У Украины пока есть пространство для маневра. В случае дальнейшего отсутствия прогресса в переговорах по "Минску" в связи с неконструктивной позицией Москвы, Киев может предложить сменить "нормандский формат" на другой. Сейчас очень важно – продолжение переговорного процесса для достижения результатов. Такое мнение высказал "Апострофу" посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине в 2010-2017 годах Александр Левченко.
Национальный украинский интерес на Донбассе - мир и возвращение людей с оккупированными территориями. Первым шагом к миру на Донбассе станет прекращение огня на долгосрочной основе, разведение войск на многих участках линии соприкосновения, обмен всех удерживаемых лиц. Начальный алгоритм понятен и обозначен в Минских соглашениях. Дальше идут вопросы посложнее.
Первая проблема - отсутствие реализации п.10 документа: "Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп", что должны выполнить боевики и российская сторона. Это критически важное условие для возвращения временно оккупированных территорий Донбасса. Однако больше обязательств у украинской стороны, а некоторые из них очень дискуссионные в обществе: имплементация п. 5 "Обеспечение помилования и амнистии", п. 11 - о вопросе статуса временно оккупированных территорий, п.12 – местные выборы. Когда проводятся эти выборы, ст. 12 не уточняет, но в ст. 9 говорится, что "восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно начаться в первый день после выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования". Вот здесь большая проблема.
"Фомула Штайнмайера" попыталась уточнить п.12 Минских соглашений, однако проблематику ст. 9 она не решает.
Обозначу возможные пути решения ситуации. Пункт помилования и амнистии есть во всех мирных соглашениях там, где были вооруженные конфликты. Везде запрещено амнистировать военных преступников и преступления против человечности. Поэтому абсолютно неточно, что "Минск" позволяет реабилитировать преступников. Следующее – местные выборы на временно оккупированной территории. Это обычный пункт многих мирных соглашений, включая Хорватию, которая выполнила это обязательство как часть мирной реинтеграции временно оккупированной территории.
Читайте также: Путин добился в Украине всего: почему говорят о новой войне
Здесь нужно только помнить о возможности участия в выборах внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которые согласно хорватскому сценарию, могут проголосовать даже по месту своего временного пребывания. Если же вы разрешаете ВПЛ взять участие в местных выборах в Украине этой осенью по месту временной прописки, то потеряете больше миллиона голосов, в случае проведения позже выборов на неподконтрольной территории, ибо голосовать дважды на местных выборах запрещено.
А что касается статуса временно оккупированных территорий, то в "Минске" четко прописан алгоритм: решение вопроса путем проведения децентрализации. Неплохо, по хорватскому сценарию, предоставить бывшим неподконтрольным территориям статус свободной экономической зоны, о чем уже заявил новый главный переговорщик в ТКГ Леонид Кравчук.
Очень дискуссионный вопрос, как провести местные выборы на временно оккупированной территории, если там находятся оккупационные войска и сепаратистские администрации. "Минск" говорит, что выборы проходят по украинскому законодательству и при полном международном контроле. Но этот процесс не может обеспечиваться оккупационными администрациями в присутствии оккупационных войск. Тогда нужно договариваться, чтобы п.10 был выполнен до проведения местных выборов, при этом Украина должна иметь контроль над границей хотя бы в виде представителей ОБСЕ. Это очень непросто, но с помощью международных партнеров можно попытаться решить, оставаясь в рамках "Минска", либо пойти по хорватскому сценарию, и привлечь к решению вопроса миротворцев ООН во главе с Переходной международной администрацией (ПМА).
Миротворцы могут реально проконтролировать выполнение ст.10 о разоружении и выводе всех незаконных вооруженных формирований, а ПМА перебрала бы на себя все главные функции управления на неконтролированной украинским правительством территории, и организовать проведение там местных выборов. Здесь проблемным будет обход вето РФ при принятии соответствующей резолюции Советом безопасности ООН о направлении в Украину миротворцев. Однако нужно действовать. Даже в случае неудачи, можно нанести огромные политические и имиджевые потери Кремлю, в случае использования РФ права вето.
Что касается текста Минских соглашений, наверное, он мог бы быть и получше, но украинская переговорная делегация в силу ряда причин не смогла принять более благоприятный вариант. При этом нужно понимать, что в феврале 2015 года ни о каком соглашении о капитуляции боевиков вообще не могло быть и речи. Вопрос был о политико-дипломатическом урегулировании и создании правовых предпосылок для мирной реинтеграции временно оккупированных территорий вместе с определенными политическими уступками. Очевидно, что если бы под Дебальцево была победа украинских войск, то и документ был бы получше, хотя и ненамного, ибо он рамочный. Если не допускать свободных интерпретаций текста противоположной стороной, он может привести к мирному возвращению временно оккупированных территорий. Таких интерпретаций несколько. Самая опасная – вопрос автономии. Здесь четко нужно помнить: в документе нет упоминания об автономии временно оккупированных территорий, тем более широкой автономии, на чем настаивает РФ и ее политические союзники у нас.
Минские соглашения кто-то называет миром на условиях противника, где текст был написан в Кремле, а украинская сторона в сентябре 2014 года и феврале 2015 года его вынужденно подписала, поэтому позже просто имитировала работу по их выполнению. Но если мы приняли соглашение под давлением западных партнеров, тогда что же мы предлагали подписать взамен, а если под давлением РФ – тогда почему была проявлена слабость. Кроме того, получается, что на протяжении ряда лет был прав Кремль, обвиняя Киев в нежелании выполнения Минских соглашений, что мы всегда отрицали.
Читайте также: В "Слуге народа" задумали перенос переговоров из Минска. Узнали, какие могут быть варианты и чего ждать дальше
Что касается радикальных сил, то они считают мирную реинтеграцию проигрышной для национальных интересов, выдвигая единственной альтернативой военное решение. По сути, это призыв к широкомасштабному военному конфликту с РФ, ибо с переходом наших войск линии соприкосновения, уже через несколько часов будет задействована многотысячная регулярная российская армия.
Многие предлагают отказаться от Минских соглашений и подписать "Минск-3", который был бы более выгодным Киеву, однако такой документ не подпишет Москва. Париж и Берлин будут не против нового документа, но категорически будет против РФ. Так что подписать "Минск-3" очень проблемно, а военная операция – смертельно опасно. Есть вариант политического тупика – и тогда остается замороженный конфликт, но это в случае полного провала всех переговоров.
Пока украинская сторона имеет пространство для маневра. В случае дальнейшего отсутствия прогресса в переговорах по "Минску" в связи с неконструктивной позицией Москвы, Киев может предложить сменить "нормандский формат" на другой. Проще всего активизировать формат стран - подписантов Будапештского меморандума. Там говорится о гарантиях территориальной целостности Украины, там такие мощные международные игроки, как США и Великобритания. На эту международную площадку целесообразно включать и вопрос Крыма – ибо события на Донбассе стали следствием оккупации РФ полуострова. Нежелание Москвы обсуждать оккупацию Крыма ничего не значит. Даже лучше начать обсуждение путей решения этой проблемы без Кремля. А если Москва принципиально продолжит бойкот, вынести консолидированную позицию стран-участниц формата на обсуждение Совбеза ООН и ОБСЕ.
Поэтому сейчас очень важно – продолжение переговорного процесса для достижения результатов. Минск как место переговоров уже не подходит, его надо менять. И если нам удастся достичь мира, будьте уверены, это будет хорошей основой для экономического роста Украины и улучшения качества жизни каждого украинца.