Полномасштабная война в Украине показала беспомощность крупнейших мировых организаций. Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Россия имеет право вето, что делает невозможным поиск решения для прекращения войны в рамках этого органа. Безрезультатным пока что стал и недавний визит миссии МАГАТЭ на ЗАЭС. По крайней мере, Украина не увидела никаких фактов по результатам инспекции, а заявления официальных представителей были крайне осторожными. Чего ждать от визита МАГАТЭ на ЗАЭС и какими будут последствия предстоящих заседаний Совбеза ООН по Украине? Об этом в эфире Апостроф TV рассказал политолог-международник АНТОН КУЧУХИДЗЕ.
– Какие общие последствия визита МАГАТЭ на ЗАЭС вы предполагаете?
– Я думаю, что пока рано говорить о конкретных результатах. Но то, что такой визит состоялся, это уже значит, что Российская Федерация дала заднюю. Эта их тактика использования ядерного шантажа немного видоизменилась. Понятно, что это достижение украинской стороны: украинской дипломатии, армии, народа, власти и в целом Украины как института как государства. Это первый очень важный момент, который нужно зафиксировать, потому что еще 2-3 недели тому назад очень трудно было надеяться, что все-таки такая миссия состоится. Потому это, скажем, один из результатов.
Другие результаты мы можем анализировать или прогнозировать исходя из заявлений главы миссии в данном случае. Очевидно, что очень осторожные заявления сделаны. Мы видим, что нет какой-либо констатации фактажа, который нам с вами и государству Украина очевиден. Поэтому будем следить за ситуацией в развитии.
Но мы уже видим, что россияне идут на уступки. Этот сигнал очень важен в каком смысле? Это означает, что Россия не готова в полной мере бороться с Западом и доводить ядерный шантаж до конца. Они понимают, что это самоубийство для них. Посмотрите, какие важные политические месседжи были сделаны две недели назад или в День независимости Украины. Парламентарии разных государств, в том числе и представители парламента Британии начали активно развивать тезис о том, что если, не дай Бог, что-нибудь случится на ЗАЭС, то это будет означать угрозу безопасности НАТО в рамках выполнения статьи 5 Вашингтонского договора. Я так понимаю, что орки этот месседж достаточно внимательно посмотрели, услышали и поняли, что от заявлений парламентариев западные государства могут перейти к действиям, учитывая катастрофу, к которой может привести отсутствие безопасности на данном объекте.
Я думаю, что эту тему они также будут использовать для дальнейших переговоров. У них больная логика, которая состоит в следующем: они сначала вроде бы создали проблему, потом вроде бы показали "акт доброй воли", как они это называют, и пустили миссию. А теперь, ребята, давайте уговаривайте Украину как-то начинать переговоры.
Украинская армия наступает полным ходом, особенно на юге. Скорее всего, у россиян перебиты все линии поставок, вся логистика, все боеприпасы и так далее. Очевидно, они по этому поводу сейчас будут раскручивать историю, чтобы нашелся кто-то в мире, кто уговорил Украину сесть за стол переговоров в тот момент, когда на поле боя инициатива полностью у украинской стороны.
– Совбез ООН планирует провести три заседания по Украине в этом месяце. Увидим ли мы последствия этих заседаний со временем, или разговоры останутся разговорами?
– Сейчас надо понимать, что пока существует право вето у Российской Федерации как у постоянного члена Совбеза, очень трудно говорить о каких-то результатах именно от этого органа в принятии решений. Давайте быть реалистами.
Однако с точки зрения увеличения коалиции поддержки Украины, с точки зрения объявления фактажа преступлений со стороны российской федерации и многих таких гуманитарных вопросов – это наивысшая дипломатическая трибуна в международной политике. Поэтому украинская сторона, очевидно, будет использовать это, и наши партнеры будут это использовать. Если мы и наши партнеры не будем говорить о преступлениях, которые совершает российская федерация на дипломатическом и политическом уровне, то это будет усложнять определенные моменты относительно, например, добавления скорости в увеличении санкционного давления против Российской Федерации и многих других политических процессов, которые Украина вместе с партнерами запустила для противодействия российской агрессии. Поэтому эти заседания надо рассматривать как дипломатическую возможность и возможность более детального политического позиционирования этого четкого разграничения государств: кто за Украину, кто колеблется, а кто, возможно, даже пытается Российскую Федерацию в рамках ООН поддержать.
– То есть мы должны считать это наивысшей площадкой для поиска поддержки и поставок нам оружия и тому подобное?
– Да, это одна из площадок, где мы раскрываем все преступления Российской Федерации, раскрываем все те страшные последствия, которые переживает наше государство для аккумулирования поддержки и ее консолидации в нашу пользу, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений в том, что Украина ведет справедливую войну. Давайте будем объективными, россияне не оставляют надежд достучаться до каких-то лоббистов, чтобы они придумали какую-нибудь историю, которая могла бы хотя бы частично защищать интересы Российской Федерации на Западе.
– Олаф Шольц заявил, что нужно продолжать переговоры с Путиным. Это перекликается с заявлением Макрона о том, что нужно продолжать диалог с главой Кремля. Он добавил, что Турция не может быть одной страной, которая продолжает общаться с Россией. Зачем они сейчас заговорили о диалоге с Путиным?
– Одна из причин – это борьба за лидерство в Европе с точки зрения политической субъектности. Если посмотреть, кто посодействовал разрешению продовольственного кризиса, то это Турция. Господин Эрдоган несколько лет продвигает тезис о том, что в Европе нет лидера, который может решать сложные политические вопросы или вопросы безопасности. И это он как раз доказал за счет своего участия. Это была пощечина.
– Это зависть?
– Да. Это была пощечина Макрону и Шольцу, которые провалили Нормандский формат, о чем сегодня уже можно открыто говорить. Все, что нам обещали немцы и французы в рамках Нормандского формата, было ни о чем. Все обнулилось 24 февраля, когда россияне фактически воспользовались этим форматом, существующими договоренностями и начали полномасштабную войну.
Кстати, президент Зеленский сделал очень правильный дипломатический ход на фоне этой истерии о "надо разговаривать" от Германии и Франции. Он расформировал делегацию, работавшую в Трехсторонней контактной группе в Минске. Если Российская Федерация позволила себе нарушить все имеющиеся международные договоренности, то украинская сторона выбирает те механизмы защиты, которые считает необходимым. Я к чему все это веду? Вот это действие украинского президента и начало широкомасштабного вторжения со стороны Российской Федерации – это похороны франко-германского лидерства в Европе. Они ни на что не влияют, ничего реально не решают. Они сегодня не являются лидерами в Европе, лидерство в этих вопросах принадлежит другим государствам.
Поэтому то, что они рассказывают о "поговорить" – они могут максимум говорить о каких-то экономических вещах, о компенсации, о том, как деньги сохранить в своих экономиках. Я имею в виду российские инвестиции и так далее. Остальное – все. Это ограниченные субъекты в интернациональных отношениях. Я убежден, что у Украины сегодня даже большая роль в мире, если мы не считаем статус в Совбезе ООН, с точки зрения популярности, силы и преданности демократии, чем у Германии и Франции. Мы в отличие от них ценностями не торгуем. И свободой тоже.
– Кто воспользуется этой ситуацией и станет лидером в Европе?
– Формируется новая ось – Британия, Польша, Украина, Турция. Это одна из составляющих нового геополитического проекта, а фактически - это формирование Новой Европы в противовес Старой Европе, куда войдут и государства Балтии, и государства Северной Европы. Это будет новый формат давления по сдерживанию российской федерации и, наконец, по приостановке продажности Старой Европы.