RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Для отстранения меня от должности не было никаких объективных оснований – экс-глава ОГХК о своем увольнении

Владислав Иткин считает виновным в своей отставке первого заместителя ФГИ

Владислав Иткин считает виновным в своей отставке первого заместителя ФГИ Фото:

После непродолжительного затишья, Объединенная горно-химическая компания (ОГХК) снова оказалась в эпицентре интриг и скандалов. Сначала в СМИ появилась информация о неоднозначном назначении Димитри Каландадзе заместителем председателя правления компании, а уже через несколько дней Фонд Госимущества (ФГИ) освободил от исполнения обязанностей председателя правления Владислава Иткина. Основанием для увольнения действующего руководителя якобы стали данные внутреннего аудита ФГИ, по результатам которого был выявлен ряд нарушений. Сам экс-руководитель категорически отрицает обвинения в свой адрес, считает выводы аудиторов необъективными и настаивает на безосновательности своего увольнения. Очевидно, что впереди ОГХК ждет не только очередная волна кадровых ротаций, но и борьба за титановые активы, находящиеся в управлении госкомпании.

О причинах ажиотажа вокруг ОГХК, эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности, влиянии олигархов на государственную кадровую политику и перспективах приватизации стратегических предприятий читайте в интервью "Апострофу" теперь уже бывшего государственного ТОП-менеджера, но авторитетного эксперта титановой отрасли Владислава Иткина.

"Смена руководителей ОГХК традиционно являются результатом кулуарных договоренностей олигархов, чиновников и силовиков".

- Владислав, кто сегодня руководит процессами в титановой отрасли Украины и определяет общий вектор изменений – западные партнеры, олигархи, схемщики-теневики, чиновники, политики, может ли "рука москвы"?

- К сожалению, о каком-то понятном векторе изменений сегодня нельзя говорить. Ситуация характеризуется, с одной стороны, полным ручным управлением, неопределенностью в результате войны и отсутствием какой-то общепризнанной и понятной "дорожной карты" преобразований, а с другой, непрозрачным характером принятия решений. Думаю, что руководят процессами чиновники, за которыми стоят определенные политики, а уже их мотивации формируются на основе полезных интересов, кулуарных договоренностей и собственных представлений о будущем. Периодически на них влияют иностранные партнеры и, в известной степени, общественное мнение.

- Судя по последним событиям, среди которых конфискация в пользу государства Демуринского горно-обогатительного комбината (ГОК), возвращение госконтроля над Запорожским титано-магниевым комбинатом (ЗТМК) и планов его дальнейшей приватизации, кадровых ротаций в ОГХК, желание политиков передать активы россиян в ФГИ и ограничить полномочия Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) – что происходит в системе управления государственными активами ?

- Хороший вопрос. Вот смотрите, конфискация Демуринского ГОКа и возвращение в госсобственность Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК) произошли фактически под давлением общественного мнения. Решение выставить ЗТМК дальше на приватизацию – это собственное творчество чиновников ФГИУ. Смены руководителей ОГХК – традиционно являются результатом кулуарных договоренностей, где переплелись интересы олигархов, чиновников и силовиков. Конкуренция за активы между АРМА и Фондом госимущества – это уже борьба внутри "Правительственного квартала". Какой-то государственной политики и желания построить что-то похожее на эффективную систему управления лично я пока не вижу.

Читайте также: "Удачное вНедрение на кого будет работать грузинский топ-менеджер?"

- По Вашему мнению, является ли сегодня вообще целесообразной приватизация ЗТМК, особенно учитывая, что это едва ли не единственный подконтрольный государству перерабатывающий титановый актив в Украине, а все остальные сырье-добывающие?

– Это очень противоречивое и не совсем логичное решение. В своем нынешнем виде, на существующей технологической базе, комбинат протянет еще максимум лет пять и превратится в металлолом, ведь титановая губка является рудиментом титановой индустрии. Сегодня на первый план выходят совсем другие технологии производства титана, более экономичные, менее вредные для окружающей среды и т.д. То есть, непонятно, кто из серьезных западных игроков титанового рынка может приобрести себе этот достаточно амортизированный и морально устаревший актив.

Однако его вполне могут приобрести бизнесмены, ориентированные на постсоветский рынок, где промышленные технологии этого уровня будут работать еще лет двадцать. Но зачем это Украине, которая стремится сама производить высокотехнологичную продукцию, развивать собственный ОПК, производить самолеты, БПЛА, электрокары и т.п.?

На мой взгляд, это предприятие следует не продавать за бесценок, а модернизировать с помощью государства и в обновленном виде положить в основу построения собственного замкнутого цикла титанового производства на основе активов ОГХК. Но это уже совсем другой подход к госуправлению и планированию экономического развития.

"Мы честно делали свое дело, поэтому сегодня находимся здесь в стране, а не где-то заграницей с чемоданами"

- По вашему мнению, какова нынешняя логика и стратегия ФГИ в титановой отрасли? Консолидация активов и усиление роли государства, наоборот, разгосударствление, привлечение крупных глобальных игроков или расчет на распределение собственности и конкуренцию среди бизнесменов среднего звена.

– Считаю что все выглядит гораздо проще. Есть те, кто видит будущее только в короткой перспективе и считает своей главной миссией приватизацию государственной собственности. А есть те, кто пытается смотреть немного дальше горизонта и понимает, что Фонд госимущества должен быть "корпорацией развития", которая должна создавать общественное богатство на отдаленную перспективу.

Читайте также: Металл для новой Украины: выдавить россию и замкнуть цикл

Первым не нужно погружаться в отраслевую специфику, искать союзников и единомышленников, что-то просчитывать, отстаивать, доказывать. Продается по большому счету все одинаково: спиртзавод, песчаный карьер или фабрика по производству аккордеонов.

А вот развитие – это совсем другое дело. Здесь нужны не менеджеры-исполнители, а управленцы-визионеры с высоким уровнем компетенции.

- Очевидно, что кадровые изменения на ОГХК отражают определенные политико-экономические тенденции. Как бы вы охарактеризовали свой период руководства ОГХК?

- Я горд тем, что даже недоброжелатели не решились обвинить нашу команду в измене национальных интересов и организации теневых поставок титанового сырья на подсанкционные территории. С 2014 года мы стали первым составом правления ОГХК, избежавшим подобных позорных обвинений.

Мы также провели полную переориентацию экспорта продукции на рынки США и Европы. Наши партнеры – это общеизвестные мировые лидеры титановой отрасли, а не какие-то новообразованные венгерские, австрийские или польские компании со скрытыми украинскими корнями.

Мы перешли на прямые закупки энергоносителей непосредственно у генерирующих компаний, без всяких посредников и прокладок.

Мы честно делали свое дело, поэтому сегодня находимся здесь в стране, а не где-то заграницей с чемоданами, открыто смотрим людям в глаза и не боимся никаких обвинений.

По крайней мере, в 2022 году ОГХК работала на Украину, а не наоборот – это я вам заявляю ответственно!

- Вы считаете, что 2022 год был удачным для ОГХК?

- Это был самый сложный год за все время Независимости и, пожалуй, самый плохой год в экономической истории современной Украины. Обстрелы, разрушение инфраструктуры, рост цен на энергоносители и топливо, увеличение производственных затрат, сначала полное блокирование, а затем значительное удорожание стоимости логистики, введение новых правил экспортного контроля и кардинальное изменение географии поставок – все это стало сложным вызовом для ОГХК, почти на 90 % зависит от экспорта продукции, вывозимой через порты Одесской области.

Металлургическая, химические, титановая отрасли не имели такие экспортные возможности, которые предоставила украинскому АПК "зерновое соглашение", а поставки продукции для ОГХК и других производителей стали возможны только с июля 2022 г. И даже в таких условиях, ОГХК смогла адаптироваться к новым условиям.

Мы перешли на прямые закупки энергоносителей непосредственно у генерирующих компаний, без всяких посредников и прокладок. Уже в мае мы получили собственные лицензии на поставку электрической энергии и природного газа, что позволило не зависеть от одного поставщика, закупать ресурсы на благоприятных условиях и экономить на марже. Расчетный экономический эффект только по газу составил 70 млн. грн. за осенне-зимний период 2022/2023.

Несмотря на войну, мы справились с своевременными выплатами заработной платы нашим работникам, сохранили более 5000-й коллектив, уплатили государству 206,9 млн. грн. дивидендов и стали одним из немногих госпредприятий, получивших доход 2,3 млрд грн. Из-за войны, некорректно сравнивать 2022 год с 2021 годом, как это обычно делается в сравнительной статистике. Давайте дождемся конца 2023 года, но также пожелаем всем нам, чтобы скорее наступил мир и наконец началось экономическое восстановление.

"Обвинения в мой адрес не выдерживают никакой критики"

Прошло уже несколько недель после вашего увольнения с должности и.о. председателя правления ОГХК. Наверное, у вас уже есть определенное представление о его инициаторах, причинах и основных целях. Поделитесь своими соображениями на этот счет.

– Я сразу прямо заявил, что за моей ничем необоснованной отставкой стоит первый заместитель председателя Фонда госимущества Дмитрий Клименко. Мне неизвестны его личные мотивы, но для отстранения меня от должности исполняющего обязанности председателя правления ОГХК не было никаких объективных оснований.

После отказа сложить полномочия добровольно мне был вручен для ознакомления проект аудиторского заключения по результатам проверки хозяйственно-экономической деятельности ОГХК за 2022 год. Правда, почти одновременно, фрагменты этого аудита были слиты в СМИ в качестве псевдо-доказательств моих якобы злоупотреблений. Несмотря на то, что срок, необходимый для ознакомления и предоставления ответа к выводам аудита, истекал 1 марта 2023 г., уже 15 февраля был издан приказ о моем увольнении. Вот собственно и вся история.

Причины, то есть голословные обвинения в мой адрес по результатам так называемого аудита – не выдерживают критики и являются полным фарсом. А что касается цели, то думаю она станет очевидной несколько позже, когда начнут приниматься первые управленческие решения.

- Была ли у вас какая-то беседа относительно своей отставки с руководителем ФГИ Умеровым? На сколько, по вашему мнению, он вообще, как говорится "в теме", и контролирует ситуацию в собственном ведомстве?

– Я не думаю что он вообще был осведомлен в вопросах моей деятельности и работы ОГХК, как таковой. Скорее всего, его ввели в заблуждение какими-то докладными записками на основе так называемого аудита и подтолкнули к принятию уже заранее готового решения. Очевидно, он не очень беспокоится о таких вопросах и занимается какими-то более неотложными делами.

- В своем заявлении в день увольнения вы публично отрицали объективность выводов аудита хозяйственно-экономической деятельности ОГХК со стороны ФГИ и назвали его "фальшивкой". Что именно не так с этим документом?

- Это не документ аудиторской проверки, а художественный рассказ с элементами детектива, фантастики и математики. Там нет объективности, а есть лишь попытка сфабриковать какой-нибудь обвинительный фактаж.

Относительно обвинений по поводу роста в 2022 году дебиторской задолженности более чем на 200 млн. грн., то авторы этого так называемого "аудита" включили в дебиторскую задолженность 111 млн. грн., которые на самом деле являются кредиторской задолженностью. Более того, то, что в аудите было названо "отгрузкой без оплаты" в адрес одной из компаний и "потерей товара", на самом деле было оплачено авансом. То есть ОГХК брала из этой компании деньги вперед, а не наоборот отгружала товар без оплаты. Наличие постоянного авансирования подтверждается многочисленными актами сверки. На конец каждого месяца ОГХК имела перед этой компанией кредиторскую задолженность: в июле – почти 6 млн. долл., в августе – 3 млн., в сентябре – более 3 млн., в декабре – еще 2 млн. Ни о каких потерях даже речь не идет!

Идём дальше. Теперь, за счет чего произошел рост общей суммы дебиторской задолженности почти до 1,7 млрд. грн? 165 млн – это не возмещенный в срок НДС. Остальные – спорные и безнадежные долги предыдущих периодов, в основном 2019-2020 годов. В частности, более 1,5 млрд грн. – это долларовые долги нерезидентов Bolwerk и Deffessa на сумму свыше 38 млн. долл, которые из-за увеличения официального курса НБУ выросли за год на 33%.

В реальности же чистая ликвидная дебиторская задолженность за 2022 год не выросла, а уменьшилась на 101 млн. грн. по сравнению с 2021 годом.

Одно из безосновательных обвинений прозвучало как заключение контрактов и дополнительных соглашений без согласования с ФГИ на общую сумму 35,52 млн. дол. Извиняюсь, но это тоже полный бред! Все документы для принятия приказов Фонда всегда передавались в срок. Суммы полученных авансов, объемы снабжения и т.д. приходились в отчетах каждую неделю и обсуждались на еженедельных совещаниях, причем ФГИ не сообщал о своих возражениях к выполнению заключенных договоров. Я не могу вспомнить ни одного случая, когда Фонд принимает решение об отклонении сделок. Кстати, в материалах "аудита" нет ссылок на какие-то документы ФГИ, которые подкрепляли бы этот ложный тезис.

Что касается цифры в 35 млн. долл., то это общая заявленная сумма поставок товара сразу по нескольким контрактам 2021-2022 гг. Все эти контракты были заключены разными составами правления и подписывались разными членами правления.

В заключение, о нарушении порядка расходов, не утвержденных годовым финансовым планами. ОГХК якобы незаконно потратила более 3 млн. грн. правовые, аудиторские, консультационные, рекламные и другие услуги. Я также не понимаю сути этой претензии ко мне, ведь представление и утверждение финансового плана на 2022 год происходит раньше времени, то есть должно быть сделано в 2021 году. А меня назначили на должность только 15.04.2022 года. Когда я пришел на предприятие, то в кратчайшие сроки исправил эту недоработку предшественников, а финплан на 2023 год был утвержден уже в полном соответствии с требованиями законодательства относительно сроков представления.

Обращаю ваше внимание - негативные заключения аудиторов касаются семи договоров 2021 и 2022 годов, хотя период проверки был только в 2022 г. Во времена моего управления был заключен только один договор на сумму 150 тыс. грн. на закупку услуг в области трансфертного ценообразования. Эти расходы предусмотрены финансовым планом 2022 года и обязательны по закону для представления отчетности в налоговую службу. Остальные шесть договоров были заключены и выполнялись предыдущим руководством. Один из самых больших договоров на 1,45 млн. грн. из 3 млн. грн. был подписан прошлым руководителем на услуги обязательного аудита финансовой отчетности 2021 на основании приказа самого ФГИУ. Без составления этого отчета была бы невозможна уплата первого транша дивидендов государству в сумме около 54 млн. грн. в июне 2022 г. Другие же договоры были заключены и выполнялись еще до моего назначения, только оплаты производились в 2022 году. Так о какой объективности идет речь?

Отдельно хочу подчеркнуть – все решения правления принимаются коллегиально. Голоса всех пяти членов правления по сути равнозначны, разница лишь в административных обязанностях, которые они выполняют в текущей деятельности компании. Достаточно удивительно, что обвинения в адрес коллегиального органа, которым является правление ОГХК, в представлении руководства ФГИУ влечет за собой персональные отставки.

Хотя весь этот "аудит" содержит почти 200 страниц подобной ахинеи, которую даже не имеет смысла комментировать. Как можно считать результатом аудиторской проверки текст, состоящий не из цифр, фактов и дат, а из "притянутых за уши", размытых во времени и пространстве предположений, к тому же непонятно кому адресованных?

- Также, в ваш адрес упрекалась нехватка ильменита на складах хранения и предпочтения при реализации продукции ОГХК торговым посредникам, вместо продажи товара по прямым контрактам.

- Нехватка ильменита на сумму 23 млн. грн. и отсутствие реагирования со стороны менеджмента – это полный фейк! Была создана соответствующая комиссия, проведшая тщательную ревизию с участием специалистов обоих филиалов с соответствующими лабораторными исследованиями, перевешиваниями, замерами и т.д. Даже проводили лабораторные исследования и преимущество штабелей ильменита, в которых, якобы, была обнаружена нехватка. Объемы ильменита проверили многочисленными маркшейдерскими замерами, сделанными в разные дни. Выводы этой комиссии об отсутствии недостатков отражены в официальных документах за подписями нескольких десятков ответственных лиц. Аудиторы либо не обратили внимания на этот факт, либо сознательно проигнорировали его в своем отчете.

Теперь о посредниках. Прежде всего, давайте четко понимать разницу между посредниками-трейдерами, организующими логистику к потребителю, финансирующими лот и посредниками-прокладками, которые годами паразитировали вокруг ОГХК и спекулировали на финансовых транзакциях.

Практика привлечения торговых посредников крупными добывающими компаниями существует по всему миру. Трейдеры работают на рынках не потому, что продавцы и покупатели не умеют считать деньги, а скорее наоборот. Существенным преимуществом трейдеров является то, что они берут на себя немалые риски и могут предложить свои выгодные условия, которые не может предоставить самостоятельно или продавец, или покупатель. Для западных крупных потребителей привлечение трейдеров экономически выгодно, поскольку они фактически предоставляют им финансирование из-за значительной отсрочки расчета.

С самого момента своего создания ОГХК всегда работала с трейдерами и почти не принимала на себя риски с доставкой руды не только на другие континенты, но даже в порты Украины. Стоимость доставки очень затратная, а если речь идет о лотах на тысячи тонн, то логистические расходы составляют миллионы долларов. Поэтому ОГХК не предоставлял логистический сервис покупателям в силу разных внутренних ограничений, рисков и дополнительных затрат.

Война изменила экономику, условия продаж и логистические маршруты. Из-за значительных финансовых рисков, блокирования портов, нагрузки на железнодорожную инфраструктуру, конечные потребители привлекали сервис западных трейдеров для организации закупок и логистических операций. Именно с такими компаниями по результатам электронных публичных тендеров и тщательных комплаенс-процедур ОГХК имела контракты. В любом случае, поставки лотов согласовывались непосредственно с конечным покупателем трейдера, как, например, было по контракту с Traxys (США), уполномоченным трейдером Chemours. Акционерами Traxys являются Carlyle Group – глобальная компания по управлению активами, стоимость которых составляет более 200 миллиардов долларов.

Под моим руководством компания ОГХК полностью отказалась от работы с маленькими трейдерами местного значения - оффшорными компаниями, у которых совладельцами или основными акционерами являются выходцы из Украины или стран СНГ. Их роль обычно носит спекулятивный характер и очень обременена коррупционной составляющей из-за связей с чиновниками и политиками. Более того, из прошлой практики работы компании именно такие трейдеры и были замешаны в поставках продукции ОГХК на рынок россии.

ОГХК, наоборот, смогла привлечь крупных игроков рынка из США и Европы, тем самым обеспечив стабильный сбыт продукции и постоянный приход валютной выручки на ее счета. За 2022 год компания полностью переориентировала свой рынок экспорта продукции, не отгрузив ни одной тонны на рынок России или СНГ, тогда как раньше более 50% уходило адресно для этих потребителей. Было время, когда ОГХК продавала почти 80% всего выпуска ильменита именно для России. А за весь 2022 год – "0". Почему-то предметом аудита со стороны Фонда госимущества этот вопрос до сих пор не стал.

Наверное, вы с самого начала должны были осознавать, для себя как для руководителя, всю опасность от подобных радикальных решений?

– Это сознательный выбор. Думаю, что, собственно, в этой плоскости следует искать истинные причины кадровых изменений в правлении ОГХК. Ведь многие традиционные и потенциальные посредники - это торговые компании с местными украинскими корнями, аффилированные с чиновниками и политиками. Все они оказались отодвинутыми от этой "кормушки". Я был неудобным руководителем, мешающим налаживанию новых коррупционных схем и не прислушивающимся к "добрым" советам старших товарищей, а ОГХК почти на год осталась без контроля со стороны покровителей и не приносила неправомерных доходов ни одному олигарху или должностному лицу. В нашей стране госменеджеру могут списать все – коррумпированность, некомпетентность, но только не независимость.

- Недавно на анонимных телеграмм-каналах прошла информация о том, что во время вашего руководства было заключено соглашение с одной из логистических компаний по перевозкам продукции ОГХК по завышенным ценам. Вроде бы, при рыночной цене перевозки 1 тонны ильменита в 70 долларов вы подписали сделку по цене 100 долларов. Как вы можете это прокомментировать?

– Я видел эти сообщения. Но там был "наезд" уже не столько на меня, сколько на господина Умерова, как будто он имеет хоть какое-то отношение к подписанию контрактов, проверке акционеров компаний и их способности реализовать поставки. Тот, кто писал это сообщение, даже не представляет, о чем он говорит.

Во-первых, ни одна из компаний в ходе тендера не предлагала ставку в 70 долларов. Во-вторых, в логистике минерального сырья, тем более в условиях войны, вообще не может существовать каких-либо четких референтных цен. Каждый имеет свой собственный маршрут, свои возможности и условия, поэтому ставки у каждого совершенно разные. В-третьих, был тендер, на котором сначала не было предложений от участников, а затем одна из компаний, по результатам процедуры переговоров подала ставку на декабрь. В феврале ставки увеличились. Условия и цены были проверены тендерным комитетом компании, после чего соглашение и документы были подписаны десятью сотрудниками различных департаментов. После одобрительных выводов специалистов по комплаенсу, вопрос был вынесен на рассмотрение правления. Все члены правления проголосовали за утверждение условий и тарифов, предложенных указанной логистической компанией. Конституцию изменить проще, чем сфальсифицировать эти процедуры и решения!

Если кто-то из этих "умников" считает, что цена транспортировки большого объема продукции в условиях войны, блокады портов, дефицита подвижного состава железной дороги, перегруженных таможенных коридоров и многократного увеличения стоимости услуг должна быть меньше – это не имеет никакого отношения к экономической реальности!

Вообще-то, вся эта писанина была направлена против господина Умерова, так что пусть его "аудиторы" на это теперь сами и отвечают. Для меня очевидно, что кто-то из своих просто пытается его подставить.

- Насколько можно понять из ваших слов, об отставке с должности вы узнали из новостей в СМИ. Как вы оцениваете такое явление как "увольнение через медиа" в системе государственного управления?

- Именно так. Я считаю, что система государственного управления должна следовать установленным процедурам и выдерживать определенные стандарты, в том числе этические. Иначе все это выглядит как беспредел и хаос, который может быть допустим, в известной степени, где-то в политике, но не в системе государственной собственности.

- Планируете ли вы подавать в суд на бывших работодателей?

- Меня больше интересует опровержение заведомо недостоверной информации в мой адрес и наказание причастных к утечкам в СМИ информации с ограниченным доступом. Все остальное – уже прошлое.

Какими Вы видите базовые сценарии дальнейшего развития титановой отрасли Украины с учетом всех последних изменений?

- В направлении развития нам необходимо сделать четыре условных шага: новые партнеры, новые правила игры, новые инвестиции и новые технологии. Первый шаг мы уже сделали. Второй – начали делать. Третий и четвертый будут быстрее, если пройти по крайней мере половину этого пути. Сегодня мы стоим одной ногой на втором этапе. Далее дилемма: пойдем дальше самостоятельно или в результате пинка от партнеров, или сделаем шаг назад.

Единственное могу сказать наверняка – возврата в токсичные объятия РФ уж точно не будет. Украинское общество и международные партнеры этого точно не позволят.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также

Новини партнерів