В Умани завершается празднование иудейского Нового года - Рош га-Шана, которое в этом году пришлось на 18-20 сентября. В этом сезоне из-за карантинных ограничений город принял менее 3 тыс. паломников-хасидов, вместо обычных 30-50 тысяч. Подготовка к празднованию проходила в условиях политического противостояния и опасений уманчан по поводу возможной вспышки в городе COVID-19. "Апостроф" выяснял социально-политические условия, в которых проходило празднество, а также какая именно кошка пробежала между горожанами и хасидами.
Праздник с политическим подтекстом
Умань – населенный пункт в самом центре Украины, который можно назвать "городом пяти дорог". Каждый год сюда едут десятки тысяч хасидов, чтобы помолиться на могиле основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана и отпраздновать иудейский Новый год – Рош га-Шана. В этом сезоне подготовка к очередному массовому визиту стала предметом жестких политических баталий. Мэр Умани Александр Цебрий в знак протеста против приезда граждан из стран "красной зоны" даже провел ночь под зданием Офиса президента.
Был риск срыва празднований вообще, но ограниченную группу паломников все же пропустили в страну.
"По нашим данным, на территории Умани находится около 2,5 тыс. паломников-хасидов. Часть из них прибыла, а часть проживает на территории города на постоянной основе. Правоохранителей для охраны порядка было задействовано больше, чем в прошлом году. Сейчас службу несут 560 полицейских. Вокруг микрорайона, где находятся паломники, действует пять пропускных пунктов, на которых проверяют документы, проводят дезинфекцию и температурный скрининг", – сообщила "Апострофу" инспектор сектора мониторинга Уманского отдела полиции Наталия Мельник.
По данным Черкасской областной полиции, празднование Рош га-Шана в этом году прошло без существенных эксцессов.
Активный участник местной общины брацлавских хасидов Хаим Хазин полагает, что в этом году ситуацию с приездом паломников использовали для пиара в преддверии местных выборов.
"Мне очень жаль, что хасидов использовали для выборов….Можно было это (организация въезда и пребывания хасидов в городе – "Апостроф") сделать по-другому, но сейчас все бегут из Умани. Бизнес не хочет вкладывать деньги там, где нет стабильности. Мне очень жаль, что так происходит, что такими действиями портят имидж города", – заявил Хаим Хазин, не уточнив, кто именно использовал ситуацию в политических целях.
Критики ограничений (в основном предприниматели, зарабатывающие на туристах) еще до праздников заявляли, что руководство города перед местными выборами просто имитирует заботу о здоровье уманчан и идет на поводу у "паникеров". Их аргументы сводились к тому, что от сердечно-сосудистых заболеваний и травм, полученных в результате ДТП, в стране умирает гораздо больше людей, нежели от осложнений, связанных с COVID-19.
У местной власти были свои резоны для существенного ограничения въезда иностранцев. Как настаивает городской голова Умани Александр Цебрий, большая часть горожан была против массового паломничества в этом году.
"Уманчане единогласно подняли вопрос, и я их в этом поддерживаю, что в этом году можно потерпеть, не заработать этих денег (от приема паломников – "Апостроф"), но главное – жизнь и здоровье. Не могу сказать, связано ли это с паломниками или нет, но сегодня мы имеем колоссальную вспышку коронавируса в городе – более 90 случаев инфицированных и больных COVID-19. Хотя еще пару месяцев назад этот показатель равнялся нулю", – сказал в беседе с "Апострофом" Александр Цебрий.
Социальные портреты
Умань – небольшой провинциальный город в Черкасской области, в котором все друг друга знают и все друг от друга зависят. В общении с местными четко ощущается, что многие из них боятся "наговорить лишнего". Особенно если разговор заходит о паломниках. Кто-то просто не хочет показаться грубым и нетолерантным, а кто-то опасается взболтнуть лишнего о бизнесе "на хасидах", существенная часть которого функционирует в тени.
Отношение уманчан к приезжим во многом зависит от того, как часто они сталкиваются с религиозными туристами. Наиболее скептично в отношении них настроены жители микрорайонов вблизи ул. Пушкина, где компактно проживают паломники, работники сферы услуг (продавцы, официанты, парикмахеры), работники рынка, таксисты и перевозчики. По их жалобам, иностранные визитеры шумят, мусорят и хамят.
"Хасидов, которые приезжают сюда, можно разделить на три группы. Первая – состоятельная, культурная и реально набожная публика. Они прибывают буквально на пару дней, потому что дома их ждут семья и бизнес. Вторая часть – "средний класс", приезжающий сюда чуть ли не целыми семьями. Тут они живут и молятся дольше, так как их спонсирует община. И третья категория – это единоверцы, которых более богатые хасиды отправили сюда помолиться вместо них, оплатив им дорогу и проживание. Больше всего проблем возникает именно с этим контингентом. Для них поездка в Умань – это, прежде всего, возможность "оттянуться" по полной программе. Именно они конфликтуют с местными", – рассказал в беседе с "Апострофом" Владимир Т., работающий администратором в одном из "хасидских" отелей.
Таксисты и водители микроавтобусов, доставляющих приезжих в Умань, могут часами рассказывать о своем опыте общения с религиозными туристами. И далеко не всегда этот опыт положительный.
"Как и везде, пассажиры среди этой публики бывают разные. Одни едут спокойно и молятся, другие - скандалят, дебоширят, предъявляют претензии на ровном месте. Некоторые из них весьма неряшливые, могут сходить по малой и даже по большой нужде прямо в салоне автобуса. Буквально каждый водитель в Умани, которых я знаю, сталкивался с этим. Многие из них просто терпят, потому что нужно работать, но знаю и таких, которые высаживали особо неадекватных пассажиров между Киевом и Уманью", – рассказывает местный водитель автобуса Дмитрий Б.
"Хасиды не обслуживаются"
Распространение COVID-19, карантинные ограничения, и связанные с этим социально-экономические сложности лишь разогрели скрытые противоречия между уманчанами и приезжими. Горожане опасались, что массовый визит паломников из Израиля, который оказался в "красной зоне", приведет росту заболеваемости в Умани.
Вспышка инфекции гарантированно означает введение жесткого карантина со всеми вытекающими последствиями: потеря работы, простой бизнеса, перевод детей на дистанционное обучение, которым большая часть родителей крайне недовольны.
Пару недель назад собственники одного из кафе в Умани оскандалились, выставив у входа в заведение табличку с надписью на украинском и иврите: "Хасиды не обслуживаются! COVID-19". По жалобе Объединенной Еврейской общины, городская полиция завела уголовное дело по статье "нарушение равноправия граждан". Хозяин заведения признался, что сам установил табличку. Свои действия он пояснил якобы стремлением не допустить распространение коронавируса в городе.
История с кафе – только вершина айсберга. Как стало известно "Апострофу" из достоверных источников в бизнес-среде Умани, собственники одной из самых крупных городских служб такси дали распоряжение диспетчерам и водителям заказы от хасидов не принимать. Собственники кампании полагают, что именно эта группа пассажиров якобы некультурно себя ведет в салоне и, порой, отказывается платить за проезд.
Параллельное сосуществование
Следующая причина социальных трений – фактическое создание на территории города закрытого микрорайона, живущего по собственным правилам, и в котором самим уманчанам не всегда рады.
Еще лет десять назад, жители микрорайона вокруг улицы Пушкина зарабатывали тем, что сдавали жилье паломникам. Сейчас все несколько иначе. Часть хасидов осела в Умани на постоянное место жительство, и активно ведет тут бизнес. Они построили свои гостиницы, рестораны, кафе, магазины и сопутствующую социальную инфраструктуру. Получается, что сейчас на паломниках делают бизнес сами единоверцы, а местные в основном трудятся наемными рабочими. Как следствие, часть уманчан уверена, что город "ничего не получает" от потока религиозных туристов, и поэтому как бы "неважно", сколько именно паломников прибывает на Рош га-Шана.
Уманский голова говорит, что во время празднования Рош га-Шана местный бюджет получает неплохие поступления, но в то же время признает, что часть бизнеса, связанного с приемом паломников, находится в тени.
"В прошлом году во время празднования Рош га-Шана в местный бюджет поступило 7,5 млн гривен в виде налогов с предпринимателей, которые задействованы в организации празднования. Уманчане также получают деньги за сдачу жилья в аренду, предоставление транспортных и других услуг. Для сравнения, только на уборку города мы тратим 2,5 млн. гривен. Паломники также проживают круглый год в отелях, большая часть которых не зарегистрирована именно как отели. Налогов в местный бюджет они не платят. Часть предпринимателей-хасидов работает легально и платит налоги, за что я им искренне благодарен. Но большая часть работает без регистрации", – настаивает Александр Цебрий.
Невзирая на такой фон, вероятность социального взрыва в городе пока остается невысокой. Во-первых, все ограничивается ворчанием в социальных сетях. Во-вторых, на нарушения (как со стороны местных, так и приезжих) силовые структуры реагируют достаточно быстро. Если кто-то из паломников "засветился" в хулиганских действиях, то его задерживают, заводят дело с последующим выдворением из страны. Именно так произошло с двумя дебоширами, которые две недели назад снесли защитные ограждения, пытаясь прорваться к могиле цадика Нахмана.
Местных буянов также держат на коротком поводке. На днях СБУ задержала уманчанина, который в социальных сетях призывал к убийству евреев. В начале сентября группа хулиганов поздно вечером напала на паломника в районе уманского автовокзала, несколько раз ударив мужчину по лицу. Злоумышленников задержали и завели против них уголовное дело по статье "хулиганство". За последнее время других эксцессов с нападениями на хасидов в Умани не было.