О пожаре на нефтебазе группы "БРСМ" в июне 2015 года многие знают, так как двухнедельный бензиновый костер в окрестностях Киева было сложно не заметить. Объект в Васильковском районе был в топе новостей также благодаря руководству разных ведомств, которые раздавали интервью журналистам, обещав разобраться с причинами аварии и привлечь виновных к ответственности. О том, почему тормозиться расследование этого ЧП, а также почему власти игнорируют права пожарных и семей погибших, рассказывает адвокат Александр Мирошник.
Гибель и травматизм пожарных, прямые убытки для государства и угрозы техногенно-экологического характера в регионе - плоды менеджмента собственников предприятия "Побутрембудматериалы" (зонтичный бренд холдинга, собственники которого являются бизнесмен и бывший министр, которые сейчас проживают вне Украины - Андрей Биба, Эдуард Ставицкий).
Напомню, после начала пожара распоряжением КМУ №583 от 9 июня 2015 года была создана специальная Правительственная комиссия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по итогу работы которой был подготовлен Отчет, утвержденный в октябре 2015 года. Также под эгидой Государственной службы занятости Украины создавалась межведомственная комиссия, которая провела специальное расследование по факту аварии (пожара) на нефтебазе и причинам несчастных случаев (гибели и травмирования людей), по результатам которого был утвержден Акт Н-5 от 19 ноября 2015 года. Официальными документами были установлены системные нарушения правил безопасности по эксплуатации нефтебазы коммерческими структурами бренда "БРСМ".
В Акте Н-5 специального расследования детально описаны фактические обстоятельства начала пожара. Возгорание произошло в процессе производства бензинового фальсификата путем смешивания бензина А-92 с химическими реактивами. Несмотря на возникший пожар и увечья сотрудников (двое погибло), руководство ООО "Парком Транс" и ООО "Укртрансоил-2009" (пользователи нефтебазы) еще около часа умалчивали об инциденте, стараясь самостоятельно погасить возгорание.
Далее во время работы Правительственной комиссии выяснилось, что нарушения правил безопасности были на всех нефтебазах бренда "БРСМ" в Украине и на всех этих объектах были изъяты кустарные электроагрегаты для изготовления бензиновых смесей. При этом руководством структур "БРСМ" утверждалось, что электроагрегаты используются для откачивания воды с резервуаров после дождей, но экспертными исследованиями доказано наличие нефти и химкомпонентов в резиновых шлангах, присоединенных к этим агрегатам (то есть было доказано, что на самом деле, они использовались для изготовления фальсификатов).
Также усилиями Правительственной комиссии выяснилось, что при строительстве новых сооружений вообще никаких документов не было в наличии. Перечень нарушений впечатлял. Вот только некоторые из них: строительные работы проведены без разрешений, документы по безопасности не оформлялись, использованное при строительстве технологическое оборудование и конструкции, трубопроводы, арматура, пускорегулирующая аппаратура не соответствовали техническим регламентам. И главное, построенная нефтебаза в нарушение требований ст.39 Закона Украины "По регулированию градостроительной деятельности" в эксплуатацию не сдавалась и функционировала как самоуправно возведенный объект.
Согласно документам правительственной комиссии и Акту Н-5 о проведении специального расследования произошедших несчастных случаев (аварий), составленному 19 ноября 2015 года специальной комиссией Государственной службы Украины по вопросам занятости, фиксируется, что эксплуатацию нефтебазы в обозначенном опасном формате совершали: непосредственно собственник ООО "Побутрембудматериалы", а также ООО "Парком Транс", ООО "Укртрансоил-2009", ООО "БРСМ-Нафта".
Из отчета комиссии следует, что само тушение пожара усложнялось слишком плотным размещением резервуаров, из-за чего невозможно было оперативно справиться с огнем. Более того, существовала реальная угроза детонации военного склада с авиаракетами, который находился в 50 м от нефтебазы, и это бедствие предотвратили именно ребята пожарные. Экспертами акцентировалось, что в случае детонации возник бы огненный смерч, шириной 500 м и высотой 20 км, который уничтожил бы несколько населенных пунктов, включая Васильков. Поэтому можно без преувеличений утверждать, что пожарные - это герои, спасшие десятки тысяч жизней.
Далее реакция государства завершилась на оформлении обозначенных выше документов. Как адвокат, который уже седьмой год ведет это дело от имени семей погибших и пострадавших пожарных, отмечу, что конкретные организационные или экономические меры по устранению причин и условий, способствовавших возникновению этой ситуации и преодолению последствий, фактически не применялись и не проделаны до этого времени.
Двузначной выглядит и позиция правоохранительных структур. Казалось бы, что после Революции Достоинства и четко выраженного несогласия украинцев с подходами "криминала" во власти, должно было бы начаться оздоровление правоохранительной системы и приведение ее работы в соответствии с конституционными принципами. Но, расследование, которое проводилось ГСУ Национальной полиции Украины под процессуальными руководством Генеральной прокуратуры Украины, проявило заангажированность в деле "БРСМ". Если в начале расследования в уголовном производстве были признаны потерпевшими все пострадавшие в результате пожара лица (члены семей погибших работников структур "БРСМ", пострадавшие работники структур "БРСМ", члены семей погибших пожарных, пострадавшие пожарные), то через полгода из числа пострадавших и гражданских истцов были исключены все потерпевшие пожарные и члены семей погибших пожарных.
В подготовительном судебном заседании 20 июля 2016, я и мой опытный коллега - адвокат Лупейко А.В. (в прошлом профессиональный следователь по особо важным делам и прокурор) заявили ходатайство о допуске пострадавших пожарных и членов семей погибших пожарных к участию в судебном производстве в качестве потерпевших и гражданских истцов, поскольку такой статус за ними досудебным следствием в уголовном производстве изначально официально признавался.
Далее, отказывая в удовлетворении ходатайства, суд сослался на состав участников, обозначенный в обвинительном акте стороной обвинения и на позицию прокурора в процессе, который сообщил о выделении в отдельное производство материалов по факту совершения руководством служб ГСЧС Украины уголовных правонарушений по организации тушения пожаров (ст. 367 ч. 2 УК Украины).
При этом прокурором отмечалось, что пострадавшие пожарные и члены семей погибших пожарных фигурируют в качестве потерпевших именно в этом выделенном производстве. Вопрос статуса гражданских истцов и иски к структурам "БРСМ", как владельцам источника повышенной опасности, вообще замалчивались. Для нас, как стороны защиты, стало очевидным, что реализуется продуманная искусственная технология, чтобы устранить возможность привлечения к уголовной ответственности собственников структур "БРСМ" - Эдуарда Ставицкого и Андрея Бибу, знавших и покрывавших системные нарушения правил эксплуатации и безопасности на нефтебазе под Васильковом, с целью максимизации своей прибыли. Потом в эту "игру" включился и Васильковский горрайонный суд Киевской области.
Напомню, во время тушения горящей нефтебазы погибли: младший сержант службы гражданской защиты Басовский Антон Александрович (1990 г.р.), пожарный поезда станции Козатин Шевчук Евгений Леонидович (1994 г.р.), капитан службы гражданской защиты Тарасенко Андрей Николаевич (1983 г.р.), майор службы гражданской защиты Глазков Максим Олегович (1977 г.р.). На то время двадцати однолетний пожарный Шевчук Евгений сгорел на глазах у своего отца Шевчука Леонида Ивановича, работника подразделения Козатинского отряда ведомственной военизированной охраны Государственного территориально-отраслевого объединения "Юго-Западная железная дорога". Тогда же были тяжело травмированы шесть спасателей, получившие тяжелые термические ожоги и инвалидность.
Считаю, что органами досудебного расследования совершались попытки незаконно остановить расследование в уголовном производстве по надуманным основаниям. Однако, решением Печерского районного суда города Киева постановление следователя ГСУ Национальной полиции Украины Онуфриенко Д.А. о приостановлении досудебного расследования было отменено как незаконное. Тем не менее, постановление о возобновлении досудебного расследования в уголовном производстве в адрес одного из пострадавших так и не поступило. На наши заявления о выполнении требований ст.290 УПК Украины и открытия материалов уголовного производства потерпевшим, прокурор направлял бессодержательные отписки, а следователь вообще не отвечал. Об окончании досудебного расследования потерпевшие узнали с сайта Генеральной прокуратуры. О чем это говорит? Похоже, что бездействие процессуального руководителя и следователя, грубо нарушавших ст.21, ст. 282 и ч.7 ст.290 УПК Украины - неслучайны.
Все обстоятельства свидетельствуют о незаконной коррупционной заинтересованности прокурора и следователя в том, чтобы не допустить пострадавших в уголовное производство и заблокировать доступ к правосудию. При непосредственном общении в зале суда, невооруженным глазом было заметно "партнерство" между так называемым государственным обвинением и адвокатами "БРСМ-Нафта". Более того, молодой прокурор Шевчук, упростив себе задачу, назвал виновными в трагических последствиях самих пожарных. То есть, в стенах Генпрокуратуры не брезговали логическими приемами НКВД.
Чтобы выйти из замкнутого круга сложившейся "коалиции" прокуроров и структур "БРСМ" мы проводили работу по возмещению пострадавшим морального вреда. И в 2019 году в Обуховском районном суде смогли отстоять право семей погибших и потерпевших пожарных - на 100 млн гривен в качестве компенсации. В то время как в Васильковском суде, уже третий судья - госпожа Кравченко Л.Н. (до этого были Степаненко В.В. и Грибанова Ю.Л.) не может вынести решение, чтобы допустить в процесс пожарных в качестве пострадавших, на стадии обвинительного акта.
Сейчас усилия нашей группы правозащитников сконцентрированы на доведении дела до финала - выплат компенсации для семей, погибших и травмированных, и оценка социально-экологических рисков территории из-за загрязнения продуктами горения. Компания "БРСМ" всячески уклоняется от этого, но мы не сдаемся. Ведь пройден сложный путь судебной борьбы, и правда на нашей стороне. Если компания находит средства на спонсорство футбольных клубов и других ивентов, и до сих пор не признает свою вину за человеческие потери, то это лишь свидетельствует об их морально-правовой деградации, и необходимости проведения дальнейшей активной работы гражданским обществом.