RU  UA  EN

четверг, 7 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.15
НБУ:USD  41.05
Общество

Царство манипуляций: борьба с COVID-19 на выборах обречена на провал

Чем опасны коронавирусные правки "слуг"

Чем опасны коронавирусные правки "слуг" Девушка на избирательном участке Фото: УНИАН

До очередных местных выборов в Украине остается месяц. Вместе с тем, статистика заболеваемости коронавирусом выглядит более чем тревожно: более трех тысяч новых заражений за сутки. Очевидно, что такое массовое событие, как выборы, повлияет на темпы распространения COVID-19, но и отказаться от них нельзя. Именно поэтому в парламенте появился законопроект, который призван урегулировать избирательный процесс в условиях пандемии. Как будем голосовать по-новому и не станут ли меры предосторожности поводом для фальсификаций, разбирался "Апостроф".

Что меняют

Нардепы предлагают внести изменения в Избирательный кодекс и запретить приходить на выборы без средств индивидуальной защиты. Однако для идентификации личности избиратель на несколько секунд все же должен будет снять маску. При этом, члены избиркомов, кроме масок, должны использовать дополнительные средства защиты: щитки, очки и перчатки. А если голосование будет проходить по месту пребывания избирателей на самоизоляции, то члены избиркомов облачатся еще и в защитные костюмы.

Кстати, чтобы проголосовать на дому или в больнице, избиратель должен будет подать соответствующее заявление в участковую избирательную комиссию. Сделать это можно будет по почте или через третьих лиц, но не позднее 12 часов последней субботы перед днем голосования. К заявлению необходимо будет приложить справку от семейного врача о том, что избиратель действительно нуждается в самоизоляции либо болен коронавирусом.

Также в каждой комиссии должен быть ответственный сотрудник, в обязанности которого будет входить опрос всех избирателей и других участников процесса на участке (наблюдателей, журналистов, доверенных лиц кандидатов) относительно симптомов респираторных заболеваний. Этот же сотрудник должен будет проводить бесконтактную термометрию. Если же кто-то откажется измерять температуру, либо температура у него будет выше 37,2 градусов, то на участок его не допустят. К счастью, эта норма не будет касаться избирателей. Даже если у избирателя будет повышенная температура, его все равно допустят к голосованию, но голосовать такие люди будут в отдельной кабинке и вбрасывать свои бюллетени они будут в отдельную урну.

В законопроекте нардепы предлагают досрочно лишать полномочий членов территориальных и участковых комиссий, если у кого-нибудь из них подтвердится диагноз COVID-19, либо если член комиссии оказался контактным и ему срочно необходимо на самоизоляцию. При этом, именно семейные врачи должны будут сообщать избирательным комиссиям о состоянии здоровья ее членов, если у кого-то из них выявят коронавирус.

Изменения в Избирательный кодекс лоббируют нардепы "Слуги народа" среди которых один из руководителей фракции Александр Корниенко, а это значит, что законопроект имеет большие шансы быть принятым.

"Удобные" члены

По большому счету, забота об избирателях в условиях пандемии — это правильно.

"Эти изменения обоснованы объективными обстоятельствами: нужно обеспечить безопасность для членов комиссий, для избирателей в день голосования. Если такая безопасность не будет обеспечена, это повлияет на снижение явки, на доверие к избирательному процессу и, вероятно, на доверие к конечному результату", - пояснила "Апострофу" координатор гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская.

Члены избирательной комиссии проводят подсчет голосовФото: УНИАН

Однако, пора бы уже привыкнуть к тому, что в украинской избирательной традиции все, что на первый взгляд выглядит правильным, на поверку может оказаться лишь еще одной лазейкой для манипуляций. И таких лазеек, по мнению одного из авторов Избирательного кодекса, экс-нардепа Леонида Емца, в законопроекте "слуг" скрыто предостаточно.

"Манипуляции, благодаря этим новациям, расцветут с невероятной силой, - уверяет "Апостроф" Емец. – Например, что касается бесконтактного измерения температуры и недопуска по результатам этого измерения на участок наблюдателей, журналистов. Во времена карантина идея, в принципе правильная, но тот, кто когда-либо сталкивался с бесконтактными термометрами, знает, что такие приборы правду показывают через раз, плюс еще зависит все от того, какой у него заряд батареи, насколько сенсор исправный, не грязный ли он, какая влажность, какова дистанция измерения… В общем, манипулировать можно как угодно".

"Потенциально злоупотребления этой нормой возможны, - соглашается аналитик сети ОПОРА Александр Клюжев, комментируя ситуацию "Апострофу". – Кто-то может утверждать, что человек отказался измерять температуру и требовать, чтобы он покинул помещение избирательной комиссии, хотя он не отказывался на самом деле. Таким образом, может быть создана проблемная ситуация".

Проблемные ситуации могут возникнуть и на этапе опроса на участке для определения симптомов ОРВИ.

"Если человек, например, чихает, это же не обязательно симптом COVID-19. Это может быть одна из сотен болезней, которая дает такие симптомы. И в данном случае это приведет к нарушению конституционных избирательных прав граждан, в частности, что касается реализации активного избирательного права", - говорит "Апострофу" экс-зампред ЦИКа Андрей Магера.

Впрочем, это еще мелочи. Самое обширное поле для манипуляций эксперты видят в механизме замены членов избиркомов.

"На замену члена комиссии субъекту (политической партии – "Апостроф"), который его представлял, дается срок день до выборов, а в день выборов вообще 4 часа. И если есть желание сфальсифицировать результаты, то все что нужно, это установить тех членов комиссии, которых вы хотите устранить, сообщить, что они контактировали с больными коронавирусом и убрать их решением комиссии. А если за 4 часа субъект выдвижения, у которого, вряд ли в запасе есть пара сотен людей на замену в день выборов, не найдет новых людей, то комиссия, согласно этому законопроекту, имеет право сама назначить новых членов, чтобы сохранить кворум для установления результатов выборов. Таким образом, очень легко собрать членов комиссии только лишь из "своих" людей, а потом она закроется на подсчет голосов и нарисует какие угодно результаты", - подчеркнул Леонид Емец.

Пикантности ситуации добавляет то обстоятельство, что в Одесский облсовет баллотируется действующий министр здравоохранения Максим Степанов. Лица, уполномоченные сообщать в избиркомы о диагнозе COVID-19 у членов комиссии, либо о необходимости их направления на обсервацию – это семейные врачи. То есть, подчиненные Степанова. Таким образом, теоретически, министр здравоохранения в день выборов имеет все возможности для того, чтобы как угодно перекроить состав любого избиркома в стране, в том числе, и в Одесской области.

Министр МОЗ Максим СтепановФото: moz.gov.ua

Ну и на десерт: в законопроекте сказано, что реализация избирательных процедур, во время карантина, осуществляется "с учетом ограничительных противоэпидемических мероприятий, установленных в соответствие с законом Кабинетом Министров Украины".

"А Кабмин может эти правила изменить хоть за день до выборов, - отмечает Емец. – Конституционный суд установил, что любые ограничения прав и свобод граждан можно устанавливать только законом. А законом это не устанавливается. Право предоставляется Кабмину. Это нарушает Конституцию, но пока суд рассмотрит этот вопрос, выборы пройдут".

Кто даст денег

Все мы помним, как Кабмин "разрулил" вопрос начала учебного года в условиях пандемии. Педагогов обязали использовать средства индивидуальной защиты, проводить дезинфекцию помещений, использовать антисептики, но денег на это центральная власть не выделила и все заботы легли на плечи местных властей.

Вполне вероятно, что на местных выборах украинцев ждет сиквел этой истории.

"Проблема проведения выборов в условиях пандемии — это не только проблема законодательного урегулирования. Это проблема, прежде всего, денег", - уверяет "Апостроф" генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

"Этот законопроект не дает ответа на вопрос: откуда брать деньги? Кто будет оплачивать закупку защитных костюмов, кто их будет доставлять, каким образом… А речь идет об огромном количестве избирательных участков", - добавляет Андрей Магера.

Получается действительно забавно: в самом законопроекте сказано, что финансирование противоэпидемических мероприятий на выборах - это задача Кабмина, а в пояснительной записке к законопроекту утверждается, что проект закона "не требует дополнительных расходов из Государственного бюджета".

Вот и выходит, что в случае принятия законопроекта, крайних опять не найдут.

"Не решен вопрос обеспечения масками членов участковых избирательных комиссий. По подсчетам нашей организации, только масок необходимо около 13-14 миллионов, если говорить о самом дне выборов, заседаниях комиссии в ходе избирательной кампании и необходимости менять маски каждые три часа. Необходимо закупить тонны дезинфицирующих средств и другие средства безопасности на участках, где будут голосовать больные коронавирусом. Рекомендации Кабмина говорят о том, что необходимо измерять температуру, но неизвестно, сколько термометров есть на участках. А еще нужно предусмотреть средства на работу людей, которые будут измерять температуру на входе в участок и проводить опрос избирателей относительно симптомов. Этим не может заниматься член участковой избирательной комиссии, у него есть другие обязанности, четко определенные законодательством. Но правительство самоустранилось от решения этих вопросов. Кабмин утвердил противоэпидемиологические мероприятия в ходе кампании, но не выделил ни копейки из коронавирусного фонда. Более того, эти расходы будут переложены на местные бюджеты. А не во всех громадах есть деньги на эти расходы. Поэтому я не удивлюсь, если накануне голосования мы будем в ручном режиме решать вопросы защиты членов комиссий и увидим реальную ситуацию, когда один член комиссии пользуется одной маской на протяжении дня", - резюмировал Алексей Кошель.

Читайте также

Пенсия в Украине: сколько нужно стажа, и как его заработать

В Украине для выхода на пенсию в 2025 году в 60 лет нужно будет иметь 32 года страхового стажа, если его нет, придется работать дальше

Украина на пути в ЕС: как нашей стране не остаться без рабочих рук

После войны миллионы мужчин могут уехать из Украины на заработки в ЕС, запретительные меры – не лучший способ остановить отток кадров