинские вузы, либо без риска уезжать в Россию.
"А Российская Федерация делает все для того, чтобы разорвать интеграцию абитуриентов из ОРДЛО в вузы Украины. Например, подписывается множество меморандумов и соглашений между российскими вузами, ЛНР и ДНР. Россией принимаются программы, которые обеспечивают финансирование детей через стипендии. Агрессор активно использует месседж, что Украина не хочет видеть детей с Донбасса в украинских вузах. Через 5-6 лет вопрос с поступлением детей из ОРДЛО в принципе не будет актуален, если не будет других эффективных процессов реинтеграции", - резюмировала Ястребова.