За неделю вакцинальной кампании в Украине прививки от коронавируса получили около 7 тысяч человек. Но доверия населения к вакцине пока нет. Не повлияла на это и вакцинация президента Зеленского, главы Минздрава Степанова и главного санврача Ляшко. Почему же украинцы не доверяют индийской вакцине CoviShield, не верят в вакцинацию как таковую и как вернуть доверие украинцев к прививкам - об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказала заместитель министра здравоохранения в 2014-2015 годах НАТАЛЬЯ ЛИСНЕВСКАЯ.
- Зеленский вакцинировался от коронавируса. Как сильно это повлияет на украинцев? Пойдут ли они массово вакцинироваться?
- Мы видели, что публично вакцинировался министр, публично вакцинировался президент. Конечно, они показали, что не боятся вакцинироваться, а вакцина достаточно безопасна. Люди это увидели, им это нравится. Но, знаете, уровень недоверия уже настолько высок, что некоторые говорят о том, что им вкололи какую-то другую вакцину.
Но нужно не забывать о следующем: и господин Зеленский, и господин министр Степанов переболели ковидом. Зеленский - где-то в конце осени, а Степанов в начале зимы. То есть они еще находятся под действием иммунитета. Поэтому сказать об эффективности этой вакцины и их необходимости вакцинироваться...
У этой вакцинации была только политическая составляющая и эмоционально-психологический эффект для граждан. Президент обещал вакцинироваться первым, он это сделал для того, чтобы показать такой пример. Он выполнил свое обещание. Министр вакцинировался, потому что он привез эту вакцину.
- Это хорошо или плохо?
- Все должны вакцинироваться. И топ-чиновники должны вакцинироваться, поскольку они постоянно находятся в контакте с людьми, их работа требует постоянного контакта. Так же, как мы говорим и о врачах.
- Но подняло ли это доверие общества к вакцинации и данной вакцине?
- На мой взгляд, нет. Того, что вакцинировались Зеленский и Степанов, недостаточно, поскольку доверие к вакцинации в Украине уничтожали годами. Не только к ковидной вакцинации.
Что касается поставки в Украину данной вакцины индийского производства по лицензии AstraZeneca - здесь также много вопросов. То от нее отказывались, и мы об этом говорили, то были вопросы, что она производится в Индии. Мы говорили о том, что завод в Индии, который производит данную вакцину, не прошел проверку GMP нашими органами, не исправил недостатки. Это все есть, это все так и осталось.
То, что вакцина была зарегистрирована на скорую руку, пока была в полете, также не добавляет доверия к этой вакцине. Надо было говорить, что вот мы привезли, мы проверили, что эта вакцина имеет реальную эффективность 60-80%. Надо было сделать хотя бы короткую проверку, доказать людям.
Люди напуганы, мы уже год живем в режиме тотального страха перед коронавирусом. Каждый день все СМИ говорят о коронавирусе. Надо было проинформировать людей о безопасности, эффективности. Надо было говорить о том, что ее должным образом доставили, что она качественная. Уже говорят о том, что она просрочена, что это гуманитарная помощь. Надо убирать все эти информационные фейки, надо давать людям больше информации.
Мы же не просто проинформированы о коронавирусе, а уж слишком проинформированы. Поэтому с вакциной мы также должны давать людям максимальную информацию. Провал информационной кампании - это большой провал вакцинации. То, почему отказываются медицинские работники от вакцинации, также не объясняют. В основном такие отказы идут вследствие того, что люди недавно переболели. Мол, им не надо вакцинироваться. Нет необходимости. Но и об этом не говорят.
- Влияют ли на нежелание людей вакцинироваться возможные негативные последствия?
- Да, негативные последствия от вакцинации есть. Но давайте проговорим: если мы провакцинировали где-то 1,5 тысячи человек, и у семи человек есть какие-то негативные симптомы, которые могут быть связаны с вакцинацией, то такой процент минимален. Надо говорить людям, что может быть отрицательная реакция. Человек - это живой организм. У каждого человека может быть разная реакция, поэтому надо об этом говорить.
Об этом минимальном проценте, если есть негативная реакция, надо сообщить - какая медицинская помощь была оказана, как это все было преодолено, и что все будет хорошо.
Но мы видим, что информационная кампания проваливается. Доверия нет, и оно появится только тогда, когда людям будут говорить много правды, а не только запугивать, что мы все умираем от коронавируса и не знаем, где лечиться. Надо говорить, каким образом вакцина помогает, как это делается. То, что в действие запущена очередь на вакцинацию - это, пожалуй, самая распространенная сегодня информация, которую имеют люди и постят ее в Фейсбуке. А общей информации о том, как это происходит, и насколько это положительно, сколько делается, как сохраняется - такой информации нет.
- Сейчас мы можем четко сказать, что господин Степанов провалил вакцинацию? Или он наоборот справился?
- Здесь не один господин Степанов. Но я считаю, что глобальная вакцинация в Украине в настоящее время провалена.
- В Германии и Франции люди массово отказываются вакцинироваться препаратом от AstraZeneca. Мы можем говорить, что в каждой стране есть очень серьезные вопросы к вакцине?
- Да, мы можем говорить, что есть много вопросов к вакцине. Тем более, я должна сказать, что в Германии и Франции это не лицензированная вакцина индийского производителя, а оригинальная вакцина AstraZeneca. Давайте также будем об этом говорить. Даже от нее отказываются. Поэтому вопросы есть.
- Почему так?
- В этих странах говорят об очень малой эффективности вакцины. Та информация, которой я владею: вакцина не столь эффективна, как хотели бы эти страны.
Кроме того, люди также проинформированы, и они хотят более эффективную вакцину. Но вы знаете, я посчитала, когда мы говорим, что будет Pfizer...
Смотрите, как ведется вакцинация тем самым Pfizer в США? Там президент сказал, что у них миллион вакцинированных в день, что они всех вакцинируют. Но сколько миллионов людей проживает в США? Мы все знаем, что такими темпами они будут вакцинироваться год, а на следующий год нужно вакцинироваться снова. Поэтому давайте также будем реально смотреть на вещи, они будут обеспечивать свой рынок.