Несмотря на победные заявления и отчеты правоохранительных органов и санкции против целого ряда предпринимателей, борьба с контрабандой в Украине пока так и не увенчалась успехом. Причина - в неэффективности работы таможенной службы, а также Министерства финансов, которое должно было координировать и направлять таможенников, обеспечивая их необходимой законодательной базой и материальными ресурсами. Ответственность за проваленную работу на этом направлении несет лично министр Сергей Марченко.
Мифическое перевыполнение
Последние полгода в Украине прошли под знаком борьбы с контрабандой, а точнее - с конкретным списком лиц, которые были безапелляционно названы "контрабандистами". Против них Совет национальной безопасности и обороны на основании представления Службы безопасности ввел санкции, заблокировав счета и активы.
Формально сотни компаний должны были прекратить свою работу - в том числе и нелегальную - по "серому" и "черному" импорту товаров в Украину без уплаты необходимых налогов и сборов. Однако этого не случилось - во многих случаях бизнес «переродился» в новых юрлицах и продолжил функционировать. Это признают и в СНБО. Показательный пример - задержание груза компаний, попавшего под санкции, Владимира Дидуха (по кличке "Морда"). Его бизнес от санкции, похоже, не пострадал. И таких случаев - множество. Более того, восстановились на своих должностях и десятки таможенников, которых вначале за сговор с "контрабандистами" с помпой снимали с должностей.
Несмотря на столь неоднозначные результаты, любое перевыполнение таможенных планов сейчас принято относить на "борьбу с контрабандой". Например, президент Владимир Зеленский заявил, что с момента вступления в действие решения о санкциях, поступления в бюджет страны увеличились на 45 млрд грн. Цифру в 47 млрд грн месяцем ранее озвучивал секретарь СНБО Алексей Данилов.
Однако более конкретные цифры, которые фигурируют в отчетах СБУ и Гостаможслужбы - гораздо скромнее этих показателей. Например, по словам главы СБУ Ивана Баканова, благодаря работе спецслужбы с начала 2021 года было доначислено 2 млрд грн. таможенных платежей, а фактически уплачено - всего 981 млн грн. ГТСУзаявила, что «перевыполнила план» на 22,6 млрд грн. за 10 месяцев 2021 года, а если сравнивать с 2020 годом - то цифры выросли на 35% или на 98,5 млрд грн. При этом таможенники, также как и спецслужба, не дают прямого ответа на вопрос, какая же именно сумма поступила в бюджет в результате борьбы с контрабандой на таможне, то есть после введения санкций против «контрабандистов» и блокирования их компаний.
Вполне вероятно, что цифру в 45 млрд грн наспех нарисовали президенту в Минфине. Ранее сам Марченко озвучивал условный KPI, при котором борьбу с контрабандой можно назвать успешной - плюс 2-3 млрд грн. в месяц или 24-36 млрд грн. Тем не менее, даже эти показатели похожи на смехотворные на фоне обвинений, которыми Зеленский и Данилов мотивировали введение санкций против контрабандистов: потери от контрабанды они оценили в 300 млрд грн., из которых 100 млрд – отнесли на неэффективную работу таможни.
Не плюс, а минус
На самом деле эта статистика может оказаться нелестной для чиновников, а от президента Зеленского и секретаря СНБО ее могли попросту скрыть. Экономист Виктор Скаршевский накануне опубликовал на своей страницев Facebook расчеты, согласно которым «перевыполнение планов», которое демонстрируют на таможне - ничто иное, как очковтирательство, основанное на занижении планов и игнорировании объективных экономических факторов развития экономики.
По его словам, при бравурных отчетах об увеличении таможенных поступлений, власти "забывают" сообщить о том факте, что за 10 месяцев 2021 года объемы импорта увеличились на 36%, а таможенные поступления всего на 32%. Кроме того, после объявленной "борьбы" в апреле, с мая показатели эффективности работы таможни, по сравнению с 2020 годом, не улучшились, а ухудшились, поскольку упала налоговая нагрузка на налогооблагаемый импорт.
"Рассчитывается этот показатель путем деления фактических таможенных платежей на объем налогооблагаемого импорта. Так вот, если до марта 2021 года, до начала борьбы с контрабандой, этот показатель был лучше, чем в 2020 году, то с апреля и, особенно, с мая, он стал существенно хуже по сравнению с аналогичным периодом 2020 года", - отмечает экономист. Это привело к тому, что после начала "борьбы" с контрабандой, с мая по октябрь 2021 года, бюджет недополучил $ 491 млн или 13 млрд грн.
Источник: Фейсбук Виктора Скаршевского
На этот же индикатор обращает внимание и экс-глава таможни Анатолий Макаренко. По его словам, для определения эффекта от санкций необходимо сравнивать данные таможенной статистики с объемами внутреннего рынка наиболее привлекательных для контрабанды товаров: электроники, тканей, сантехники, продуктов питания, алкоголя и т.д. "Тогда мы получим относительно объективный ответ об эффекте санкций. Хотя, есть и более простой вариант – съездить на 7-ой километр под Одессу и наглядно все увидеть", – отметил бывший главный таможенник.
Фактически это означает, что никакой реальной борьбы с контрабандой на самом деле не ведется. А Минфин, который отвечает за координацию таможни и налоговой, попросту вводит президента и СНБО в заблуждение.
Давний интерес Марченко
О том, что Сергей Марченко хочет прямо влиять на схемы на таможне и непосредственно их контролировать, стало понятно сразу после его прихода на должность. Уволенный накануне глава Таможни Максим Нефёдов в одном из интервью относительно эффективности санкций против "контрабандистов" рассказывал, что сразу после своего прихода Марченко показательно зачистил всех таможенников, которых назначал Нефёдов. В том числе вернул и тех, кого экс-глава ведомства увольнял за коррупцию. При этом, оценивая усилия бывшего тогда руководителем таможни Павла Рябикина по борьбе с контрабандой, он дал понять, что все вопросы решает Марченко и именно он тормозит реформирование ГТСУ.
"Все участники схем … – должны понимать, что они имеют дело с взбалмошной командой, которая действительно хочет что-то изменить... Я думаю, если бы где-то год удалось удержать ситуацию и показать, что изменения возможны, реформа могла бы удаться. А так мы лишь доказываем контрабандистам, что эта история только о деньгах. И вопрос только в том, кому их заносить", - сказал Нефёдов.
Здесь нужно напомнить, какую кадровую карусель на таможне устроил Марченко сразу после своего назначения. И с каким политическим подтекстом это происходило. Как напоминает издание УНН, сначала главным таможенником временно стал Игорь Муратов, к которому Марченко приставил в качестве заместителя “своего” человека Андрея Павловского, экс-замдиректора одного из департаментов Минфина. В СМИ звучали заявления, что Марченко “шантажирует” своей отставкой премьера Дениса Шмыгаля, чтобы продавить на должность главы таможни своего человека: цена вопроса - контроль над 3-5 млрд долларов теневых потоков в год. В результате в августе 2020 года Павловский сменил Муратова и стал и. о. главы таможни.
Журналист Евгений Плинский, который занимается темой таможни и контрабанды, сразу после назначения Павловского опубликовал список кандидатур, которые тот подал на согласование Марченко в качестве новых начальников местных таможен. Самым скандальным из списка стало назначение на Одесскую таможню бывшего чиновника времен Януковича Дениса Пудрика, который подпадал под люстрацию.
Из этой истории следует, что Марченко прекрасно понимает все процессы на таможне и ориентируется в денежных потоках. Поэтому когда на таможню пришел Павел Рябикин и попытался ее перезагрузить, отношения с ним у Марченко сразу не заладились. Конечно, в публичном пространстве министр сквозь зубы хвалил главу таможни. Но за кулисами шла ожесточенная борьба за потоки и схемы.
Сам Рябикин в свежем интервью подтверждает, что Минфин не давал денег на реальную реформу таможни, не лоббировал необходимые законопроекты. И отчасти из-за этого он решил уйти из ведомства и согласился на должность главы Минстратегпрома. Интересно, как теперь будет работаться "заклятым друзьям" в одном Кабмине. Если, конечно, Марченко не уволят в ближайшем времени с поста министра финансов.
После ухода Рябикина, Кабмин назначил временно исполняющим обязанности главы Таможни экс-начальника управления разведки Администрации Государственной пограничной службы Вячеслава Демченко. Одним из первых его вызовов, очевидно, станет отбить атаки Марченко по навязыванию своих людей на региональные таможни. Ведь в обмен на нежелание "сотрудничать", новоиспеченный руководитель может запросто получить от Минфина завышенные и заведомо невыполнимые планы бюджетных поступлений. Другое дело, что в таком случае нечего будет списывать на «уменьшение контрабанды», чтобы отчитываться перед Президентом.
Кроме того, необходимо будет также договариваться с Минфином о совместном лоббировании в парламенте инициированного Зеленским законопроекта о криминализации контрабанды. Однако Марченко выступает категорически против этого документа, прикрываясь позицией бизнес-ассоциаций. Тем самым в очередной раз демонстрируя свое отношение к главе государства и его видению стратегии экономических реформ в стране.