RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

"Украинскую Википедию редактируют патриоты, но есть там и российская "пятая колонна"

Эксклюзивное интервью с украинским редактором Википедии

Валентина Кодола Валентина Кодола Фото:

Википедия – это огромная свободная онлайн-энциклопедия, которая появилась не из воздуха, а благодаря волонтерской работе многих авторов. Украинская Википедия – не исключение. Но отечественному сектору свободной энциклопедии грозит опасность – прежде всего, из-за пророссийски настроенных администраторов и редакторов. Об этом в эксклюзивном интервью "Апострофу" рассказывает преподаватель истории, учитель-методист ВАЛЕНТИНА КОДОЛА, автор более 600 статей в украинской Википедии, которую за принципиальную позицию заблокировали в онлайн-энциклопедии бессрочно.

Уроки Википедии

- Валентина, вы – преподаватель истории и зарубежной литературы в школе. Как вышло, что вы начали редактировать Википедию?

- Я всегда стремлюсь к чему-то новому, поэтому постоянно в движении и в поисках тех методик, которые смогут сделать мои уроки интересными, содержательными, и дадут максимум знаний моим ученикам. Для этого я часто использовала материалы из статей Википедии.

И вот в ноябре 2011 года я увидела баннер с объявлением о конкурсе по написанию статей по теме "Французская осень". Это меня очень заинтересовало, я написала свою первую конкурсную статью "Зона (поэзия)". Всего их потом на эту тему было семнадцать. Получила специальный приз и диплом за высокое качество статей по литературе Франции. Дальше была победа в конкурсе "Пишем о благотворительности" (конкурс обогатил благотворительную тематику в украинской Википедии почти втрое). Потом еще ряд побед. Ну, и постепенно я перешла в "статус" жюри конкурсных статей.

– Что побудило вас редактировать Википедию, сколько времени вы посвящали этому?

- Став членом общественной организации "Викимедиа Украина" (это официальный представитель в нашей стране Wikimedia Foundation, владеющей Википедией и развивающей ее на международном уровне), я определилась с направлением своей деятельности - "Образовательная программа".

Мотивов было несколько: хотелось работать так, чтобы это было полезно всему обществу. Второе – хотелось, чтобы в Википедии можно было найти необходимые в моей работе материалы – некая профессиональная заинтересованность. Ну, и третье – хочется быть современным педагогом, развиваться, обучать детей и помогать коллегам. Что касается времени, то все по-разному. В зависимости от того, что нужно: редактировать, быть членом жюри конкурсов по написанию статей, развивать "Образовательную программу" или просто использовать ее на вики-уроках.

- Есть мнение, что использование Википедии в образовательном процессе – это плохо. Мол, ученик сам не думает, списал все из свободной энциклопедии и незаслуженно получил хорошую оценку. А здесь – целые вики-уроки…

– Все как раз наоборот! "Образовательная программа" предлагает широкий простор для применения Википедии в учебном процессе. Вики-уроки – это нетрадиционные интерактивные медийные уроки, где учащиеся работают с материалами Википедии и других сестринских проектов (викисловарь, викицитатник, викисклад и т.д.), осваивая учебную тему.

Такие уроки на этапе обобщения и систематизации знаний могут сопровождаться созданием коллективной или индивидуальной статьи по теме. Таким образом, ученики сами приобщаются к этому ресурсу (мои ученики, кстати, написали для украинской Википедии более 250 статей). Это развивает их коммуникативные навыки и навыки работы в Интернете с познавательными ресурсами, способствует формированию самостоятельного и критического мышления.

Да, многие учителя во всем мире запрещают учащимся пользоваться Википедией, считая ее ненадежным источником информации. Но, пожалуй, такие учителя не любят свою страну, не любят свой язык. Ведь легко что-нибудь осудить, труднее взять и сделать. Если кого-то что-то не устраивает в Википедии (а, конечно, такие моменты есть), так сделай ее лучше. Своим вкладом и вкладом своих воспитанников.

– Как активная работа в Википедии помогла вашей основной профессии?

- У меня, преподавателя с 34-летним стажем, звание "Учитель-методист". Я дважды входила в Топ-50 лучших учителей Украины по двум версиям. В 2019 году – Global Teacher Prize Ukraine и в 2020 году – национальный конкурс для учителей-инноваторов Teacher Innovation cup. Наверное, Википедия помогла.

Пятая колонна

– Как из простого автора украинской Википедии вы стали редактором, членом общественной организации "Викимедиа Украина"?

– Я часто была членом жюри. Сама прошла не раз путь конкурсантки, поэтому хорошо понимала психологию и мотивы участников. Пыталась быть толерантной именно с новичками, понимая, что первые неприятности могут навсегда отбить интерес к написанию статей. Наверное, это мне удалось, потому что некоторые конкурсанты стали активными редакторами и членами Викимедиа Украина. Ну, а потом и меня саму, в 2013 году, пригласили стать членом этой общественной организации.

– Когда вы почувствовали, что в деятельности украинского сектора Википедии присутствуют, так сказать, определенные "подводные камни"?

– Пожалуй, почти сразу. В украинской Википедии скрывавшиеся за никнеймами администраторы (подозреваю, что часть из них - пророссийской ориентации), начали травить активных проукраинских корреспондентов: удалять статьи, провоцировать викиконфликты. Я входила в этот круг жертв. Мы защищали друг друга, но многие не выдерживали и уходили. Если была конфликтная ситуация, и в ней участвовал редактор рашистской википедии – его отстаивали, а меня делали виновной и блокировали, чтобы я некоторое время не могла писать.

Все это сопровождалось постоянной агрессией со стороны лиц, не раскрывавших своих подлинных имен. Обращались на "ты", нецензурно выражались в чатах. Ситуация стала еще более напряженной, когда Юрия Пероганыча, одного из основателей Викимедиа Украина, в 2013 году не избрали исполнительным директором этой общественной организации. Я заступалась за него, и поэтому стала постепенно обрастать еще большим негативом.

Председателем правления "Викимедиа Украина" стала Наталья Тымкив. Я заметила, что в правление общественной организации начали приходить новые члены для того, чтобы ездить по зарубежным мероприятиям, организуемым Wikimedia Foundation. Хотя когда-то за это ругали предыдущих руководителей организации. И я об этом говорила. Начали нанимать один за другим менеджеров разных направлений, получавших немалые деньги. Я также спрашивала на общем собрании "Викимедиа Украина": а что именно они делают, за что получают зарплату?

Wikimedia Foundation выделял украинскому подразделению достаточно большие гранты – около 100 тысяч долларов ежегодно. Отчетности – как тратятся деньги, фактически не было. Тоже интересовалась этим вопросом неоднократно на общем собрании ОО "Викимедиа", но этот вопрос не замечали и ответов не последовало.

Конфликт перерос в критический, когда я просила средства на проведение еще одного тренинга для педагогов. Но средств на это не было выделено. Напротив, выставили меня скандалисткой из-за того, что я заступалась за активных проукраинских википедистов, задавала неудобные вопросы. В организации появилось много наемных работников – менеджеров по разным непонятным направлениям.

Неоднократно я и другие члены организации задавали вопрос – что делают менеджеры и какую они получают зарплату. Но ответа Правление организации никогда не давало. По своему характеру я человек, который нетерпим ко лжи, подхалимству, несправедливости, злоупотреблению своим положением. Теперь я понимаю, что они использовали это. И, наконец, спровоцировав конфликт между мной и еще одним членом организации, который и создал конфликтную ситуацию, без моего присутствия, потому что общее собрание проходило онлайн (а как можно "голосовать" онлайн, все знают). Без возможности сказать слова оправдания в свой адрес, подговорив еще и своих приспешников, в 2021 году проголосовали за исключение меня из Викимедиа Украина.

– Но это касается в основном финансов. Где здесь российский след?

- Когда началась полномасштабная война с рашистами, я не знала, что делать, чтобы поддержать себя и украинцев. И сгоряча поставила баннеры на статьи о рашистской федерации – мол, эти статьи требуют удаления, как несуществующий объект. Но это для меня был несуществующий объект, а не для "пятой колонны" в украинской Википедии.

Я написала админу, есть такой с ником Andriy.v – зачем он это сделал? Но после этого меня администратор Mykola7, который имеет сомнительную характеристику, заблокировал в украинской Википедии как редактора пожизненно. Об администраторе, который непосредственно заблокировал – Mykola7, ничего достоверно неизвестно, говорят, что засланный рашист.

Я нетерпима ко лжи и кумовству. Я патриотка Украины как гражданка и как преподавательница истории. Вот это и послужило причиной того, что меня начали коллективно травить, а потом заблокировали бессрочно. В большинстве своем украинскую Википедию редактируют патриоты, которые любят свою страну и желают, чтобы украиноязычная Википедия была лучшей в мире.

Но не стоит забывать, что идет полномасштабная война с рашкой. И она идет не только на фронте, но и в информационном поле. Частью которого, безусловно, есть Википедия. И нам необходимо досконально понимать, что представляют собой некоторые редакторы и администраторы.

Читайте также: Якудза в Википедии: кто стоит за коррупцией в украинском интернете

Читайте также

Новини партнерів