RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Украина и Парижское соглашение: продолжится ли олигархический дерибан на пепелище?

Изображение Pexels с сайта Pixabay

В начале года правительство Украины заявило о намерении присоединиться к Европейскому зеленому курсу, общей стратегической программе действий стран ЕС, в центре которой - амбициозный план перехода к климатически нейтральной Европе до 2050 года. По сути речь идет о перезапуске экономики Евросоюза во всех секторах: в следующие 30 лет антропогенные выбросы парниковых газов от энергетики, промышленности, транспорта и землепользования планируется полностью устранить. Евросоюз приглашает правительство Украины к сотрудничеству в этом проекте. Если мы согласимся, то появится реальный шанс начать реиндустриализацию Украины на новых "зеленых" технологиях. Почему мы не спешим использовать такую возможность и что мешает?

Вызов: климатический кризис

На сегодня проблема изменений климата уже не является чем-то отдаленным. Мы уже чувствуем негативные последствия на себе - повышение среднегодовых температур, аномальные ливни, наводнения, засухи, жара, пожары и пылевые бури.

Мир нуждается в немедленных действиях в энергетическом секторе, который ответственен за большую часть антропогенных выбросов парниковых газов путем сжигания ископаемого топлива. Ключевыми инструментами для сокращения выбросов СО2 и метана, главных парниковых газов, является повышение энергоэффективности и переход к возобновляемым источникам энергии, которые способны обеспечить 90% необходимого сокращения.

Если не сокращать объемы добычи и сжигания ископаемого топлива - угля, нефти и газа, то дальнейшие последствия изменений климата будут еще более масштабными и разрушительными. В частности, в случае потепления на 4°C, уровень Черного моря повысится более чем на метр, а тысячи населенных пунктов и части крупных прибрежных городов Украины, в частности Одессы и Херсона, могут быть частично или полностью затоплены.

Глобально, ко второй половине XXI века, мы можем потерять половину всех форм жизни на планете, а также столкнуться с новыми крупными социальными потрясениями, в частности массовой миграцией и конфликтами за воду и землю.

Ответ: климатическая реиндустриализация

Чтобы города во всем мире и инфраструктура, которая поддерживает их жизнедеятельность, начали меняться необходимыми для спасения от изменений климата темпами, нужно новое общественное представление об экономическом развитии.

С широким внедрением возобновляемых источников энергии, которое началось в 2000-х годах, Европа вступила в новую энергетическую эпоху, прокладывая путь для остального мира. В сочетании с быстрым прогрессом информационно-коммуникационных технологий возобновляемые источники энергии создают основу для децентрализованных систем с горизонтальными потоками энергии и данных - нового «Интернета Энергии». Одновременно будет происходить цифровая оптимизация производства, дистрибуция и утилизация товаров - переход к безотходной круговой экономике.

По словам всемирно известного экономиста-визионера, главного идеолога Европейского зеленого курса Джереми Рифкина, мир уже вступает в Третью промышленную революцию. Он описывает технологическую платформу как три Интернета: коммуникационный, энергетический и логистический, которые сближаются и начинают действовать как единое целое. С распространением технологии 5G общий Интернет Вещей объединяет эти три элемента для управления, энергообеспечения и движения (логистики) экономической деятельности. И это - не просто концепция будущего. Это - стратегический индустриальный курс, который выбрали для себя Евросоюз и Китай, чтобы технологически и экономически воплощать полную декарбонизацию.

В Европе элементы этого курса заложены еще в начале 2000-х годов, они диктовались стремлением к устойчивому развитию. Китай, столкнувшись с катастрофическими последствиями загрязнения окружающей среды и убийственным смогом, присоединился к курсу в Третью промышленную революцию в начале 2010-х. После подписания Парижского соглашения их интересы все больше сближаются и именно они определяют повестку дня глобальной климатической политики. Для решения проблемы изменения климата Евросоюз и Китай запускают новую промышленную революцию.

Украине еще не поздно стать важным звеном в глобальной кооперации между ЕС и Китаем и способствовать ускорению глобального «зеленой» промышленной революции. Мы все инструменты для этого: для мероприятий на национальном уровне общественные эксперты разработали Дорожную карту климатических целей до 2030 года, которая охватывает ключевые секторы экономики и определяет меры по сокращению выбросов парниковых газов в каждом из них.

Несмотря на Соглашение об ассоциации с ЕС и Договор об Энергетическом сообществе, Украина не спешит присоединяться к Зеленому курсу. Более того, она движется в противоположном направлении под давлением сиюминутных интересов нескольких финансово-промышленных групп.

Почему мэры украинских городов поддерживают цели Парижской соглашения, а государство - нет?

Украинское правительство сейчас пересматривает национальный вклад к 2030 году (НВВ2) и должно представить его международному сообществу осенью 2020. В конце прошлого года Минэкоэнерго объявило о пересмотре Энергетической стратегии Украины до 2035 года и разработке интегрированного Национального плана по энергетике и климату на 2021-2030 гг в соответствии с требованиями ЕС. Все эти документы должны быть согласованы и предоставлять четкий план мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов. Но не все по плану.

Текущее состояние дел в государственном управлении очень далеко от согласованности с обязательствами. Этому мешают интересы нескольких крупных олигархических финансово-промышленных группи о-российских коллаборационистов, которые задействованы в схемах импорта ископаемого топлива от северного соседа и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Но продолжение дерибана залежей ископаемого топлива и остатков советской энергетической инфраструктуры может быть затруднено растущим сопротивлением на местном уровне и стремлением лучшей судьбы для многих городов и общин.

В отличие от фактически заблокированного олигархами национального уровня, климатическая политика на уровне городов стремительно развивается. Это обусловлено прежде всего тем, что внедрение "зеленых" инициатив, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, стало действенным способом решения локальных проблем: от улучшения состояния окружающей среды и условий жизни, до стабилизации затрат на энергоресурсы и оживление местного регионального экономического развития.

На городском уровне потребность в адаптации к изменениям климата и декарбонизации экономики меняет процессы принятия решений в вопросах развития инфраструктуры, средне- и долгосрочного планирования и привлечения инвестиций, в том числе международных. Это позволяет мэрам вернуть себе контроль над стратегическими сферами, в частности энергетической и транспортной политики.

Например, Житомир с привлечением международных средств провел термомодернизацию зданий коммунальной сферы и значительно сократил потребление газа, развивается электротранспорт - курсирует все больше современных троллейбусов и все меньше грязных дизельных маршруток. Каменец-Подольский также демонстрирует значительные успехи в повышении энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, в частности модернизирована система центрального отопления города построена современная био-ТЭЦ, работающая на отходах сельского хозяйства.

Администрации таких прогрессивных городов рассматривают переход от ископаемого топлива к возобновляемой энергии и мероприятия по энергосбережению не как обязательство, а как возможность социально-экономического развития. Они стремятся стабильно обеспечивать свою общину дешевой, чистой, безопасной и устойчивой энергией. Кроме того, города хотят быть лидерами в процессах, которые ученые считают неотложными: повышение энергоэффективности, замещение ископаемого топлива на неисчерпаемые возобновляемые источники энергии.

Время выбирать: реиндустриализация или окончательное разрушение

Если текущий олигархически ископаемый курс в стратегических отраслях государства будет сохраняться следующие 5-10 лет, судьбу Донбасса - социально-экономический коллапс - могут повторить другие регионы Украины. Если не изменить вектор движения, нас ждет дальнейшее разрушение инфраструктуры, опустошение окружающей среды, экономический упадок, уничтожение демократического управления и установления диктатуры. Ситуация с оккупированным Крымом превращает прогнозируемые в условиях изменений климата войны за воду в реальную угрозу. Во всех смыслах наша страна и весь мир в условиях климатического кризиса уже одной ногой в пропасти. Самое время оглянуться и изменить курс.

Готовя Второй национально определенный вклад в Парижское соглашение, Украина стоит перед историческим выбором: закрыть себя в состоянии заложника, продолжая финансировать коррупционеров и олигархов, которые получили контроль над залежами ископаемого топлива и советской энергетической инфраструктурой, или поддержать Европейский зеленый курс и предоставить приоритет мерам по энергосбережению и развития возобновляемых источников энергии. Последовательные меры в этих сферах гарантируют долгосрочную энергетическую безопасность и независимость. В сочетании с амбициозными климатическими целями до 2030 года они способны запустить процесс "зеленой" реиндустриализации Украины.

Читайте также