RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Общество

"Зеленые" инициативы: сможет ли Зеленский напоить украинцев чистой водой

К 2050 году Украине грозит дефицит питьевой воды

К 2050 году Украине грозит дефицит питьевой воды Владимир Зеленский Фото: Апостроф / Александр Гончаров

В Украине будет проведен фундаментальный аудит качества питьевой воды. Об этом заявил президент Владимир Зеленский в ходе работы форума "Украина 30. Экология", пообещав назвать компании, которые стоят за загрязнениями воды. И правда, понимать, какую же воду пьют украинцы, действительно важно в контексте здоровья нации. Что может показать президентский аудит, и самое главное, как власть распорядится его результатами - разбирался "Апостроф".

Импортная вода

Проблема загрязнения украинских рек уже долгие годы носит хронический характер. По данным Госэкоинспекции, уже к 2050 году стране грозит дефицит питьевой воды. Все дело в том, что количество осадков из года в год сокращается (именно осадки - основной источник пополнения украинских рек), а объемы сброса опасных веществ в воду увеличиваются.

"Концентрация токсичных соединений в украинских реках в 30-40 раз превышает предельно допустимые нормы. Из-за этого, согласно прогнозам Института водных проблем и мелиорации, уже до 2050 года Украине придется импортировать питьевую воду", - отмечают в Госэкоинспекции.

Импортировать питьевую воду! Звучит как утопичный прогноз из страшного романа. Тем не менее, это реальность, с которой уже в ближайшем будущем может столкнуться Украина.

Какие именно реки и чем загрязняются, "Апострофу" рассказала начальник отдела информации о состоянии загрязнения природной среды Центральной геофизической обсерватории Ираида Колесник.

"По Западному Бугу в районе городов Буск и Каменка-Бугская всегда наблюдался высокий уровень загрязнения. Там низкий уровень кислорода из-за сброса азотных и фосфорных соединений. Река Полтва в районе Львова - там хроническое загрязнение: высокие концентрации азотистых соединений, аммонийного азота, нитритного азота, низкий кислород. Неблагополучный участок речки Южный Буг в районе Хмельницкого. Там также отмечаются высокие концентрации аммонийного азота, нитритного азота и низкое содержание кислорода, - поясняет Колесник. – В Центральной Украине на каскаде Днепровских водохранилищ: Киевское, Каневское, Каховское, Днепровское, в районе больших городов отмечаются высокие концентрации тяжелых металлов, особенно хрома, марганца. Проблемные и реки Приазовья: Кальчик, Кальмиус. Здесь наблюдается высокое содержание сульфатов, азота, соединений марганца".

Главные загрязнители рек Украины – коммунальщики, промышленники и аграрии.

"Это сбросы в воду недостаточно очищенных сточных вод коммунальных предприятий: плохо работают очистные сооружения и сбросы влияют на качество воды. Также это сбросы с ливневок и промышленных предприятий. В районах концентрации сельскохозяйственных предприятий это и сбросы этих предприятий и животноводческих ферм, например, аммиак и нитратные соединения", - добавляет Ираида Колесник.

Но если уровень загрязнения вод промышленниками и коммунальщиками еще можно как-то адекватно измерить и наложить санкции, то с аграриями совсем беда: химикаты смываются с полей в реки, и одной трубы, как на заводе, просто не существует.

На фоне такой неутешительной картины инициатива президента по мониторингу качества воды, на первый взгляд, выглядит актуальной. Ведь для того, чтобы решить проблему, сперва нужно понять ее масштабы. Логика в этом есть.

"Нам нужно понимать полную картину, чтобы искать пути решения проблемы, - поясняет "Апострофу" экс-глава Госэкоинспекции Егор Фирсов. – Загрязненная вода может передавать множество заболеваний. Нужно понять, где вода в рамках нормы, а где нужно запрещать ее потреблять".

Одноразовая акция

Но в том то и дело, что президентский аудит, по мнению экспертов, не даст полной информации.

"Есть необходимость в постоянном мониторинге качества воды, чтобы понимать динамику загрязнения воды и принимать оперативные меры. То есть, мониторинг должен быть системным и регулярным, - поясняет "Апострофу" эксперт Центра экологических инициатив "Экодия" Михаил Амосов. – Одноразовая акция, которая даст информацию о состоянии вод на конкретный момент времени, ничем не поможет. Это будет как интересный факт, да и все".

Правда, системный мониторинг загрязнения вод в Украине уже ведет Госагентство водных ресурсов. Согласно интерактивной карте Госагентства, наиболее критическая ситуация с загрязнением вод наблюдается на юго-востоке страны.

"Но дело в том, что мониторятся только большие реки, из которых потребляют воду города. А вот в сельской местности большая проблема – люди не знают, какую воду они пьют", - добавляет Михаил Амосов.

Впрочем, несмотря на популистский характер инициативы, нет никаких сомнений, что президенту положат на стол водный аудит, ведь гарант сказал – гарант сделал. И в том, что этот аудит не покажет ничего хорошего (химикаты, тяжелые металлы), также нет сомнений.

А что дальше? Неужели власть и без аудита не знает главных загрязнителей украинских вод? Очевидно, что знает, ведь по данным Госэкоинспекции, в прошлом году было составлено 3777 админпротоколов в сфере водных ресурсов на общую сумму убытков в 188 миллионов гривен. И что? Реки Украины стали чище?

Вероятно, для того, чтобы действительно не прийти к импорту питьевой воды к 2050 году, необходимо принимать практические меры. И принимать уже сейчас, не дожидаясь аудита. Какие именно?

Штрафы и европейская практика

Что касается загрязнений вод коммунальщиками, то здесь необходима срочная модернизация очистительных сооружений. А модернизация — это деньги.

"Компании, которые загрязняют – преимущественно водоканалы. Им требуется срочная модернизация очистительных сооружений, а это масштабная работа, на которую понадобится 30-40 млрд евро", - отмечает Егор Фирсов.

Но кто захочет вкладывать такие деньги? Соответственно, чтобы коммунальщики имели стимулы к модернизации, необходима серьезная ответственность за загрязнение вод.

"Нужно повышать санкции. Штрафы за загрязнение вод сейчас смешные - 85 гривен. У загрязнителей нет стимула модернизироваться", - добавляет Фирсов.

Но какими бы драконовскими не были штрафы, если с экоинспекторами всегда остается возможность "порешать", то никакие штрафы не сработают. И здесь, по мнению экспертов, необходимо менять законодательство, например, приняв законопроект № 3091 "О государственном экологическом контроле".

"Законопроект предусматривает фундаментальную реформу системы экологического контроля в Украине, ведь все знают, как сейчас плохи дела в Госэкоинспекции и насколько она коррумпирована", - уверяет Михаил Амосов.

Что касается загрязнений вод аграриями, то здесь необходимо двигаться в фарватере европейских реформ. Ведь проблема загрязнения водоемов предприятиями агросектора не уникальна для Украины. Около 30 лет назад с этой дилеммой остро столкнулись и в Европе. Тогда-то европейцами и была разработана так называемая нитратная директива.

Суть документа в том, чтобы определить уязвимые зоны нитратных загрязнений вод и, параллельно внедрять высокие экологические стандарты агропроизводства, поощряя предприятия.

"Все у нас уже привыкли, что ты посеял, внес минеральные удобрения, которые дают стопроцентный результат, опрыскал все это дело пестицидами, гербицидами - и ты уже успешный фермер. Но это отсталая технология, которая только вредит окружающей среде и здоровью людей", - отмечает Амосов.

В теории, имплементировать положения нитратной директивы должна была бы и Украина, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Но правительство начало это делать только летом прошлого года, да и то весьма вяло: была создана рабочая группа и разработано два проекта документов по методике определения уязвимых зон и Кодекс лучших сельскохозяйственных практик. Но дальше проектов дело не пошло.

Ну, и наконец, таки нужен мониторинг качества воды в реках Украины. Только не в качестве одноразовой акции, а на системной основе.

"Украинская система мониторинга качества воды была разрушена. Приняв закон о бассейновом управлении реками, мы начали создавать европейскую систему управления реками, которая предусматривает мониторинг качества воды и улучшение ее качества, - поясняет "Апострофу" экс-министр экологии Остап Семерак. – В рамках закона начали создаваться новые лаборатории по стандартам ЕС в четко определенных местах. В 2019 году была создана первая такая лаборатория на реке Северский Донец. И дальше были предусмотрены деньги для закупки станций мониторинга по всей Украине. Но потом было ликвидировано Минэкологии и программа не была выполнена. Правда сейчас президент говорит, что есть уже 4 таких лаборатории. Вот по результатам их деятельности и нужно принимать программу управления водными ресурсами, чтобы улучшать качество воды".

Как видим, улучшение качества питьевой воды в Украине – проблема комплексная, которая выходит далеко за рамки красивых заявлений президента. Если гарант серьезно намерен решить эту проблему, то, в скором времени мы увидим и реформу Госэкоинспекции, и работу с агропредприятиями, и модернизацию очистных сооружений, и много другого. Ну а если водный аудит затевался лишь для приятной картинки в СМИ, то не исключено, что прогнозы по импорту питьевой воды сбудутся.

Читайте также

Новини партнерів